Врач Воронежской инфекционной больницы Валентина Шестеренкина отметит 96-летие

Несмотря на солидный возраст, уходить на пенсию доктор не собирается

Она буквально посвятила всю свою жизнь медицине. Врачу областной инфекционной больницы Валентине Гавриловне Шестеренкиной 2 июля исполнится 96 лет. Если бы не суббота, доктор бы встретила эту солидную дату на работе, с коллегами и пациентами.

Несмотря на солидный возраст, уходить на пенсию доктор не собирается
Фото: Людмила Минаева

Валентина Шестеренкина спасала раненых на войне, работала в системе МВД, была более 30 лет главным инфекционистом Воронежской области. Уже 40 лет она официально на пенсии, но на заслуженный отдых врач до сих пор не собирается.

Работать, чтобы жить

До инфекционной больницы на улице Бахметьева, если нет своего транспорта, добираться неудобно - автобусы сюда не заворачивают, тротуар местами в рытвинах, а в дождь или снег явно приходит в негодность. По неровной дороге Валентина Гавриловна идет быстро и уверенно.

- Это ваш ежедневный маршрут? Далековато от остановки, - мы идем от Ворошилова практически через всю улицу Бахметьева.

- В этом и смысл! – бодро отвечает врач.

Валентина Гавриловна говорит, что только упорный характер и больница держат ее на ногах.

- Военная офицерская пенсия мне позволяет свободно жить. Но если бы я не работала, то давно бы уже лежала. Работа заставляет меня каждый день двигаться, хотя ходить уже не хочется, делать ничего не хочется. Конечно, все уже дается тяжело, тем более что я «сова» и вставать по утрам мне непросто, - говорит она.

Но своим пациентам и коллегам Валентина Шестеренкина нужна не меньше, чем они ей. Талантливый врач 35 лет возглавляла инфекционное отделение №1 - диагностическое. Доктор выезжала и вылетала по области на санитарном транспорте на эпидемии и самые сложные случаи; она видела болезни, о которых молодые врачи знают только в теории.

- Валентина Гавриловна — консультант неоценимый! Бывают нестандартные случаи, периодически выявляются «старые, забытые» инфекционные болезни, с которыми мы в силу возраста не сталкивались. В этих ситуациях мы просим ее посмотреть и дать свою оценку, поставить диагноз, - рассказывают коллеги Шестеренкиной.

- Она, безусловно, легендарный человек. Валентина Гавриловна не только спасала пациентов, но и являлась наставником для многих врачей-инфекционистов. Среди ее учеников был, в том числе, и я, - добавил главный врач Воронежской областной клинической инфекционной больницы Александр Монастырский. - В 1974 году я пришел сюда в интернатуру, Валентина Гавриловна была заведующей диагностическим отделением, мы учились у нее.

Впрочем, сама Валентина Гавриловна уверена, что «раньше лечить пациентов было проще».

- С бактериальными инфекциями все было определеннее: было четко очерченное заболевание и конкретные инструкции. Сейчас в большинстве случаев вирусные заболевания, с ними диагностика более «расплывчатая», антибактериальные средства на вирус не действуют. Например, респираторные заболевания и грипп протекают сходно, поэтому их труднее дифференцировать. Или выявляется какой-то новый вирус гриппа, но он же не у каждого больного, - говорит доктор.

Добровольцем на фронт

Несмотря на состоявшуюся карьеру врача, Валентина Шестеренкина признается, что оказалась в медицине не по призванию.

- Я вообще не хотела быть врачом! В школе «моими» предметами были математика, физика, химия — точные науки. Но в Воронеже до войны не было технического вуза, а я, домашняя девочка, никуда уезжать от родителей и бабушки не хотела. Мединститут у нас считался хорошим вузом, поэтому пошла туда, - вспоминает Валентина Гавриловна.

В 1938 году она поступила на лечебный факультет. Юная Валя училась усердно, была отличницей: «Если я за что-то бралась, то делала это как надо, а не как-нибудь».

Но «в штатном режиме» окончить вуз помешала война. Обучение ускорили. За год курс Валентины Шестеренкиной прошел программу четвертого и пятого курсов. Но госэкзамены сдать молодые врачи не успели — в Воронеже начались боевые действия.

- Все очень быстро произошло. Зиму и весну 1942 года мы прожили спокойно, а в конце июня начались ежевечерние налеты. Я отсюда выбралась на самолете, мне повезло. У моей одноклассницы на квартире жила жена лейтенанта, техника летной части, которая стояла на территории нынешнего мехзавода. Он сказал, что будет жену вывозить и, если я хочу, отправит меня вместе с ней. 1 июля 1942 года был большой дневной налет, город горел в разных частях, все уже было «кувырком». На следующий день нам объявили, что образование мы окончили, а вечером этот техник сказал, что в 8 утра надо вылетать. Он говорил, что будет еще самолет, но надо отправляться с первым. Действительно, во второй раз никто не полетел, - вспоминает Валентина Гавриловна.

Выпускница стала хлопотать, чтобы получить бумагу об окончании вуза, документ ей выдали прямо перед отлетом. Маленький военный самолет вывез ее и жену лейтенанта из Воронежа в Бутурлиновку. Так домашняя Валя оказалась одна.

В Бутурлиновке в то время тоже началась эвакуация. Но наша героиня решила отправиться не в тыл, а в армию.

- Наверное, из дома было бы труднее решиться пойти на фронт, а когда оказалась уже там, одна… Никто из родных со мной выехать не смог, даже этот лейтенант нас засунул в самолет, а сам остался в Воронеже. До Бутурлиновки он потом пешком три дня добирался, - рассказала Валентина Гавриловна.

Роковой переход

В военкомате ей выдали направление в Сталинград, куда Валя добралась на перекладных. Там ее определили в запасной полк. Войска стояли под Сталинградом и сдерживали подходивших немцев. За оборону Сталинграда позднее Президиум Верховного Совета СССР наградил Валентину Шестеренкину медалью.

Фото: из архива Валентины Шестеренкиной

Затем по Волге врач из Сталинграда отправилась в Астрахань, где формировалась 28-я армия. Люди прибывали постепенно, осенью армия сформировалась и под 7 ноября начала движение на Северо-Запад.

- Транспорта было мало, мы шагали батальонами по Калмыцкой степи. Комбат говорил: «Привал!» Это значило: где стоял, там и ложись. Мы падали. Только коснешься земли — сознание уходит. Как-то передовой отряд наткнулся на фашистов и с ходу вступил в бой. Казалось, что сил уже нет, но день наши были в бою, немцы все-таки отошли, - вспоминает Валентина Шестеренкина.

Одно из самых страшных воспоминаний о войне воронежского врача связано с рекой Маныч, на которой армия стояла продолжительное время.

- Немцы свой берег минировали, мы — свой. Как-то ночью они снялись и ушли. Утром дорога была разминирована, наш полк прошел, тихо и мирно. А мы остались уложить хозяйство: пока стояли, пополнились повозками. Нас повел командир санитарной роты, - рассказывает Валентина Гавриловна. — Так как повозок прибавилось, командир сказал, что мы можем ехать наверху на повозках. Я попала на воз ватных трофейных одеял. Был конец января, ветер такой, что полушубки пробивает. Наверное, девчонок раньше пробрало холодом, они соскочили с повозок и шли, весело разговаривая. Меня тоже начало «пробирать», и у них там весело так, я собралась к ним спуститься. Только эта мысль промелькнула, как раздался взрыв — повозка на свою же мину наехала. Меня волной скинуло на мерзлую почву, а их разбросало.

Всего шло семь человек, четверо погибли, Валентину Шестеренкину приняли за пятую погибшую. Когда она пришла в себя, возы уже разворачивали ехать обратно.

- Хорошо, что они еще были здесь, если бы они ушли, я бы замерзла. В степи нет ориентиров, только земля и небо. Повернись кругом — и все будет одинаковое, - сказала доктор.

Валентина Шестеренкина была контужена, но в госпиталь не пошла. Говорит, раз руки-ноги остались целы, значит, могла спасать раненых и — спасала, до конца войны.

Чем хороши инфекции

После войны Валентина Шестеренкина работала врачом в структуре МВД сначала в Усмани, потом вернулась в Воронеж. Мать возвращения дочери не дождалась — скончалась от рака. Родной город встретил фронтового врача разрушенным практически полностью.

- В феврале 1943 года мы освобождали Ростов. Там были разрушенные дома, но город был, жизнь была. А здесь — только пустые улицы. Это трудно представить, - вспоминает Валентина Гавриловна.

Медицинских учреждений нет, поликлиники ютятся в приспособленных помещениях. Как формировалась с нуля ее армия, так же пришлось создавать новую жизнь на руинах.

Фото: из архива Валентины Шестеренкиной

После увольнения из МВД, в 1953-56 годах Валентина Гавриловна прошла ординатуру по инфекционным болезням.

- Я понимала, что врач — это не специальность. Но чтобы стать хирургом, нужно было еще время, а у меня уже 10 лет стажа. На фронте мы мотали перевязки и гипсы да отпиливали по прямой — по сути, это же не хирургия, - Валентина Гавриловна рассказывает, как выбирала специализацию. — Мне нравились нервные болезни: интересно установить диагноз, но там печальный конец. А инфекции тем и хороши, что от них люди выздоравливают.

Валентина Шестеренкина спасала воронежцев от брюшного тифа, сыпного тифа, сибирской язвы, бешенства. Говорит, сама инфекций не боится — чтобы защититься от «заразы», надо всего лишь соблюдать определенные правила. Возраст тоже ее работе не помеха.

- Я одна живу, родных нет. С мужем мы были ровесники, но он умер рано — были последствия после контузии. Детей у нас не было, так что больница, можно сказать, моя семья, - говорит Валентина Шестеренкина.

- Валентине Гавриловне необходимо приносить пользу. Она у нас редкий, эксклюзивный человек! Человек, который и в таком возрасте сохранил здоровье и ясность ума. Понятно, что она уже не может работать с той нагрузкой, как молодые врачи. Сейчас у нее четверть ставки, одна палата, одновременно она курирует пять пациентов. Но долгие-долгие годы она работала со сверхнагрузкой! В то же время, она выполняет все современные стандарты. Но за «стандартами» Валентина Гавриловна, как и прежде, в первую очередь, видит пациента, – отметил главврач Александр Монастырский.

Коллектив заботится о своем почетном члене семейства, дружно отмечает ее день рождения, чествует ее на 9 мая, 8 марта и 23 февраля.

- Валентина Гавриловна — единственная женщина в нашем коллективе, которую мы поздравляем с Днем защитника Отечества. Потому что это действительно ее праздник, - говорят коллеги доктора.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27 от 29 июня 2016

Заголовок в газете: Рецепт долголетия

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру