В Воронежском театре оперы и балета открыли новый театральный сезон

Премьера оперы "Дон Жуан" прошла с успехом

Когда в Воронеже в последний раз была полноценная оперная премьера – вспомнить нелегко. Во всяком случае, минувший сезон больше запомнился скандалами, а не творческими достижениями. Не удивительно, что к новой постановке – опере В. Моцарта «Дон Жуан» - было приковано пристальное внимание публики. Премьера состоялась 17 сентября, а накануне руководство театра поделилось планами на предстоящий 56-й сезон.

Премьера оперы "Дон Жуан" прошла с успехом
В качестве реквизита - настоящая еда. Фото culturavrn.ru

Среди ближайших премьер стоит ожидать «Руслана и Людмилу» М. Глинки. Правда, не в оперном, а в балетном воплощении. Работа над спектаклем началась еще летом под руководством народного артиста России, художественного руководителя «Кремлевского балета» Андрея Петрова. Немало работы предстоит и оперной труппе. С обновленными костюмами и декорациями возвращается на сцену «Тоска» Дж. Пуччини. В планах – постановка к Платоновскому фестивалю искусств оперы Г. Седельникова «Родина электричества». Это первая попытка переноса платоновской прозы на язык музыкального театра. Кроме того, в театре задумались о возвращении в репертуар одной из самых популярных опер – «Кармен» Ж. Бизе, и о постановке (впервые в Воронеже) «Любовного напитка» Г. Доницетти. А любителей оперетты ждет премьера «Здрасьте, я Ваша тетя» О. Фельцмана.

           Планы, что и говорить, обширные. Но стоит ли им доверять? Опыт последнего времени показывает, что спешить радоваться не надо. К примеру, не далее как в начале текущего года художественный руководитель театра Андрей Огиевский анонсировал такие оперные названия, как «Черевички» П. Чайковского  и «Граф Калиостро» М. Таривердиева. И вот, спустя всего несколько месяцев, об этих планах в театре уже и не вспоминают. Причина, по словам худрука, в том, что опера на гоголевский сюжет в репертуаре уже есть, а юбилей Таривердиева прошёл «и мы не имеем права плестись в хвосте». Объяснение малоубедительное, ибо о том, что в афише есть «Ночь перед рождеством» Н. Римского-Корсакова, было известно с самого начала, а постановка хороших произведений вряд ли должна строго привязываться к юбилейным датам.

           Или другой пример, наглядно иллюстрирующий, как порой далеко расходятся репертуарные планы с реальным положением дел. Разговоры о постановке упомянутой выше «Родины электричества» начались 4-5 лет назад. Но планы так и оставались планами. Возможно, в этом сезоне опера всё же обретет сценическое воплощение. Жаль только автор, композитор Глеб Седельников, этого уже не застанет…

Долгожданное наказание развратника

           К счастью, в случае с постановкой оперы В. Моцарта «Дон Жуан, или Наказанный развратник» планы с делами не разошлись. Нет, был, конечно, предновогодний скандал между группой солистов и худруком, да и первоначальные сроки выпуска спектакля пришлось сдвинуть. Но какое это теперь имеет значение? Важно, что новый сезон Воронежский оперный открыл долгожданной премьерой. Успех, если не оглушительный, то весьма близкий к тому. Прежде всего хочется отметить музыкальную сторону постановки. Под руководством Андрея Огиевского солисты, оркестр и хор демонстрируют весьма высокий профессиональный уровень. И это в одном из самых сложных произведений мирового оперного репертуара!

           Восхитительна утонченная и женственная А. Черноволос (Донна Анна), весьма подвижен и уморительно смешон И. Горностаев (Лепорелло), чертовски обаятелен (а не крайне развратен, как у Моцарта) К. Афонин (Дон Жуан). Об исполнителе заглавной партии стоит сказать особо. Пожалуй, впервые Кирилл Афонин получил в театре столь крупную и сложную партию. Тем более отрадно, что молодой певец, идеально подходящий для этой роли по внешним данным, блистательно справился и с вокальными задачами.

Концепция, растворившаяся в дыму

           Особая интрига новой постановки состояла в том, что её осуществлял драматический режиссёр, худрук Воронежского камерного театра Михаил Бычков. В результате - взаимоотношения персонажей четко выстроены, исполнители много двигаются, используется компьютерная графика, в руках героев настоящее оружие, а на столе настоящая еда, сцену постоянно заволакивает дымом… Словом, всё красиво и зрелищно. Но за всем этим как-то слабо просматривается какая бы то ни было концепция. И сами собой возникают простые вопросы: о чём спектакль? Чем сегодня актуальна эта опера (кроме вечно прекрасной музыки, разумеется)?

           Озадачило и оформление (художник-постановщик Мария Вольская, Москва). Прежде всего своей нарочитой мрачностью, уместной, пожалуй, лишь в кульминационной сцене оперы. Такая сценография невольно заставляет вспомнить слова великого режиссера Бориса Покровского о том, что опере противопоказаны декорации, отличающиеся всеподавляющим эффектом: «Печальная участь постигает спектакль, в котором живописное решение оторвано или мало связано с ходом действия и музыкальной логикой, спорит с ними, мешает им, не находит с ними соответствия».

           Кстати, какова участь новой постановки? Предугадать сложно. С одной стороны, премьера ясно показала, что Андрей Огиевский способен вывести театр из затянувшегося творческого и управленческого кризиса. С другой – возникает вопрос: сохранится ли устойчивый интерес публики к «Дон Жуану», когда премьерные восторги будут позади? И еще один важный момент: занятость в спектакле приглашенных столичных солистов затрудняет его прокатные возможности. К примеру, в октябрьской афише театра «Дон Жуан» не значится.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №39 от 21 сентября 2016

Заголовок в газете: От «Дон Жуана» до «Родины электричества»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру