Коварная эвакуация: как найти баланс интересов

Продолжаются попытки сделать эвакуацию автомобилей более цивилизованной

Задержание автомобилей, в просторечии называемое эвакуацией, существует и применяется Госавтоинспекцией с незапамятных времен. Однако до сих пор не удается найти баланс интересов всех участников этой замысловатой процедуры.

Продолжаются попытки сделать эвакуацию автомобилей более цивилизованной
Фото: из открытых источников

Несколько лет назад разработку нормативной базы по данному вопросу отдали на откуп региональным властям, к процессу эвакуации допустили коммерсантов и, что называется, выпустили джина из бутылки. Бесконечная череда громких скандалов прокатилась по всей стране.

Процессуальное действие превратилось в доходный бизнес и пока таковым остается. Знаки «Остановка запрещена» стали самыми популярными не только на центральных улицах, но и на городских окраинах. Машины начали буквально воровать на глазах у владельцев.

Разработчики тарифов на эвакуацию соревновались в оригинальности методик расчета. В одном регионе ее стоимость зависела от мощности двигателя, в соседнем - от массы автомобиля.

Не остался в стороне от происходящих процессов и Воронеж. В областном управлении по государственному регулированию тарифов (УРТ) посчитали, что пробег эвакуатора должен оплачиваться нарушителем из расчета 102 руб./км, причем в оба конца! Стоимость хранения легковых автомобилей на спецстоянке оценили в 20 руб./час. Очевидно, что утвержденные тарифы явно превышают сложившиеся в регионе цены, но чиновникам, как говорится, виднее.

После такого откровенного лоббирования органами власти коммерческих интересов прокуратура не могла не поддержать судебный иск одной воронежской автомобилистки. В суде установили, что оплата эвакуатора за суммарный пробег ”в оба конца”незаконна.  Такое правило противоречит  ст. 27.13 КоАП РФ, согласно которой нарушитель обязан возместить расходы исключительно на перемещение задержанного транспортного средства. То есть только те затраты, которые возникли с момента задержания транспортного средства до помещения его на специализированную стоянку.

Как оказалось, наши чиновники придумали такую методику расчета, чтобы коммерсанты еще и прибыль имели. В общем, приказ УРТ отменили как противоречащий федеральному законодательству. Новые областные тарифы “похудели” почти в 2 раза. Про оплату “в оба конца” больше не вспоминали.

Аналогичные процессы по отмене установленных тарифов успешно завершились в  77 регионах страны. Стала очевидной необходимость дополнительной корректировки федерального законодательства.

Ты их в дверь - они в окно

В прошлом году в КоАП РФ и Федеральный закон “О безопасности дорожного движения” была внесена очередная порция изменений,  направленных на прекращение нарушений и злоупотреблений в процессе эвакуации транспортных средств.

С тех пор задержание должно прекращаться, если водитель появился на месте до начала движения эвакуатора. А должностные лица, составившие протокол о задержании транспортного средства, должны присутствовать на месте задержания до начала движения автомобиля-эвакуатора. На этом положительные с точки зрения автомобилистов изменения закончились.

Тарифы, по-прежнему, можно было устанавливать наобум. Сократить перечень оснований для задержания автомобиля тоже не удалось. Депутаты запретили эвакуацию из-под знаков ”Остановка запрещена”, если рядом с ними отсутствуют таблички ”Работает эвакуатор”, и посчитали миссию выполненной. Наивные! Местных чиновников на мякине не проведешь!

Введенные ограничения были легко дезавуированы повсеместной установкой дополнительных знаков. Госавтоинспекция не возражала. В итоге,  законодательная новелла лишь увеличила расходы бюджетных средств на установку знаков, но не отбила желание запрещать все и вся. Просто, каждый запрет стал обходиться чуть ли не в 2 раза дороже из-за необходимости установки дополнительных знаков.

Вместе с тем,  новая формулировка ст. 27.13 КоАП РФ так и не дала четкого ответа на вопрос: кем и на основании каких нормативных правовых актов должна определяться стоимость расходов за перемещение и хранение транспортных средств на специализированной стоянке.

Без предоплаты

К этому моменту набрал силу и другой вопрос: почему автомобилисты не могут вызволить своих железных коней со штрафстоянки без предварительной оплаты стоимости эвакуации? Ведь гражданин имеет право на обжалование постановления о штрафе. Вполне возможно, что дело в суде он выиграет, эвакуация окажется незаконной.

Верховный суд РФ практику задержания автомобиля на специализированной стоянке до момента оплаты посчитал не отвечающей федеральному законодательству, противоречащей нормам КоАП РФ и нарушающей права граждан на владение и пользование имуществом. Госдума оперативно откликнулась и на это мнение.

7 июня были приняты очередные изменения и дополнения к статье 27.13 КоАП РФ, касающиеся введение единой методики установления тарифов на перемещение и хранение транспортных средств при их задержании.

Прогрессивное достижение новых формулировок состоит в том, что теперь закон разрешает забирать эвакуированный автомобиль со штрафной стоянки без какой-либо предоплаты стоимости эвакуации. Машину обязаны вернуть владельцу сразу после предъявления документов, необходимых для управления этим транспортным средством.

Принятая редакция закона предполагает, что срок и тарифы для оплаты штрафстоянки будут по-прежнему устанавливать профильные региональные ведомства, но уже по единым  методическим указаниям Федеральной антимонопольной службы.

В случае недоказанности вины водителя расходы на эвакуацию и хранение задержанного транспортного средства будут относиться на счет федерального бюджета. Вопрос о том, за чей счет работали эвакуаторы, в обязательном порядке должен быть прописан в постановлении о прекращении производства по делу.

Закон, в случае его одобрения Советом Федерации и подписания президентом РФ, должен вступить в действие с 1 сентября 2016 года.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру