Сергей Гаврилов: «Промышленная политика должна быть активной»

Депутат от Воронежской области Сергей Гаврилов подвел итоги работы последней сессии Госдумы

Депутата Государственной думы Сергея Гаврилова специально представлять не надо. Его хорошо знают воронежские рабочие и интеллигенция, студенты и домохозяйки, - он знаком всем, кто голосует за КПРФ. Его активная законотворческая деятельность не может не вызывать уважения у региональной политической элиты.

Депутат от Воронежской области Сергей Гаврилов подвел итоги работы последней сессии Госдумы

Сергей Гаврилов, хоть и «пламенный» коммунист, но не трибун, а человек практического склада характера. Потому больше известен делами, нежели высказываниями. В Воронежской области он бывает едва ли не чаще, чем его коллеги по депутатскому корпусу, выходцы из нашего региона. Для воронежского избирателя Сергей Гаврилов давно уже больше чем просто «свой» депутат.

- Сергей Анатольевич, сейчас весьма популярна идея, что страну спасет импортозамещение, и у правительства будто бы есть план, как эту глобальную идею осуществить. Однако в реальности мы видим, что в последнее время резко упали доходы россиян, их покупательская способность. У вас есть свое мнение на счет рецептов выживания российской экономки?

- Импортозамещение само по себе - идея хорошая, но это не панацея. Экономика страны только тогда будет надежно защищена, когда будет работать промышленность. Советский Союз был, в первую очередь промышленной державой, и помнить сейчас об этом нужно не для того, чтобы просто ностальгировать. Необходимо взять лучшее, что было в советской экономике.

Для того, чтобы заработала промышленность, нужно обеспечить для реального сектора экономики доступ к «недорогим» банковским кредитам. Для этого нужно снизить ключевую ставку Банка России с 10,5% до 6-7%, и законодательно обязать Банк России выдавать целевые кредиты на длительный срок по ставкам, соответствующим среднему уровню рентабельности в соответствующей сфере экономики.

Сейчас Правительство Медведева запланировало значительное снижение расходов бюджета, и намерено резко сократить федеральные адресные программы, объем госзаказа. Я считаю это абсолютно недопустимым, если не сказать преступным. При такой политике в России просто не будет промышленности, а значит, не будет и стабильной, надежной экономики. Отказ от финансирования развития реального сектора поставит многие предприятия на грань банкротства. В условиях, когда угрозы НАТО - это уже существующая реальность, это подорвет и обороноспособность страны. Кроме того, я считаю вредными предложения Минфина об изъятии большей части прибыли акционерных обществ с госучастием на выплату дивидендов. Сейчас как никогда важно вкладывать максимальный объем средств в производство и на повышение оплаты труда квалифицированных работников, реальные доходы которых за последние 2-3 года сократились с учетом инфляции не менее чем на треть.

Мое глубокое убеждение, что экономить нужно не на людях труда, а как раз на финансовых спекулянтах, которые слишком хорошо живут за счет россиян. Надо на законодательном уровне провести финансовое оздоровление предприятий с целью предотвращения их банкротства и сохранения единого производственно-технологического комплекса стратегических, градообразующих и других наиболее значимых для экономики страны предприятий, которые имеют просроченные задолженности.

Для этого нужно создать государственную управляющую компанию и Фонд финансового оздоровления стратегически важных предприятий. Кроме того, необходимо возродить Генплан, не такой, конечно, каким он был в СССР, а обновленный, построенный с учетом сегодняшних экономических реалий, но он нужен, если мы беремся за возрождение промышленного потенциала страны всерьез. Промышленная политика не должна быть лозунгами или констатацией того факта, что все плохо. Она должна быть активной и заключать в себе целый ряд продуманных действий.

- Вы хорошо известны воронежцам своей законотворческой деятельностью, возглавляете Комитет по вопросам собственности. Как вам удается сочетать понятия об экономической целесообразности со своими политическими убеждениями? Есть люди, которые считают,  что настоящих коммунистов уже давно нет, и принадлежность к КПРФ стала просто вывеской…

- Не согласен! Экономическая целесообразность в текущий конкретный период времени как никогда нуждается в том взгляде, который несут представители нашей партии. Либералы уже достаточно «потрудились» над нашей экономикой, настала необходимость их поправлять.

- Например?

- Давайте возьмем в качестве примера такую важную сейчас - да и во все времена - тему, как участие коллективов в управлении предприятиями. Я как председатель комитета ставлю этот вопрос сейчас выше многих прочих. Недавно у нас в Думе прошел круглый стол, где мы обсуждали перспективы превращения этой, безусловно, народной идеи в конкретный законотворческий акт. К этой дискуссии я привлёк не только парламентариев, представителей регионов и директоров народных предприятий, но и руководство Института США и Канады РАН, а также экспертов Немецкого общества международного сотрудничества, известных отечественных экономистов и учёных.

Не только наш отечественный, но и, как ни странно, зарубежный опыт показывают, что участие работников в качестве акционеров и управленцев предприятий даёт очень хорошие результаты. В Германии значительно развито участие работников в управлении как акционеров, благодаря чему предприятия показывают высокую норму накоплений, успешно переживают кризис, преодолевают социальные конфликты. Это относится не только к сельхозпредприятиям, но и к высокотехнологичным производствам. Даже в Америке, в сугубо капиталистическом устройстве которой никто не сомневается, ещё в середине прошлого века приняли и развивают именно коллективную собственность трудящихся.

Даже за океаном понимают, что частная собственность на активы крупнейших компаний не должна быть столь значительно концентрированной. Примечательно, что работники владеют крупными пакетами акций и участвуют в управлении таких гигантов мирового авиастроения, авиакосмической отрасли, как Боинг (Boeing) и Локхид Мартин (LockheedMartin).

Наши основные конкуренты около 25% собственности распределили среди работников. Их также привлекают к повышению квалификации, к решению вопросов по будущим пенсионным накоплениям для трудового коллектива предприятий. По сути дела, это советский опыт по управлению предприятием через привлечение профсоюзов.

И вообще применение такой формы хозяйствования, как народные предприятия в кризисное время имеет существенные преимущества, потому что они способны справляться с подготовкой кадров: работники во многом лучше знают, как управлять, чем приглашенные менеджеры. Кроме того, работники вправе самостоятельно контролировать уровень зарплаты трудового коллектива и директора народного предприятия. И не менее важно, что народное предприятие – это одна из эффективных форм борьбы с оттоком капитала за рубеж.

- А есть ли примеры таких предприятий?

- Конечно, это Воронежский комбинат строительных материалов и Сельскохозяйственный кооператив «Воронежский тепличный комбинат», предприятие Совхоз им. В.И.Ленина, которые уверенно соединяют экономическую эффективность с социальной ответственностью. В качестве активного промышленного объединения трудящихся можно отметить деятельность старейшего профсоюза ВАСО.

Народные предприятия - это точка, в которой соединяются понятия экономической целесообразности и эффективности с важнейшим для нас, коммунистов, социальным аспектом – участием труженика в управлении хозяйственным процессом. Где труженик – сам хозяин, который не даст обмануть людей, не даст украсть, не даст ничего развалить.

- Вы заговорили о ВАСО, во многом ключевом предприятии для города, рабочие которого давно считают вас «своим» депутатом, и я не могу не спросить вас вот о чем: вы много усилий прилагаете к тому, чтобы ВАСО осталось в числе промышленных гигантов. Вы спокойны за дальнейшую судьбу завода?

- Сегодняшняя экономическая ситуация не располагает к тому, чтобы расслабляться, сокращение бюджетных средств будет происходить практически во всех сферах, это реальность, которая пока что для всех одна. Тем не менее, за последние годы ВАСО удалось достичь стабильного развития, и я полагаю, это позволит успешно преодолеть кризисный период.

Мы работаем над тем, чтобы поддержать наш ВАСО по нескольким направлениям, и прежде всего, я имею в виду долгосрочные контракты. Сейчас есть перспективы начать массовое производство самолёта Ил-96 для гражданских авиалиний, чтобы обеспечить перевозки пассажиров на Дальний Восток, в Калининград и другие регионы.

Это позволит обеспечить стратегическую промышленную безопасность России в области авиации. Второе направление – это поддержка производства легкого транспортного самолёта Ил-112 нового поколения. Пока реализация этих программ идёт без срывов. Важно усилить наш вклад в производство принципиально нового среднемагистрального самолета МС-21. Это обеспечит получение новых технологий, опыта, знаний.

Недавно мы встречались с министром промышленности и торговли Российской Федерации Денисом Валентиновичем Мантуровым, он подтвердил обязательства перед воронежским заводом в производстве этих самолетов. Такие перспективы очень радуют. Я убежден, что индустрия – это не только славное прошлое  Воронежа, но и его завтрашний день. В промышленности, в производстве я уверен, это и есть надежность, о которой вы спрашиваете.

И это ведь не просто красивые слова. От этих процессов зависит жизнь рабочих завода. Только за первый квартал текущего года профком ВАСО оказал материальную помощь членам своего профсоюза в размере 1,1 миллиона рублей, эти деньги выплатили людям, которым были нужны операции, у которых родились дети, у кого были другие жизненные ситуации, требующие материальной помощи.  

У нас в планах увеличить зарплату сотрудникам и продолжить работу по социальной поддержке ветеранов, семей с детьми и так далее. В будущем мы планируем расширить соцподдержку работников завода, в том числе, через строительство доступного жилья.

- Честно говоря, трудно поверить, что сейчас это возможно…

- Возможно все, но только тогда, когда управленцы и труженики не находятся по разные стороны баррикад. Когда и власть, и крупный менеджмент осознают, что рабочие руки – это главная ценность. Нет ничего важнее в экономике, чем труд человека. И если это понимание есть, этот труд уважаем, все будет хорошо.

- В рамках одного предприятия этого достичь, наверное, можно, но мы работаем на разных предприятиях и в разных учреждениях, а живем при этом в одной стране, и проблемы общие для всех. Например, стоимость услуг ЖХК, которая постоянно растет и становится для многих граждан России уже просто неподъемной. Причем, эта отрасль продолжает оставаться мутной, труднодоступной для понимания и вызывающей массу нареканий. У вас есть какие-то рецепты усовершенствования этой сферы? Чтобы она работала на человека и при этом не грабила его?

- Пока что в сфере ЖКХ, где рост тарифов превышает инфляцию в несколько раз, однозначно нужно замораживать тарифы. То, что произошло лицензирование управляющих компаний, увы, не спасло положения. До сих пор происходят ситуации, когда деньги из управляющих компаний утекают в неизвестном направлении, до сих пор точечно возникают скандалы с двойными платежками, а это значит, что ЖКХ остается полигоном для обмана потребителей и банального воровства.

Поэтому сейчас я участвую в разработке закона, который будет предусматривать административную и уголовную ответственность за невыполнение обязательств управляющих компаний перед жильцами. Я убежден, что сектор ЖКХ должен контролироваться государством. Государство попробовало отпустить ситуацию – не получилось. Значит, нужно ее исправлять, брать под жесткий контроль. И строго наказывать за то, что еще вчера сходило дельцами из сферы ЖКХ с рук.

- В разработке каких законов вы участвовали в последнее время?

- Хотите чтобы перечислил? (смеется…) Вообще-то это десятки разработанных и принятых Госдумой законов в области имущественных отношений, защиты прав дольщиков, поддержки малого и среднего бизнеса.

В этой работе мелочей нет. Например, я активно отстаивал принятие поправки на 100 миллиардов для ОАК, и добился ее принятия. Это большие деньги, в том числе для нашего ВАСО, серьезные проекты.

Но есть и поправки, которые, казалось бы, «мелкие», но для рядового жителя России очень важные. Например, я внес в закон поправку, призванную заморозить до 2020 года рыночную переоценку недвижимого имущества и базу расчета налога на недвижимость на уровне 1 января 2014 года. Это ущемляет доходы частных оценщиков, зато дачники, землевладельцы и предприниматели теперь сэкономят и точно не переплатят.

Важным моментом в работе комитета по вопросам собственности стал Закон о публично-правовых компаниях, который  предусматривает защиту госкорпораций. Сейчас этот закон, наконец, принят. В чем его значимость? В том, что государство «назначает»  проводников своей политики в различных областях хозяйственной жизни, ведь интересы частного капитала  не могут полностью совпадать с интересами государства -  это объективно, это реальность... А вы говорите, что нет настоящих коммунистов. Они есть, и как никогда, нужны своей стране.

- Жители региона тоже, бывает, остро нуждаются в помощи депутата Государственной Думы. И подчас в таких вопросах, которые касаются повседневной жизни. Лоббировать интересы региона – это трудно?

- Работа депутата вообще трудная, если делать ее по совести. И тут тоже важно иметь опыт. Удалось же, в конце концов, «пробить» субсидию на покупку автобусов на газомоторном топливе на приличную сумму – 246 миллионов рублей. Меня даже губернатор поблагодарил, вручил награду. И я ее очень ценю, хотя высшую оценку депутату ставят, конечно, избиратели.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру