В Воронеже открылась выставка о "лихих" девяностых

Художник Саша Селезнев пишет свои картины при помощи Photoshop

В пабе на ул.Кирова, 5 открылась персональная выставка молодого воронежского художника Саши Селезнева "Рыжий лес". 31-летнего Сашу в Воронеже почти не знают. Для большинства он остается загадкой: по утрам работает дворником, убирает мусорные контейнеры, а вечером оставляет время для творчества и рисует картины в программе Photoshop.

Художник Саша Селезнев пишет свои картины при помощи Photoshop

То, что он делает, сам автор боится называть искусством. Саша не вращается в кругах воронежской арт-тусовки - предпочитает держаться в тени. Запоем читает Тургенева и Стругацих, смотрит Германа...

Как это часто бывает, за пределами малой родины Александра знают куда больше. Первая выставка художника прошла в этом году в московском центре дизайна «ARTPLAY". Продвигать художника в Воронеже решили его друзья, которые и организовали выставку на альтернативной площадке, в одном из воронежских пабов. В успех выставки поначалу не верили - слишком далеки и Саша, и его друзья от модной арт-тусовки. Но "Рыжий лес" удивительным образом выстрелил - как в свое время, минувшим летом выстрелило новое альтернативное некоммерческое арт-пространство "Столовая НОМЕр 15".

На открытии выставки "Рыжий лес" паб буквально брали штурмом - столь велик был интерес к творчеству загадочного художника, изображающего девяностые: «стрелки», горящие ларьки, футбольные фанаты и бандитские разборки. Картины развесили на стенах, а те, что не вошли в экспозицию, проецировали на экран под созвучные им песни ныне почившей воронежской синти-поп группы "Несмеяна". Кстати, это тоже проект Саши Селезнева, который в конце 2000-х годов наделал немало шума на андеграундной сцене. Некоторые музыкальные критики называли "Несмеяну" лучшей воронежской группой после "Сектора газа". Поначалу это была пародия на "Мираж" и перестроечное диско, но пародия мрачная, за жизнерадостным пиликанием клавиш и девичьим вокалом которой скрывались замогильные тексты со всеми приметами голодных девяностых.

Я помню, как в детстве ты меня всегда ругала

И все заставляла совсем с тарелки доедать,

Я глупой была, и в мойку суп я выливала.

Большая я стала теперь и жалко вспоминать

Ну а теперь совсем одна,

Я больна и голодна.

А рядом где-то с ночи до рассвета

Каша, суп, котлеты, колбаса,

Под курткой глухо воет голодуха

И в желудок спряталась душа.

Собственно, с обложек "Несмеяны" (одна из которых - портрет «маленькой Веры», выбитый на могильной плите) началось знакомство поклонников группы с Сашей Селезневым как с художником. Пиксельные, нечетные, с блеклыми цветами работы, на которых были то мертвые коммерсанты, то убитые чеченские боевики, то братки, обещавшие: "Я до тебя доберусь", находили все новых ценителей, вдохновлявшихся нуар-романтикой и трагизмом 1990-х. Кстати, до того, как работать в жанре цифровой живописи, художник рисовал картины в том числе и маслом.

- Для меня работать с маслом - очень долго. Я не уверен, что у меня есть столько времени. "Фотошоп" дает скорость, - признается Саша Селезнев.

На самый сакраментальный вопрос - почему он выбрал тематику девяностых, художник отвечает:

- Дело не в девяностых - мне нравятся драма и триллер, - говорит Александр. - Окружение здесь не играет роли: когда Герман снимал свои фильмы, он вдохновлялся 1950-ми и сочетал со своим детством темное Средневековье. По-моему, к 1990-м годам параллель со Средневековьем применима, точно так же, как и к сегодняшнему времени.

Нынешний Саша Селезнев далек от постмодернизма. Его он, кстати говоря, в прямом смысле слова послал в одной из своих картин. Единственный персонаж, которому он сейчас посвящает свои работы, - рыжеволосая незнакомка по имени Теряша (она же - Рыжая). Кто она, художник не признается. Известно лишь, что образ девушки - собирательный, и одним из его прототипов стала рыжеволосая кинозвезда Тинатин Далакишвили.

- Если тебе после выставки поступит предложение о работе, согласишься? - спрашиваю я художника.

- Я работал несколько лет в индустрии игровых услуг, когда попытался рисовать свое, меня уволили, - отвечает художник. - Подписывая трудовой договор, ты соглашаешься на определенную степень несвободы. На работе ты тратишь свою жизнь, а тебе ее компенсируют деньгами. Я сейчас занимаюсь тем, чем мне заниматься интересно.

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №44 от 26 октября 2016

Заголовок в газете: «Рыжий лес» через призму Photoshop

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру