Кому доверят контроль за техническим состоянием автомобилей

МВД предложило возложить эти функции на Росаккредитацию

Недавно стали достоянием гласности очередные инициативы правительства, касающиеся проведения технического осмотра автомобилей. На этот раз рассматривается вопрос о лишении Российского союза автостраховщиков (РСА) функций контроля за операторами техосмотра.

МВД предложило возложить эти функции на Росаккредитацию

По мнению МВД РФ, автостраховщики не справились с возложенными на них обязанностями. Это привело к «массовой фальсификации, дискредитации института технического осмотра и росту аварийности». Для изменения ситуации МВД предложило с 1 января 2017 года передать эти обязанности  Федеральной службе по аккредитации (Росаккредитация). Хотя, полагаю,  не откажется и от возможности  вернуть техосмотр  «в родную гавань», как это было раньше.

При царе Горохе

Напомню, что государственный надзор за техническим состоянием автомобилей ввели спустя год после создания в структуре органов внутренних дел службы ГАИ.   8 июня 1937 года был подписан приказ НКВД СССР №228 ”О введении в действие инструкции о порядке производства Госавтоинспекцией технических осмотров автомотомашин и прицепов”. С тех пор в течение 75 лет этот процесс постоянно совершенствовался, но ни разу не уходил из ведения ГАИ-ГИБДД. Многие годы контроль был субъективным. Обычно рядом со зданием ГАИ строилась асфальтированная площадка, на ней размещалась металлическая эстакада. Весь техосмотр сводился к многочасовому ожиданию в очереди и визуальному осмотру автомобиля инспектором.

С началом массовой автомобилизации в 70-х годах прошлого столетия появилась острая необходимость в изменении подходов к организации государственного технического осмотра. 2 сентября 1970 года был подписан приказ МВД СССР ”О строительстве диагностических станций ГАИ  для контроля за техническим состоянием автомобилей”. Правда, за первые десять лет было построено всего десять таких станций в Москве, Ленинграде и Ростове-на-Дону. Проект провалился.

С 1974 года владельцам индивидуальных автомобилей начали выдавать талоны о прохождении государственного технического осмотра (ГТО). Они должны были находиться в правом нижнем углу ветрового стекла. Отсутствие талона в положенном месте было очень распространенной причиной остановки автомобиля инспектором.

В конце 90-х годов организационными вопросами техосмотра впервые занялось Правительство РФ. 31 июля 1998 года было издано историческое постановление №880 о введении в процедуру ГТО средств технического диагностирования. Однако, несмотря на массовое появление новых станций, техосмотр становился всё дороже, а очереди – длиннее. Недовольство граждан нарастало. На этой почве монополию ГАИ на техосмотр начали потихоньку расшатывать. Сначала её функции частично передали крупным автопредприятиям и станциям технического осмотра (СТОА). Затем Минтранс замахнулся на святое и выступил с инициативой передачи техосмотра из ГАИ в недавно созданные подразделения Российской транспортной инспекции (нынешний Ространснадзор). Тем не менее МВД убедило руководство страны в нецелесообразности такой реформы и ещё несколько лет продолжало править бал.

Не в ту степь

Но тут техосмотром заинтересовался РСА. Заметно окрепший финансово за десять лет действия закона об ОСАГО, этот союз посчитал себя более достойной структурой для осуществления контроля за техническим состоянием автотранспорта. Страховое лобби убедило в этом Госдуму и правительство.

И вот с 1 января 2012 года контроль над проведением техосмотра (ТО) передали из МВД в РСА. Без наличия диагностической карты о прохождении ТО стало невозможным приобрести полис ОСАГО, а без полиса  нельзя  зарегистрировать автомобиль в ГАИ. Вот такая получилась схема.

Право заниматься техосмотром предоставили коммерческим операторам, аккредитацию которых проводил РСА. Пройти ТО стало возможным у любого из операторов, независимо от места регистрации автомобиля. Предполагали, что в результате  техосмотр станет проще, доступнее, без лишних очередей и взяток.

Честно говоря, меня уже на стадии обсуждения законопроектов оторопь взяла. Понятно, что ГАИ сама себе испортила репутацию в вопросах технического надзора. С этим никто не спорит. Но как можно было доверять контроль страховщикам, у которых по определению в голове только сбор денег и извлечение прибыли? Это же абсурд!

Спустя два года законодатели поняли, что вместе с водой выплеснули и ребёнка. В 2014 году из нескольких областных дум поступили первые предложения лишить страховщиков функции контроля над техосмотром автомобилей. Депутаты посчитали, что рост аварийности по причине технических неисправностей был следствием недавних изменений в законодательстве.

По информации РСА, техосмотр стали проходить не более 20% автомобилей, остальные владельцы его попросту покупали. Операторов не пугала и введённая законом ответственность. Согласно новым требованиям, они должны в полном объеме возмещать вред, причинённый в ДТП из-за неисправностей, которые не были выявлены в ходе техосмотра. Однако норма закона предсказуемо оказалась мёртворожденной. Нередко и новый тормозной шланг может подвести сразу после выезда за ворота диагностической станции. Попробуй, докажи тут вину оператора!

МВД тоже посчитало, что в этой деятельности стал преобладать коммерческий уклон, а интересы государства ушли на второй план. Да и вице-президент РСА Сергей Ефремов недавно согласился, что “большинство автомобилистов избегают проведения технического осмотра транспортного средства и просто покупают диагностические карты”. Как говорится, занавес!

Скелет в шкафу

           А начался процесс превращения техосмотра в неприкрытый бизнес подозрительно быстро.  Как водится, возглавил его бессменный лидер продаж ОСАГО – ”Росгосстрах”. Уже 16 января 2012 года пресс-служба компании сообщила представителям СМИ  о том, что  “страховщик заключил 260 договоров с аккредитованными при РСА операторами по всей России”. Согласно этим  договорам, “Росгосстрах” получал от оператора техосмотра бланки талонов ТО. Сотрудник компании частично заполнял их для своих клиентов, оформлял договор о проведении техосмотра, получал оплату и перечислял деньги на счёт оператора. Страхователь принимал на себя обязательства представить машину на осмотр по указанному в договоре адресу, однако талон ТО и полис ОСАГО получал сразу.

По мнению страховщика такая методика позволяла максимально экономить время клиентов и упростить для них процедуру прохождения технического осмотра. Особо подчёркивалось, что никто из других страховщиков ОСАГО в настоящее время подобного сервиса не предлагает.  По сути “Росгосстрах” организовал продажу полисов ОСАГО в отсутствие у страхователей  действующих документов о прохождении техосмотра.

Многие эксперты посчитали тогда, что  такая практика противоречит закону об ОСАГО. А вот страхователи особо не сопротивлялись, так как ничем не рисковали. Никаких санкций к ним применить было нельзя: действующий полис в наличии, а обязанность показывать инспектору ГАИ талон о прохождении ТО убрали. Даже если впоследствии такой клиент становился виновником ДТП,  страховщик потерпевшей стороны не мог предъявить  ему регрессный иск (за исключением случаев, когда он управлял такси, автобусом и специализированным транспортом, оборудованным для перевозок опасных грузов).

Остальных участников страхового рынка такая форма партнерства “Росгосстраха” с операторами техосмотра явно не устроила. Посыпались жалобы конкурентов. Начались скандалы и судебные процессы. Первым пострадавшим оказался президент РСА Павел Бунин. Уже через пару недель после запуска этого мутного проекта он был отправлен в отставку.

Затем Федеральная служба по контролю за финансовыми рынками (ФСФР) наложила на “Росгосстрах” штраф в 500 тыс. руб. за неисполнение предписания  о прекращении незаконной деятельности. Однако Арбитражный суд Москвы  его отменил. Дело в том, что к тому моменту страховщик в одностороннем порядке досрочно прекратил действие упомянутого в предписании договора. Предмет спора отсутствовал. Ну, а “на нет и суда нет”.

Однако в марте 2013 года судебная коллегия Иркутского областного суда вновь признала ничтожным полис ОСАГО, проданный страхователю на основании частично заполненного талона ТО. В ноябре того же года Чувашское УФАС наказало “Росгосстрах” за навязывание клиентам услуг по проведению техосмотра у конкретного индивидуального предпринимателя. Жалоба поступила от других участников рынка, которые несли убытки от незаконной деятельности страховщика по выдаче полисов ОСАГО без фактического прохождения ТО. При этом сообщалось, что автовладельцам навязывались ещё и услуги по диагностике аккумуляторных батарей. Комиссия УФАС установила, что “Росгосстрах” ставил заключение договора ОСАГО в зависимость от получения платных услуг у “ИП Макарова”. Страховщик был признан виновным и оштрафован на 7,4 млн руб.

Это, конечно, не единственные случаи, когда предложенная ”Росгосстрахом” схема была признана незаконной. Но конкретные судебные решения у нас не являются обязательными ни для судов, ни для представителей страховщика в других регионах.  Так что полулегальная практика  продолжает  довольно успешно реализовываться по всей стране, в том числе и в Воронеже.

Игра не стоит свеч

Но давайте взглянем на ситуацию с другой стороны. В условиях, когда 80% автомобилей в стране эксплуатируются без техосмотра (полагаю, что РСА поскромничал, озвучивая эту цифру), по причине технических неисправностей происходят всего 1-2% ДТП! Тут впору гордиться ответственностью и профессионализмом наших водителей, которые без навороченных диагностических стендов обеспечивают требуемое техническое состояние своих железных коней. По итогам первого полугодия 2016 года по причине технической неисправности в стране зарегистрировано 2100 ДТП (2,9% от общего числа), в которых погиб 371 человек. Иными словами,  это менее одного ДТП в неделю в каждом из регионов.

Понятно, что даже одна смерть на дороге – это трагедия. Но посмотрите для сравнения: из-за низкого качества дорог за этот же период зафиксировано 34300 ДТП (47,1% от всех). Количество погибших в таких авариях в 10 раз (!)  больше, чем из-за технической неисправности. В этой связи возникают крамольные мысли: а не отменить ли вообще этот заскорузлый ритуал, коль уж он превратился, по сути, в очередной оброк приближённым к РСА коммерсантам? Кстати, однажды такое уже случалось. Постановлением правительства РФ №413 от 24.05.2011 г. был наложен годичный мораторий на прохождение ГТО для подавляющего числа легковых автомобилей, а также грузовиков с разрешённой максимальной массой до 3,5 т, прицепов, полуприцепов и мотоциклов. И ничего – пережили этот “апокалипсис” и его последствия вполне спокойно. В общем, польза ТО не доказана, бесполезность – очевидна. Ну, если уж совсем боязно, то можно оставить обязательным прохождение техосмотра для такси,  автобусов и транспорта, перевозящего опасные грузы. Остальных же автомобилистов оставить в покое.

Тем более что, согласно ПДД РФ, именно водитель транспортного средства обязан перед выездом проверять и в пути обеспечивать исправное техническое состояние своего авто. А в соответствии с общими нормами ГК РФ на него ложится и гражданская ответственность по возмещению причинённого в ДТП вреда. Так зачем же водителю платить ещё и за фиговый листок безответственному оператору техосмотра?

 

Сюжет:

Санкции

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №47 от 16 ноября 2016

Заголовок в газете: Реквием по техосмотру

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру