Народ платит дважды: отменят ли в России транспортный налог?

В Воронежской области его собираемость подошла к 90 процентам, но на качестве дорог это не отразилось

В понедельник Счетная палата РФ обнародовала результаты анализа содержания автодорог  и планирования дорожной деятельности в Воронежской области. 

В Воронежской области его собираемость подошла к 90 процентам, но на качестве дорог это не отразилось

Коллегия ведомства отметила, что дорожная деятельность в нашем регионе ведется недостаточно эффективно. Косвенно это подтверждается данными ГИБДД, согласно которым в 2015 году число ДТП, связанных с неудовлетворительными дорожными условиями, выросло на 16 процентов.

Были выявлены и откровенные нарушения в сфере дорожного строительства. На одном из участков, к примеру, реконструкция оплачивалась сразу из двух источников, по двум госконтрактам. А региональный департамент транспорта и автомобильных дорог заключал государственные контракты с превышением лимита, нарушив закон о контрактной системе на 85 миллионов рублей.

Деньги есть, дорог нет

Поговорка о том, что «деньги на дороге не валяются» - это не о нас. Не о наших дорогах. Наши дороги – настоящее золотое дно и хранят множество секретов финансового роста и успеха отдельно взятых коммерсантов и близких им должностных лиц. В Воронежской области собираемость транспортного налога подошла к 90 процентам, и весь он идет в Дорожный фонд. При этом дороги у нас не просто плохие, а очень плохие. Если бы работал принцип: нет денег – нет дорог, смириться с убогим асфальтом было бы легче. Но в том-то все и дело, что у нас работает не принцип, а парадокс:  деньги есть, а дорог нет.  В тазах и мешках Трубникова нашли только малую их часть. В чьих амбарах оседают остальные? И это только деньги транспортного налога. А акцизы на топливо, которые были призваны заменить транспортный налог? Они – где?

Общественная дискуссия на тему транспортного налога возникла не вчера и даже не позавчера: на протяжении многих лет ведется обсуждение глобальной и туманной темы: куда идут эти деньги? Почему в стране, где собирается этот налог, такие чудовищные дороги? В пылу обсуждения этой актуальнейшей для России проблематики родилась весьма продуктивная идея: а почему бы не сделать как у немцев – нации, более чем рачительной? Там, как известно, транспортный налог собирается в виде акциза на топливо, и в стране, таким образом, достигнута полная гармония между социальной справедливостью и экономической целесообразностью. То есть, налог платят абсолютно все, кто пользуется своим автотранспортом. Но равно в том размере, в каком и происходит это пользование: сколько проехал – за столько и заплатил. Справедливо по отношению к гражданам и выгодно государству, ибо собираемость этого налога – стопроцентная.

Акциз налогу не товарищ

Когда в 2012 году за отмену транспортного налога высказался Владимир Путин, у россиян отлегло от сердца: ну наконец-то! И действительно, исполнительная власть признала целесообразность реформы и подняла акцизы на топливо. Подразумевалось, что теперь пресловутый транспортный налог   будет заложен в новый акциз. Но тот, кто поверил обещаниям правительства, плохо знает сегодняшнюю Россию. Чем масштабнее и наглее надувательство, тем более органично оно вписывается в образ действия исполнительной вертикали. Это вам не Англия, не немцы. Ни чопорности, ни солидности, ни верности данному слову от нашей вертикали ждать не приходится. Потому акцизы у нас повысили, а транспортный налог отменить «забыли».  Наше правительство слегка обсчиталось. Как хитрый продавец, который обсчитывается всегда в свою пользу.

Существующий транспортный налог ущербен по нескольким статьям. Во-первых, он несправедлив. Он уравнивает тех собственников автотранспорта, кто активно им пользуется, с теми, кто им не пользуется вообще. На днях анекдотический случай произошел в Уфе. Инженер Михаил Сорокин 1940 года рождения когда-то работал администратором в Совете министров республики, но потом жизнь его пошла под откос: жену убили, жилье отобрали, и бездетный пенсионер остался на улице. Он получает пенсию в размере 7 800 рублей. В 2011 году  часть этих копеек стали удерживать. Оказалось, налоговая снимает с бездомного транспортный налог за микроавтобус, которого давно не существует в природе! В 1993 году его списали и разобрали на запчасти. При  этом ни в ГИБДД республики, ни в МВД Башкирии никаких архивных документов на этот микроавтобус нет. А налог на него (вместе с пеней) присутствует. Дикость, да и только, однако пенсионеру, который обречен доживать свой век на улице, от этого не легче.

Во-вторых, транспортный налог нелогичен не только с потребительской, гражданской точки зрения. Стопроцентной собираемости этого налога нет и быть не может, всегда найдутся те, кто не платит. А вот пользуется дорогами каждый гражданин, даже тот, кто уклоняется от уплаты налогов.

Самый простой и эффективный принцип звучит так: «платишь, когда едешь». Эта формула и справедлива, и эффективна, и обеспечивает стопроцентную собираемость. Ее последовательным проводником в Госдуме до сих пор был Сергей Миронов. Почему правительство упорно игнорирует законодательную инициативу «Справедливой России», остается только догадываться, хотя эту инициативу эсеры упорно продвигают уже не один год. Акцизы на топливо повышаются, и, видимо будут повышаться впредь. И если исполнительная вертикаль будет продолжать работать в том же духе, то и налог никто не отменит. Самое смешное (или печальное), что вся эта правительственная ловкость рук на состоянии дорог никак не отражается. Лунный рельеф асфальтового покрытия не зависит ни от величины налогов, ни от их собираемости.

Есть один неизвестно кому принадлежащий афоризм: «заполняя налоговую декларацию, в графе «иждивенцы», не забудьте написать «государство». Содержать этого ленивого и постоянно обсчитывающегося  недоросля с болезненным аппетитом россиянам становится все труднее. 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №34 от 17 августа 2016

Заголовок в газете: Народ платит дважды

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру