Появятся ли в Воронеже настоящие велосипедные дорожки

В 2016-м в городе уже произошло 46 ДТП с участием велосипедистов

Велосипедный сезон в разгаре. И среди профессиональных спортсменов, и в кругу простых любителей передвижения по дорогам на двух колесах. Сотни велосипедистов в Воронеже ежедневно испытывают судьбу на городских улицах, нередко пополняя сводки ДТП. 

В 2016-м в городе уже произошло 46 ДТП с участием велосипедистов
Порожки на велодорожке. Фото: Николай Киселев

Ситуацию могла бы исправить разветвленная сеть городских велосипедных дорожек. Если вспомнить все предвыборные речи и отчеты о проделанной работе наших депутатов и чиновников, то можно подумать, что у нас уже давно все опутано велодорожками, и ближайшее время у нас начнут перенимать опыт европейские столицы. К сожалению, и в этом вопросе между заявлениями властей и реалиями жизни – огромная пропасть.

В прошлом году глава Воронежа Александр Гусев в очередной раз поручил профильным управлениям мэрии активизировать работу по организации велосипедного движения. Чиновники откликнулись незамедлительно. Тут же было заявлено о строительстве двух велодорожек по набережным города вокруг водохранилища. Пообещали сделать новый заезд на Северный мост, восстановить на нем тротуар, уложить покрытие на улице Переверткина, выделить место под велодорожку на Чернавском и Вогресовском мостах. Завершить строительство планировалось  до конца лета 2016 года.

Проехав на днях по анонсированному маршруту, я обнаружил нетронутые в течение многих лет огромные дыры на тротуаре Северного моста, сквозь которые можно созерцать водную гладь воронежского моря. Тут уже впору устраивать аттракцион невиданной смелости, как для велосипедистов, так и для пешеходов. А вот на участке Ленинского проспекта от Брусилова до Арзамасской еще в прошлом году появилось несколько дорожных знаков, обозначающих совмещение велосипедной дорожки с тротуаром. Но не спешите бить в литавры. Протяженность участка не превышает 1 км, а состояние тротуарных плиток таково, что у велосипедистов после езды по ним могут камни в почках зашевелиться. Да и двухколесный друг от такого ежедневного испытания загнется раньше времени. Не случайно велосипедисты предпочитают по старинке ехать по проезжей части. Но это еще полбеды.

Настоящая засада поджидает велосипедистов у дома №92/1 при движении к Чернавскому мосту. Там из-за большого перепада высоты между тротуаром и проезжей частью с незапамятных времен были обустроены довольно крутые порожки. И вот теперь знаков наставили, загнали на этот тротуар велосипедистов, а про порожки даже не вспомнили. Получили экстрим с издевательством в одном флаконе.

Вилами по воде

Тем временем обещанные сроки введения велоколец уже на исходе.  Зато выборы на носу. Так что логичным будет вспомнить те места, где мы уже давно должны ездить на велосипедах в полной безопасности. Ровно три года назад, будучи еще кандидатом на пост главы города, Александр Гусев заверил электорат, что в 2014 году будет построена сеть велодорожек на месте трамвайных путей по улицам Краснознаменной, Острогожской и Южно-Моравской. Годы прошли, рельсы с трудом убрали, но до велодорожек дело так и не дошло.

           В том же 2014 году  активисты велодвижения договорились объездить совместно с чиновниками весь город в поисках мест для обустройства велодорожек. После яркой презентации, на которой почему-то не оказалось ни одного городского начальника,  участники акции шумной толпой проехали пару километров по Плехановской и Московскому проспекту. На этом план первого дня был исчерпан.

Уже на старте велопробега чувствовалось, что реально никто ничего делать не собирается: чаще всего звучали не идеи – как сделать, а причины – почему нельзя. Через пару дней об акции благополучно забыли.  Где пролягут километры безопасных велодорожек, так никто и не узнал.

Правда, в прошлом году с помпой «открыли» велодорожку на «Олимпике». На самом деле всего лишь нанесли пиктограммы с изображением велосипеда на построенную несколько десятилетий назад асфальтированную лыжероллерную трассу.

Время собирать камни

В то же время у нас, действительно, неплохо поставлено дело с проведением различных велофестивалей, массовых велопробегов. Воронежцы очень активно поддерживают такие всероссийские акции, как «День без автомобиля», «На работу на велосипеде».

Растущие пробки и безобразный общественный транспорт также способствуют увеличению количества любителей велосипеда. Проехаться в толпе единомышленников по перекрытым улицам, в сопровождении полицейских автомобилей – одно удовольствие.

А вот одному доехать утром от дома до работы – совсем другая история! Тут каждый велосипедист на собственной шкуре начинает ощущать, что он далеко не равноправный участник движения. Ездить на велосипеде по нашим дорогам реально страшно и опасно. И даже отличное знание ПДД не всегда спасает. Очевидно, что нужно не только прививать любовь к велосипеду, но и создавать безопасные условия для передвижения велосипедистов, а также атмосферу взаимного уважения на дороге. В текущем году в Воронеже произошло уже 46 ДТП с участием велосипедистов, в которых 6 человек погибли и 42 получили ранения.

В Москве сейчас функционируют более 150 км велодорожек. В Минске – около 30 км проложены вдоль всех центральных магистралей, а некоторые тянутся  еще многие километры вдоль загородных трасс. Появились велодорожки в Белгороде, Екатеринбурге, Краснодаре, Пензе и других крупных городах. И они не пустуют. У нас же Московский проспект по ширине проезжей части скоро со взлетной полосой аэродрома сравняется, но для велодорожки 2 метра никак не найдут.

Во всем мире велодорожки строятся для того, чтобы велосипедисты чувствовали себя полноправными участниками городского дорожного движения, а велосипед становился альтернативой личному автомобилю и общественному транспорту. Однако пустыми обещаниями и стильными пиктограммами на загородных тропинках ни одну из этих задач решить невозможно.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №31 от 27 июля 2016

Заголовок в газете: В ожидании чуда

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру