В декабре Воронеж получил сразу два удара по репутации. В сети активно обсуждают статью «Адмирал Кузнецов» нанёс удар по Воронежу». Вот что там, в частности, написано:
«Если раньше на жалобы о разбитых дорогах стыдливо отвечали «внесена в план ремонта на будущий период», то сейчас прямо говорят: мы ничего не починим, потому что нет денег. Либо, в лучшем случае, как в Воронеже: деньги есть только на магистральные улицы, на обычные - нет...
У нас на дорогах гибнет 25-30 тысяч человек в год… Плохие дороги каждый год убивают людей больше, чем теракты за всю новую историю России. Так что яма на дороге в Воронеже, Ростове или Краснодаре страшнее террористов».
Сразу после этого Рабочий проспект Воронежа от Сочинской до Карпинского стал шестым в рейтинге самых плохих дорог России в «списке позора» проекта «РосЯма»: «Дорога практически отсутствует на протяжении почти 1,5 км, это сплошные ямы».
В откликах на это событие писали, что таких дорог в наших городах - добрая половина. Сверни в сторону любого частного сектора и сразу увидишь величие государства; сколько бензина и человеко-часов сожжено на этих колдобинах, не говоря уж о загубленных подвесках и нервных клетках, учету не поддается. Но если такие дороги существуют – значит, это кому-то нужно; кому именно, большого секрета нет.
Одновременно с попаданием Воронежа в позорные списки прославился Петербург новейшими чиновничьими технологиями: там по жалобам жителей дорогу включили в районную программу ремонта и в ноябре прислали отчет: фото аккуратно заасфальтированной дороги. А на самом деле никакого ремонта не было – фотошоп-с. Вот как бесстрашны и жадны владельцы дорожных приисков!
Ушлые люди с большой дороги много лет собирают урожай плодов бюджетного финансирования на их ремонт, а дороги остаются убогими. Это напоминает грабеж прохожих на глазах сотен свидетелей, полиции, прокуратуры и ФСБ. Все видят и понимают: воруют откровенно! Но никто ничего не может поделать. Или не хочет. Почему-то.
Рука дающего не скудеет
Еще в августе Счетная палата РФ обнаружила в Воронежской области двойную оплату одних и тех же дорожных работ и даже откровенные фальсификации: например, по документам четыре объекта автодорог были сданы в эксплуатацию, а по факту - ни одного. Но вместо наручников и дела о мошенничестве в особо крупном все ограничилось представлением СП в дорожный облдепартамент, письмом губернатору и обещанием направить итоги проверки в Госдуму и Совет Федерации.
А это значит, что, несмотря на тяжкий кризис, чиновники с аффилированными фирмами будут по-прежнему класть асфальт в лужи, дождь и снег, чтоб через полгода снова черпать бабло на своем прииске.
Тогда же Воронежское УФАС сообщило о странностях конкурсов на ремонт дорог в области ценой под миллиард рублей. За контракт сражались ЦДС «Дорога», «Россошанское ДРСУ №1» и хорошо известное СМУ-90 (владелец - Вардан Агаронян, уставный капитал – 10 тысяч руб., основной профиль - работы по возведению зданий). Победило ДРСУ, которое за месяц до того столь же странно, по мнению УФАС, победило фирму «Дорожник», тоже засветившуюся в сомнительных конкурсах. УФАС же заявило, что положения об аукционе на 622 млн. руб. вообще не соответствуют закону. А кто разработал столь умелое положение, не сообщило.
Беда эта – не только в Воронеже. У соседей в Тамбовской области УФСБ недавно возбудило уголовное дело о мошенничестве в особо крупном размере против Орди Шамояна, брата известного бизнесмена Джамала Шамояна. Контракт в 119 млн руб. на ремонт дорог истек в сентябре, но дороги так и не отремонтировали, а все деньги фирма «Строй-лайн» (номинальный владелец Ибрагим Тамрян) получила авансом.
Для воронежских чиновников любимые, несмотря на их официальную бедность, дорожные подрядчики – тоже с юга: ООО «Земдорстрой» (уставный капитал 10000 руб.), владелец - Гурген Казарян; ООО «Навастрой» (20000 руб.) - Наири Нахатакян (60%) и Верануш Нахатакян (40%) и т.д. Много лет их рабский, как на галерах, труд опекал начальник местного Госавтодорнадзора Жозеф Еркнапешян.
Цифры откатов с дорожных миллиардов не раз называли в СМИ и соцсетях, а жирную черту под ними подвел сам губернатор Воронежской области грозным заявлением: «Время, когда дорожное хозяйство - это откаты до 40% и возможность украсть всем и вся, закончилось… Мы будем действовать жёстко». Однако система отлажена годами, и заказчики и подрядчики даже после этого обещания практически остались прежними. А 40% - это даже не сотни миллионов, а миллиарды!
15 сентября 2016-го босс дорожного облдепартамента Александр Дементьев, сменивший Трубникова, доложил, что за 6,3 млрд руб. дорожного фонда области отремонтируют более 200 км дорог с гарантией на 4-5 лет и приведут в «нормативное состояние» 300 км дорог. После чего расширение 1 км трассы Воронеж-Тамбов за 40,7 млн руб. доверили фирме «Воронеждорстрой» с уставным капиталом 11000 руб. Победитель оказался единственным участником аукциона; больше на крупный контракт никто не покусился.
Тогда же сам Путин на заседании Совета по стратегическому развитию объявил: «Мы должны качественно улучшить ситуацию с региональными дорогами!» и назвал их состояние «плачевным». А в чем причина плачевности, Президент РФ не догадывается. Но Минтранс понял его правильно и ответил обещанием добавлять в дорогие прииски по 40 млрд руб. в год.
При этом эксперты Всемирного экономического форума в сентябре отвели России 123-е место из 138 стран в рейтинге качества дорог - ниже Колумбии, Габона и Сьерра-Леоне. В 2015-м в ДТП на дорогах России погибли больше 30 тысяч человек; В.В.Путин назвал это «кошмаром», но никаких последствий его скорбь по погибшим не вызвала.
А в октябре воронежские дороги в рейтинге МОЦ «За безопасность российских дорог» оказались самыми опасными в Черноземье - 41-е место из 53 регионов.
Следом воронежскую фирму «Промсервис» оштрафовали в Липецке на 5 млн: сделали ремонт дороги некачественно и не уложились в срок. Но беспокоиться о репутации воронежским подрядчикам незачем: на итоги конкурсов она не влияет.
В первый же день зимы стало известно, что в мэрии Воронежа случился конфуз: ООО «Инвестдорсервис» отказалось от победы на аукционе, которой добивалось всю осень. Три дорожные фирмы пожаловались в УФАС: «СМУ-90», «Дорожник» и «Инвестдорсервис»; они проиграли фирме «Навастрой» Наири Нахатакяна в двух конкурсах на «освоение» без малого миллиарда, хотя предлагали меньшие цены. Часть документов «Навастроя» оказалась почему-то нечитаемой, но аукционную комиссию это не смутило. УФАС велело устранить нарушения, и комиссия вскоре заявила о готовности заключить контракт с «Инвестдорсервисом». Но почему-то тянула целый месяц. После чего победитель отказался от контракта: мол, исполнить его качественно до конца года физически невозможно – и времени мало, и погода уже не та.
В ответ чиновники предложили УФАС внести «Инвестдорсервис» в реестр недобросовестных подрядчиков, но УФАС им отказало: такие требования поступают чуть не каждый день, и если все удовлетворять, подрядчиков вообще не останется.
Забавные эти игры их организаторам, видимо, кажутся шибко мудрыми, хотя на самом деле суть их проста и очевидна.
Горячий снег
Активный ремонт дорог в этом году воронежские чиновники затеяли поздно, и асфальт повсеместно клали и в дождь, и в снег. Причем не только ямочный ремонт - целые дороги укладывали в снег и лужи. Специалисты уже много лет твердят: покрытие, которое кладут при температуре ниже +5С, да еще в лужи, не говоря уж о снеге, разрушается быстро. Каждую весну и осень это подтверждается, но с откатов выходят уж очень приятные цифры; на этом пиру не только Трубникову хватало на мешки и тазы с наличкой, здесь всем допущенным достается от пуза. Поэтому все остается по-прежнему, и в прииске обязательно сажают семена будущих ям, обеспечивая себе регулярный урожай. Из всех уголков Воронежской области в ноябре сыпались сообщения о дорожной порнографии.
В районе набережной Максима Горького асфальт принялись ремонтировать через 4 дня после его укладки ночью, в выходные, в мороз. Управа Центрального района сообщила, что если он опять покроется трещинами и ямами, наказание подрядчику будет страшным: заново переделывать свою «работу»!
Это что, нанотехнологии? – удивляются в соцсетях одни.
Нет, это мегаворовство! – отвечают другие.
Да что ямы! – негодуют третьи. – На новом объезде Воронежа уже через месяц колеи появились, а там километров пятьдесят асфальта!
Видел я, пишет четвертый, кто у набережной дорожные работы вел - все та же южная братва; так что забудьте про дорогу, весной она утечет с ручьями.
В Семилуках на улице Курская в ночь уложили новый асфальт, а через 2 недели приехала та же бригада, асфальт содрала и ночью в мороз уложила еще один.
На ул. 3 Интернационала несколько раз за полгода ямы латали, а они со временем только глубже становятся.
Массу эмоций в обсуждениях вызвала дорога на улице Владимира Невского от бульвара Победы к новостройкам: лет 15 назад здесь была обычная дорога, а теперь – полигон для испытаний подвесок и днищ; это чемпион Воронежа по ухабам и ямам! В соцсетях даже выложили фото с застрявшей там машиной из расположенной там же пожарной части. Никакие нормативы она блюсти не сможет: большую часть времени в пути на пожар машины пробираются по жутким колдобинам.
К декабрю шеф дорожного облдепартамента Дементьев пообещал грандиозный ремонт дорог в 2017-м за 2 миллиарда рублей, не считая дополнительных субсидий, и уже к сентябрю сдать 240 км автодорог на 50 улицах.
- Если всё будет хорошо, к концу 2017-го мы получим удобную и безопасную сеть дорог в нашем красивом областном центре, - объявил господин Дементьев, порадовав тех, кто не обратил внимания на слова «если все будет хорошо».
Главное – успеть «освоить средства» до ноября 17-го, посоветовали ему в соцсетях.