Воронежский УФАС выиграл у мэрии суд о незаконном навязывании «нужной» УК

О сравнительно честных способах ошкурения жителей через ЖКХ

Мэрия Воронежа проявила редкостную храбрость в навязывании жильцам новостроек «своей» управляющей компании и упорство в достижении необъявленной, но совершенно очевидной цели: контракт чиновников с нею явно был сильно намазан медом. Мэрия даже пошла в суды отстаивать свой интерес, но на прошедшей неделе арбитражный суд Центрального округа подтвердил законность решения и предписания Воронежского УФАС в отношении мэрии; можно считать это важным прецедентом.

О сравнительно честных способах ошкурения жителей через ЖКХ

А дело было так.

В 2014-м жители новостроек на улице Минской обратились в УФАС с жалобой, что мэрия не желает проводить конкурсы на право управления их домами. Дома эти сданы еще в 2006-2010 годах, и застройщик сразу навязал их жильцам УК «Родник». Сами собственники не смогли выбрать УК на общем собрании; даже сами собрания провести не смогли из-за отсутствия кворума, поскольку значительная часть квартир куплена «инвесторами» не для того, чтоб жить в них, а чтоб получать доход от сдачи или перепродажи. И такое происходит в большинстве новостроек: основные их обитатели – съемщики жилья или отчаянная молодежь, которая рискнула взять ипотеку и пожить «в нашей с банком квартире», надеясь каким-нибудь образом выбраться из ипотечной кабалы.

Застройщики легко навязывают жителям свою УК, и избавиться от нее потом мало кому удается. Доходит до откровенного рэкета: если люди отказываются подписать договор с «нужной» УК, им не выдают ключи от купленного жилья! А потом УК не настаивают на гарантийном исправлении брака застройщиком, а просто собирают на это деньги с жильцов. Да и тарифы на обслуживание и текущий ремонт такие УК завышают порой вдвое против средних по городу. Умерить их аппетиты некому.

По закону, если жители не смогли выбрать УК, мэрия обязана провести конкурсы. Но мэрию, в отличие от жителей, «Родник» очень даже устраивал, и требование закона она элементарно игнорировала.

УФАС проверило жалобу и в декабре 2014-го выдало мэрии предписание об устранении нарушений Закона о защите конкуренции. Они были очевидны, но мэрия и УК уперлись и весной 2015-го обратились в арбитраж с иском о признании предписания УФАС незаконным. Это упрямство заставило жителей вспомнить аналогичные дела мэрии, сильно чем-то пахнущие. Первое - навязывание мэрией еще под управлением Колиуха фирмы «Мегапрофит» для ремонта домов в ряде районов Воронежа; тогда «Мегапрофит» освоил крупные суммы из бюджета, а работа его вызвала акции протеста, письма жителей во все инстанции и даже уголовные дела, которые со временем были спущены на тормозах. Второе – откровенные симпатии мэрии к фирмам с «армянским» капиталом при освоении крупных сумм на ремонте дорог; о ремонте этом – разговор особый, а фирмы с уставным капиталом в десять тысяч рублей получали подряды на десятки миллионов рублей. Дороги же наши уже много лет не блещут здоровьем.

Судебные тяжбы длились долго, но против очевидного не попрешь, и арбитраж Воронежской области вынес решение в пользу УФАС. Мэрия, однако, даже не покраснела и подала апелляцию в Девятнадцатый арбитражный суд, а затем и в арбитраж Центрального округа. Суды обеих инстанций оставили в силе решение и предписание Воронежского УФАС.

Мероприятели

В прошлом году на рынке управления жильем с колоссальным объемом в 2,5 трлн руб. (а Минстрой РФ оценил платежи в ЖКХ более, чем в 4 трлн рублей) возникла паника: с 1 мая работать без лицензии УК было запрещено. Эксперты сомневались, что после зачистки рынок станет прозрачнее, и называли ситуацию крепостным правом: даже если на общем собрании жильцы голосовали за смену УК и расторгали с нею договор, она их решение в гробу видала и по-прежнему присылала счета; в Воронеже годами не могли разобраться с законностью двойных платежек, а юристы сетовали, что даже за самую откровенную фальсификацию протоколов общих собраний прокуратура никого никогда не карает.

Минстрой был уверен, что лицензирование отсеет 20% нехороших УК, сделает конкуренцию более добросовестной и привлечь инвесторов. Ведь этому рынку никакой кризис не страшен: люди экономят, скорее, на еде, чем на оплате ЖКХ: 98,5% собственников покорно оплачивают счета, и даже в кризис этот показатель падает лишь на 3–4%.

Из 2,5 трлн руб, проходящих через УК, 2 трлн - транзитные платежи поставщикам, 500 млрд - выручка УК за их услуги. За транзит платежей УК не должны получать доход, но на практике получают: например, кладут деньги на краткосрочные депозиты.

Точных данных о количестве УК в России нет. В «Фонде содействия реформированию ЖКХ» заявили о 49000 УК, в том числе 25000 ТСЖ и более 4000 ЖСК, но признали, что эти цифры относятся к 80% всех многоэтажек России.

Несмотря на колоссальный оборот, крупных игроков на этом рынке нет, весь бизнес УК - местного уровня. Обычно УК показывают не больше 5% рентабельности, но в Фонде уверены, что реально она выше 10–15%, и прибыль обычно прячется в «карманных» подрядных фирмах: вокруг любой УК есть пул субподрядчиков, которые обслуживают дома. В конце года УК отчитывается перед жильцами, на что потрачены деньги: например, 1 млн в месяц за уборку территории 100 домов. Это по документам подрядчиков, а уж как у них складывается цена - коммерческая тайна.

Самая распространенная схема получения неучтенных доходов УК - невыполнение заявленных работ. На втором месте - завышение их стоимости. На «видимых» работах - уборке территории, мытье полов и окон – они стараются не экономить, но это лишь 10% выручки, а 30–40% - на обслуживании инженерных сетей, отследить которое практически невозможно.

Еще одна форма бизнеса УК - размещение рекламы на доме или платежного терминала в подъезде. УК обязаны согласовать это с жильцами и делиться с ними прибылью, но обычно этого не делают. И совсем уж недоступны контролю жильцов чердаки, подвалы или крыши, которые УК сдают внаем – например, под базовые станции сотовых операторов.

Откровенного воровства платежей за «услуги» ЖКХ в последнее время стало меньше, а раньше за год-два УК собирали хороший урожай и подавали на банкротство. Это подтверждается средним сроком жизни УК - 3 года. А перед банкротством регистрируется новая УК с похожим названием и спокойно шкурит жителей дальше.

Все разговоры о трудном детстве УК и ее порядочности напрочь опровергаются

страстной борьбой за управление домами, которая зачастую доходят до бандитских разборок. Конфликтов между УК по стране - десятки тысяч в год. В Ижевске, например, жильцы девятиэтажки решили отказаться от услуг ООО «Единая УК» и выбрали новую. Но «Единая УК», директор и владелец которой - депутат Госсовета Удмуртии («Единая Россия», разумеется), оспорила решение собственников в суде, а когда суд ей отказал, «Единая» установила сигнализацию на подвал с коммуникациями. Бригада новой УК попыталась туда проникнуть, но приехал ЧОП и положил всех в снег, а «Единая УК» просто заварила вход в подвал и освободила дом, лишь когда на место лично прибыл замминистра строительства и ЖКХ.

Владимир Путин на прямой линии еще в 2013-м сообщил россиянам очевидное: УК часто аффилированы с местной властью: «Это такие микроквазимонополисты на рынке, которые забивают в конечную плату все, что можно забить… наворачивая на этом огромные деньги, неподъемные для граждан». Ну, констатировал – и что? Да ничего.

Сейчас УК в регионах обычно контролируют местные депутаты и чиновники, признал Фонд, и значительная их часть работает недобросовестно и безнаказанно. Мэрия Воронежа в ситуации с УК «Родник» лишний раз это подтвердила.

Между Цельсием и Фаренгейтом

В соцсетях обсуждают забавный и трагический момент – температуру в кранах горячей воды. И утверждают, что на ней в стране воруют миллиарды рублей. Вода в этих кранах должна быть температурой не меньше 60 градусов – так утверждает специальный ГОСТ. Если она холоднее, люди вынуждены тратить гораздо больше воды на душ, посуду и прочие нужды. Снижение температуры горячей воды всего на 5 градусов вынуждает нас покупать минимум на куб больше горячей воды в месяц, а это на 20% в месяц.

Тариф на горячую воду рассчитан из затрат поставщиков на такой подогрев ее, чтоб она в кранах была не ниже 60 градусов. На самом деле она обычно от 48 до 54 градусов. Ни один из замеров, сделанных в Воронеже, не показал 60 градусов, за которые мы дружно платим (98,5%!).

В Москве после аналогичных подсчетов и замеров юристы не раз выигрывали суды в пользу жителей и получали не только перерасчёт, но и моральную компенсацию.

В сентябре Правительство РФ сообщило, что с 2017 по 2019 год будет повышать цены на услуги ЖКХ, электричество и газ по уровню прогнозной инфляции - на 4,9%, 4,4% и 4,1% соответственно. Рост цен на газ для населения в 2017-м будет почти в полтора раза стремительнее, чем обещали раньше. В стране кризис, но правительство решило, что в первую очередь надо индексировать по инфляции не зарплаты бюджетников, пенсии, материнский капитал, а тарифы; доходы олигархов – это святое.

Кто владеет информацией, владеет рынком ЖКХ

Кроме властного ресурса, у нынешних УК есть монополия на информацию о состоянии домов, адресах, числе проживающих и т.д. Любая новая УК вынуждена создавать базу лицевых счетов заново, а взять ее негде: надо обходить дома, выяснять, кто здесь живет, запрашивать информацию в Росреестре и т.д. Это неподъемная задача.

Открытость данных о жилфонде должна обеспечить Государственная система ЖКХ (ГИС ЖКХ), в которую внесут всю информация о лицевых счетах жильцов и состоянии объектов. Полный переход на ГИС ЖКХ должен произойти с 1.01.2017.

Маловероятно, что лицензирование бизнеса очистит рынок от недобросовестных игроков, считают эксперты: если компанию лишат лицензии, а гендиректора - сертификата, собственник откроет новое юрлицо и назначит другого руководителя. Тем более, что сами жильцы весьма пассивны. Кричат-то многие и пишут письма в прокуратуру и обращения в суды, а принять коллективное решение о смене УК удается редко. Избавиться от влияния местных чиновников и депутатов тоже вряд ли получится: они давно уже отладили взаимодействие с «нужными» фирмами.

Лицензирование, по версии правительства, должно облегчить процедуру отказа от недобросовестных УК. ГЖИ может исключить дом из реестра лицензий УК, если та дважды не исполнила предписания Госжилинспекции после проверки по сигналу жильцов дома. Если таких домов наберется более 15% от всего жилфонда под управлением УК, решением суда она может быть лишена лицензии.

За 9 месяцев этого года в ГЖИ Воронежской области поступило 13 тысяч обращений - на 2 тысячи больше, чем в прошлом. По результатам их проверок инспекция выдала УК 501 предписание об устранении нарушений и составила 383 протокола об административных нарушениях. Как сообщили «МК в Воронеже» в ГЖИ, «возникли основания» для исключения из реестра 15 домов. В суде решаются вопросы о лишении лицензий УК «Коммунальщик» и УК «Стройсети». Дело долгое…

Как бы то ни было, никакой зачистки рынка не произошло. Чиновники, депутаты, энергетики и УК продолжают успешную добычу миллиардов из наших карманов.

 

Сюжет:

"Прямая линия" Путина 2016

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №44 от 26 октября 2016

Заголовок в газете: Каждый чиновник знает, где сидит фазан

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру