Почему ужесточение законов не улучшает обстановку на дорогах

Новые предложения по «закручиванию гаек» поступают из разных ведомств

Депутаты Госдумы, правительство и прочие чиновники продолжают неустанную нормотворческую борьбу за наведение порядка на дорогах. За последние годы придуманы десятки новых составов административных и уголовных преступлений, внесены сотни ужесточающих изменений в действующие нормативно-правовые акты.

Новые предложения по «закручиванию гаек» поступают из разных ведомств
Фото: из открытых источников

Однако на дорогах спокойнее не становится: гонки, хамство, драки уже никого не удивляют. Вспоминается «нетленка» Виктора Степановича Черномырдина: «хотели как лучше, а получилось как всегда». При этом поток очередных изысканных предложений по дальнейшему «закручиванию гаек» просто зашкаливает. Давайте ознакомимся с некоторыми из тех, что планируются к введению в текущем году.

По инициативе ГИБДД обсуждается вопрос о введении запрета на регистрацию грузовиков и автобусов физическими лицами. Хотят оставить такое право лишь индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам. Ограничение должно содействовать установлению более жесткого контроля за этим потенциально опасным транспортом. Впрочем, это бабушка надвое сказала. А вот размеры штрафов для юрлиц всегда намного больше, чем для физиков. И это-факт.

Минтранс России нашел новый источник пополнения бюджета: c 1 января 2017 года чиновники хотят обязать водителей гужевого транспорта получать права, а повозки - регистрировать с выдачей регистрационных знаков.

Мэр Москвы Сергей Собянин поддержал предложение выдавать специальные удостоверения и на управление велосипедом. Осталось заставить пешеходов с пассажирами права получать, и будет вся страна платить за право передвижения по нашим тернистым дорогам.

Не дремлет и Следственный комитет РФ. Там недавно предложили ввести уголовную ответственность за вождение без прав. В ведомстве считают, что только такая мера может оказать воздействие на тех, кто несет прямую угрозу жизни и здоровью россиян.

Представитель СК РФ Владимир Маркин предложил приравнять управление автомобилем без водительского удостоверения к ношению оружия без соответствующего разрешения, и наказывать соответственно: лишать свободы на срок до 4 лет.

На этом фоне МВД РФ выглядит просто паинькой. Согласно инициативе этого министерства предлагается на год лишать водительских прав за три нарушения. А тех, кто сядет за руль, будучи лишенным - штрафовать на 10 тыс. руб. Список нарушений, за которые можно будет лишиться водительских прав, пока обсуждается. С большой долей вероятности в нем будут нарушения скоростного режима, сигналов светофора, правил остановки и стоянки.

Одновременно ГИБДД хочет упростить процедуру освидетельствования водителей на состояние опьянения. Предлагается исключить из процесса присутствие понятых и видеосъемку. И то верно: раз уж в судах безоговорочно доверяют инспектору, то зачем какие-либо другие доказательства?!

Презумпция виновности

Месяц назад Госдума приняла в первом чтении правительственный законопроект, который обяжет пьяных водителей вносить залог за возвращение задержанного автомобиля. Дело в том, что сейчас своевременно платит штраф только один водитель из трех. Осмелюсь предположить: если штраф поднимут еще в 3 раза, то и этот последний вовремя уже не заплатит. Доходы у народа все-таки далеко не депутатские.

Согласно планируемым поправкам водитель, задержанный в состоянии опьянения, сможет забрать свой автомобиль со штрафстоянки только после оплаты залога в размере максимально возможного по данной статье штрафа.

Судья, который будет выносить постановление по делу, сможет либо вернуть залог, либо обратить его в доход государства в счет уплаты штрафа. Предполагается, что такое «ноу-хау» лишит правонарушителя возможности уклониться от уплаты наложенного взыскания.

Вы только вдумайтесь: депутаты предлагают до вынесения судебного вердикта наказывать граждан огромным штрафом, интеллигентно обозвав его залогом. Презумпция невиновности после такого почина забилась в предсмертных конвульсиях.

При этом инициаторы законопроекта даже не подумали о мере ответственности тех, кто по злому умыслу либо недомыслию состряпает такое дело в отношении ни в чем не повинного человека. А ведь даже при нынешнем, явно обвинительном, уклоне судебной практики, такие факты иногда вскрываются.

Если человек в суде докажет свою невиновность, автор надуманных протоколов ничем не рискует. А жаль. Вот если бы в случае прекращения в суде возбужденного дела залог возвращался в двойном размере, да еще и за счет инспектора - это было бы справедливым. Но пока все идет по накатанной: «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать»! Прав был великий русский баснописец.

Шлагбаум на проспекте

Тем временем профильный комитет Госдумы по транспорту рекомендовал принять в первом чтении очередной правительственный законопроект на заданную тему. На этот раз хотят разрешить региональным и муниципальным властям вводить плату за въезд транспорта в отдельные зоны, в частности, в центры городов. И это притом, что такая исключительная форма организации движения реализована всего в нескольких городах мира!

У нас не мелочатся: шлагбаумы на дорогах прижились, пора и улицы с площадями делать платными. В качестве компенсационных мероприятий власти должны будут повысить качество работы общественного транспорта, организовать парковки, создать условия для безопасного движения велосипедистов.

Однако опыт предыдущих лет бесспорно свидетельствует о том, что у нас быстро реализуются только механизмы по отъему денег у населения. С расходной частью бюджета - вечные проблемы. Применительно к Воронежу уже и неловко вспоминать про обещанные легкое метро, скоростной трамвай, многоуровневые развязки, вместительные парковки, обустроенные велодорожки. Понаставить в городе шлагбаумов будет, конечно, проще.

Идея фикс

Для водителей, которые в нарушение ПДД РФ впервые допустили выезд на встречную полосу, хотят лишение права управления заменить штрафом в 10 тыс. руб. Сейчас, кстати, данное нарушение карается штрафом в размере 5 тыс. руб. или лишением права управления на срок от 4 до 6 месяцев.

Понятно, что бюджет нужно пополнять, иначе чиновникам придется ездить на отечественных автомобилях и сидеть на скромных стульях. Но меня поразила абсурдность официального обоснования этой идеи. По словам одного из авторов законопроекта «нередко водители…непроизвольно и ненамеренно выезжают на встречную полосу, например, из-за противоречия между дорожными знаками и разметкой или отсутствия необходимых указателей. Поэтому за первое такое правонарушение предлагается налагать исключительно штраф, увеличив его размер до 10 тыс. руб.».

Вообще-то, если нарушение совершается непроизвольно и ненамеренно, вследствие элементарного бардака на дороге, то и наказывать надо чиновников с дорожниками, а не водителей! Однако после принятия этих поправок вместо лишения «ни за что» нас будут штрафовать «ни за что», но уже не на 5, а на 10 тыс. руб. Браво, депутаты!

По-прежнему, на повестке дня вопрос о многократном повышении штрафов в отношении таксистов без лицензии, в просторечии - бомбил. Согласно этому проекту в случае первого нарушения незарегистрированные перевозчики будут рисковать штрафом в 30 тыс. руб., а при повторном - лишением прав.

Под нависшей угрозой бомбилы захватили в Воронеже все заездные карманы на остановках общественного транспорта и в ус не дуют. Да и в других городах ситуация похожая. Неужели депутаты думают, что порядок можно навести простым увеличением штрафа?

Таксисты, похоже, считают иначе: не платили 5 тыс., не будем платить и 30 тыс. Особенно притом, что никто и не требует: ГАИ, УГАДН стоят рядом, ездят мимо - ноль внимания к таким нарушениям.

Над законом

Иногда законодательные инициативы - как бальзам на душу затравленному автомобилисту. В прошлом месяце на рассмотрение Госдумы был внесен законопроект, предлагающий проводить освидетельствование на состояние опьянения на общих основаниях и для «неприкасаемых» категорий водителей: судей, следователей, прокуроров, депутатов и прочих представителей отечественной элиты.

Инспекторам ДПС хотели дать право отстранять от управления автомобилем и отправлять водителей на медосвидетельствование вне зависимости от их должности и статуса. Однако, в Генеральной прокуратуре посчитали, что принятие такой поправки может привести к необоснованному привлечению работников к ответственности с целью оказания на них давления.

После такого комментария судьба законопроекта предрешена. Прокуроры со своими работниками, как и прежде, будут разбираться сами. Ну, а ГАИ будет улучшать статистику за счет рядовых автомобилистов. Возможно, уже без понятых и видеосъемки.

Селекция участников движения по профессиональному признаку дает возможность и другим категориям граждан ощущать себя выше закона. Это я о нашумевшем недавно инциденте между группой московских отморозков из числа «золотой молодежи» и сотрудниками Госавтоинспекции, долгое время безуспешно пытавшимися остановить их безумный «Гелендваген».

После оценки событий начальником московской полиции Анатолием Якуниным все получили по заслугам: дорожные хулиганы - судебные постановления об административном аресте, гаишники - служебное расследование причин своей нерешительности. В очередной раз начали муссировать тему об ужесточении наказания.

Однако в суде выяснились интересные подробности. Оказывается, что сын вице-президента «Лукойла» Руслан Шамсуаров, получивший за неповиновение полиции 15 суток ареста, не заплатил штрафов более чем на 300 тыс. руб. Другая участница инцидента 23-летняя Мара Багдасарян имеет 130 неоплаченных штрафов за нарушение ПДД.

Но Госавтоинспекция бездействовала до тех пор, пока эта молодая поросль российского бомонда не показала свои мерзкие повадки на всю страну. Ничего не замечала и служба судебных приставов, которая иной раз из-за копеечной задолженности мгновенно находит и закрывает счета в банке у простых автомобилистов. Забыли и о том, что закон давно разрешил им приостанавливать право гражданина на управление транспортным средством при сумме задолженности выше 10 тыс. руб.

Так, что далеко не все у нас равны перед законом, как бы нас не пытались в этом убедить с высоких трибун. И строгость законов, по-прежнему, компенсируется необязательностью их исполнения.

Вот бы остановить этот безудержный маховик карательного законотворчества и заняться справедливым исполнением тех законов, что уже существуют. Заставить бы правоохранительную систему эффективно работать на постоянной основе, а не только по резонансным происшествиям. Глядишь, и отморозки с дорог исчезнут, и нарушителей станет поменьше. Не зря ведь еще древние римляне поняли, что эффективность наказания состоит не в жестокости, а в его неотвратимости.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №24 от 8 июня 2016

Заголовок в газете: Карательная терапия

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру