Минтруд РФ предлагает возродить «Закон о тунеядстве»

Станут ли безработные платить налоги?

Правительство наше в неустанной заботе о народе своем ежемесячно изобретает новые формы его стимуляции. Видимо наверху в очередной раз убедились, что население ко всему привыкло, что оно проживает во благости и спокойствии, поэтому ему необходимо дать некую встряску.

Станут ли безработные платить налоги?
Кадр из фильма "Операция "Ы" и другие приключения Шурика

Новая задуманная встряска коснется не всех, только лишь неработающей части электората. И речь в этом случае не идет о несовершеннолетних, студентах или пенсионерах. Под действие готовящегося законопроекта должны попасть именно безработные. По примеру братской Беларуссии Минтруд России предлагает ввести налог для трудоспособных, но официально не работающих граждан. Такую возможность озвучил заместитель министра Андрей Пудов. Новость эта пришлась на дни празднования 71-й годовщины Победы, поэтому в должной мере не удостоилась ни тщательного обдумывания, ни обсуждения. А подумать есть о чем.

Белые ручки чужие труды любят

Заявленная позиция правительства в общем и целом понятна. Минтруд якобы ратует за легализацию рынка труда, за официальное заключение трудовых договоров и выплату работниками страховых взносов. Цель вроде бы благая – наполнить, таким образом, опустевшую во время кризиса государственную казну. И к тому будто бы есть подвижки: за последние полтора года удалось добиться заключения трудовых договоров на 2,5 млн единиц больше, чем в предыдущий период. Принятие же нового закона, на манер того, что с 1 января 2016 года действует в Белоруссии, призвано усилить контроль государства за экономической деятельностью индивидов и распределять трудовые ресурсы в нужных ему направлениях.

Это не первая попытка разработать и принять так называемый «Закон о тунеядстве». Началось все еще в августе 2015 года, когда представители некоторых региональных заксобраний выступали с инициативой ввести понятие тунеядства и возродить ст. 209 УК РСФСР. Однако мнение избирателей по этому вопросу разделилось. В декабре 2015 года всероссийский центр изучения общественного мнения провел опрос, согласно которому лишь 46% граждан высказалось за принятие подобного закона. А в феврале 2016 года министр труда Максим Топилин уже официально опроверг разработку законопроекта. Поэтому громом среди ясного неба прозвучало заявление его заместителя.

От трудов праведных не нажить палат каменных

Так что же считать тунеядством и кого тунеядцем? Если брать определение советских времен, тунеядство заключается в длительном, более четырех месяцев подряд (или в течение года в общей сложности), проживании совершеннолетнего трудоспособного лица на нетрудовые доходы с уклонением от общественно полезного труда. Но Минтруд предлагает обременить новым налогом не тунеядцев, а безработных. А в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. безработный - это трудоспособный гражданин, который не имеет работы и заработка, зарегистрирован в службе занятости в целях поиска подходящей работы и готов приступить к ней.

Он-то готов, только вот работы по специальности или же с более-менее достойным заработком для него нет. Человек числится на бирже труда, перебивается случайными подработками, по большому счету не в состоянии содержать свою семью, а гуманное государство хочет с него каких-то налогов. Не абсурдно ли это само по себе? Во-первых, из каких таких источников безработный будет платить, а во-вторых, если он получает пособие по безработице (максимальный размер которого в той же Воронежской области не превышает и 5 тыс. рублей), то с каких доходов будет начисляться тот налог? Минимальный же размер пособия по безработице вообще 850 рублей, и что с этого можно взять? И наконец, получается так, что государство одной рукой дает человеку пособие, а другой часть его забирает.

Сама мысль о том, чтобы облагать налогом сумму в 5 тыс. рублей выглядит как-то кощунственно. Может быть, разработчики законопроекта не имели в виду официально безработных, а только тех, кто получает так называемую «серую зарплату»? Так их практически невозможно вычислить, а уж тем более определить, какую сумму дохода облагать налогом. Если минимальную заработную плату, которая, например, в нашем регионе не превышает 8,5 тыс. рублей и которая же официально показывается работодателем, то овчинка выделки не стоит. Собираться будут копейки.

Все для людей?

Даже если закон о тунеядстве в России 2016 является очередной «уткой», направленной на то, чтобы отвлечь народ от экономических проблем, здесь уже попахивает уж очень явной провокацией и откровенным издевательством. Это оскорбительный плевок от упитанного чиновника в лицо жителей глубинки, которые массово теряют работу и зачастую не могут себе позволить даже купить сезонную одежду.

В глубинке России, где нет добывающих предприятий, уровень зарплат на средних должностях не превышает 18 тысяч рублей. Достаточно посмотреть любые вакансии в Воронежской или Самарской области, Красноярского края или Дальнего Востока, чтобы понять, почему люди не идут работать официально. У кого развиты творческие способности,  кто с компьютером, тот трудится программистом или дизайнером удаленно. Кто умеет работать руками – тот ремонтирует машины, занимается отделкой квартир. Регистрироваться в качестве предпринимателя таким людям нет никакого смысла – договор многие клиенты заключать не хотят; они боятся поборов чиновников, беспредела со стороны проверяющих органов, бюрократии и т. д. 

Предлагаемый правительством законопроект был бы уместен, если бы перед этим по всей стране ввели обязательную минимальную зарплату за труд в 50 тысяч рублей и снизили цены на все в 2 раза. А так новый закон, если его примут, не только спровоцирует протесты, но и еще более усилит отток дееспособного населения России за границу.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №22 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: Труды наши тяжкие

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру