Итак, 12 августа депутаты Игорь Лебедев и Ярослав Нилов внесли на рассмотрение Госдумы законопроект, который дополняет КоАП РФ ещё одной статьёй. Согласно её нормам, водители будут освобождаться от ответственности в случае, если нарушение связано с противоречиями в требованиях разметки проезжей части и дорожных знаков, а также с несоблюдением установленных правил их применения.
Проще говоря, водителя не будут наказывать, если он совершит разворот в том месте, где знак разрешает совершать такой манёвр, а разметка - запрещает. Именно такая коллизия несколько лет назад наблюдалась у строительного университета, на пересечении улиц 20 Лет Октября и Станкевича. Отменят наложенный штраф и в том случае, когда перед стационарной камерой контроля скоростного режима не будет, например, знака дополнительной информации “Фотовидеофиксация”.
Доказательством невиновности водителя будут служить фотографии или видеозапись с места события, на которых зафиксированы противоречащие друг другу технические средства организации движения. При обжаловании постановления необходимо будет предъявить в ГАИ или в суд эти материалы.
В пояснительной записке к законопроекту депутаты обращают внимание на тот факт, что “невнимательное отношение лиц, ответственных за установку знаков и нанесение разметки к выполнению требований организации дорожного движения приводит к тому, что водители необоснованно привлекаются к ответственности”. При этом они считают, что принятие законопроекта создаст правовые условия для освобождения от ответственности водителей, хотя формально и нарушивших ПДД, но при полном отсутствии вины с их стороны. По мнению депутатов, отсутствие вины водителей в таких нарушениях очевидно, поскольку они явились следствием неопределённости требований организации движения. И с таким мнением нельзя не согласиться.
К слову, впервые на это обратил внимание бывший начальник ГАИ страны Виктор Кирьянов. В далёком 2008 году он по личной инициативе издал указание для всех сотрудников службы. В нём он распорядился всегда трактовать ситуацию в пользу водителей, если нанесённая разметка противоречит требованиям установленных дорожных знаков. Одновременно он потребовал от сотрудников ДПС при выявлении таких случаев принимать меры к ответственным должностным лицам.
Знаки преткновения
Много с тех пор воды утекло, однако грамотно организовывать дорожное движение у нас так и не научились. Да и ГАИ за много лет не набралась смелости для привлечения должностных лиц к ответственности.
В нашей области проблема безграмотной организации движения особенно актуальна. “МК в Воронеже” не раз приводил конкретные адреса искусственных ловушек. Вот лишь несколько примеров, когда откровенные ляпы были устранены после наших публикаций.
По окончании ремонта пр. Ясного на пересечении его с ул. Солнечной со всех трёх сторон дороги появились знаки ”Главная дорога”. А эта ситуация пострашнее, чем невидимый в кустах знак, запрещающий остановку: создана реальная угроза жизни участников движения! Несмотря на скандал, ни одно должностное лицо к ответственности не привлечено.
Как известно, безнаказанность способствует проявлению безответственности. И вот спустя несколько месяцев ситуация повторилась на улице Колесниченко, у “самолёта”. Очередной безграмотно установленный знак приоритета загонял водителей в ловушку: все на главной! Бейтесь, господа!
На круговой развязке у птичьего рынка по улице Хользунова знаки информировали водителей о том, что ”кольцо” - главное, а разметка требовала уступить дорогу при съезде с него. Откровенная чушь!
На пересечении улицы 60-й армии и бульвара Победы дорожные знаки поставили так, что все водители имели преимущественное право проезда перекрёстка. Потребовалось два месяца переписки, чтобы устранить этот абсурд. И вновь виновных в этом опасном для жизни бардаке не нашли. Не помогла и прокуратура.
Ну да ладно, с этими ляпами разобрались. Однако их число не сокращается. В районе дома №25 по бульвару Победы стоит ”кирпич”, который не виден водителям при съезде с магистральной дороги во дворы. Понятно, что вероятность ДТП на дворовой территории не велика, однако инспекторы ДПС там пасутся постоянно.
Недавно отремонтировали покрытие проезжей части дороги в Малышево, нанесли красивую сплошную линию разметки. Вот только ширина полосы иной раз составляет всего 2,6 м. вместо минимально допустимой 3,0 м. В результате фактически любой грузовик левой стороной захватывает встречку и становится злостным нарушителем. А ведь там ещё и “ПАЗики” на маршруте работают: страшно за пассажиров при встречном разъезде!
На обустроенных по улице Кольцовской парковках буквально в глазах рябит от ”одностороннего движения”. Очевидно, что авторы проекта хотели упорядочить места въезда и выезда транспорта с парковки: тут въезжай, там выезжай. Но использование для этого дорожных знаков ”Одностороннее движение” и “Конец одностороннего движения” - затея явно несуразная и противоречащая требованиям ГОСТа.
В то же время при наличии таких знаков на парковке можно и злостным нарушителем стать: сдашь назад и окажется, что “против шерсти” поехал. А за это полагается лишение права управления от 4 до 6 месяцев либо штраф 5000 руб. И это не больное воображение, а реалии жизни.
В последнее время всё больше систем фиксации нарушений устанавливается на перекрёстках и переходах. На ул. Домостроителей в районе одного из супермаркетов навесили комплекс автоматической фиксации нарушений “Фотофиниш”, установили знаки ”Стоп-линия”. Всё в духе времени. Вот только знак этот постоянно закрыт маршрутками, нарушающими правила остановки, а дублирующую этот знак разметку можно лицезреть всего пару месяцев в году. Поди, разберись: где нужно останавливаться для пропуска пешеходов? Многие не угадывают и получают от ГАИ ”письма счастья” по 800 руб. за штуку.
Кто виноват и что делать
Широкое распространение получила практика привлечения к ответственности за нарушение правил остановки и стоянки в местах, где сами запрещающие знаки установлены с очевидными нарушениями действующего законодательства. У Дворца спорта ”Юбилейный” знак ”Остановка запрещена” установлен прямо в ветвях дерева. Разглядеть его можно с расстояния не более 10 м. притом, что по ГОСТу водитель должен видеть знак уже со 100 м. Но инспектора ДПС прекрасно знают про этот “рояль в кустах” и с удовольствием предъявляют его удивлённым водителям при составлении протокола.
Чуть ли не ежедневно в течение нескольких лет таскали автомобили на штрафстоянку из-под знака ”Остановка запрещена” у дома №36 по улице Кольцовской. Однажды дотошный водила поинтересовался: а на каком, собственно, основании установлен этот запрет? Мэрия сразу в отказ: мол, знак не наш, мы не запрещали. ГАИ, как водится, отмолчалась. Знак потихоньку убрали.
Как мне кажется, такое халатное отношение должностных лиц к своим обязанностям не должно оставаться безнаказанным. И я в своих мыслях не одинок. Недавно заместитель министра внутренних дел, начальник следственного департамента Александр Савенков предложил дополнить УК РФ статьей, предусматривающей уголовную ответственность за несоблюдение установленных законом требований при ремонте и содержании автомобильных дорог. Вот это очень своевременное и разумное предложение. Иначе систему не изменить: водители так и будут расплачиваться жизнью, здоровьем и деньгами за халтуру должностных лиц.
Замечу, что борьба с дорожными ловушками - прямая обязанность Госавтоинспекции. Именно она должна осуществлять федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения. Однако сотрудники ведомства в последние годы от этой работы устранились, всё отдали на откуп муниципалитету. Инспекторы ДПС ежедневно ездят мимо дорожных ляпов, но никаких мер для их ликвидации не принимают. Иной раз без зазрения совести ещё и засады там устраивают.
Если судить по публичным высказываниям руководителей ГИБДД, то нет у нас проблемы, поднятой депутатами Госдумы. Во всяком случае, за последние 10 лет мне не довелось услышать о каких-либо результатах работы ГАИ по контролю за соблюдением правил применения знаков, разметки, светофоров. Ну, а о низком уровне профессионализма городского отдела организации движения и до этого было сказано немало, в том числе и губернатором, и мэром. Однако это не влечёт за собой никаких кадровых перемен. Так и живём.
Тем не менее, законодательная инициатива не может не обнадёживать. Главное, чтобы по осени, после выборов, депутаты не забыли о своих намерениях. Мы же все прекрасно помним, как перед предыдущими выборами нам обещали отменить транспортный налог. А воз и ныне там.