Более тысячи воронежцев выступили против строительства крематория

Городские власти планируют возвести печи на Юго-Западном кладбище

На днях в Воронеже прошли публичные слушания по строительству крематория. Городские власти планируют возвести печи на заброшенном участке, примыкающем к Юго-Западному кладбищу. Дебаты выдались весьма жаркими и собрали рекордное число участников.

Городские власти планируют возвести печи на Юго-Западном кладбище
Эскиз крематория в Воронеже

Места в зале Дома архитектора, где шло обсуждение, хватило далеко не всем. Официально в слушаниях приняло участие более 80 человек, еще десятки воронежцев стояли вдоль стен, а у входа в здание организовали пикеты. Люди, бережно опекаемые сотрудниками полиции, разделились на две группы – сторонников и противников крематория. Одни держали в руках плакаты «Нет крематорию на православной земле», другие говорили, что «хотят иметь выбор» и демонстрировали транспарант с надписью «Миллионному городу — экологическое погребение».

Против строительства крематория в основном высказались жители близлежащих микрорайонов «Новый Бомбей» (дома с дробью на ул. 9 Января, 233) и «Скандинавия» (новостройки в районе пер. Газовый и пер. Автоматчиков). По их мнению, такое соседство отрицательно скажется на их физическом и психическом здоровье. Дело в том, что крематорий относится к объектам второго класса опасности. По закону, строить их можно на расстоянии не менее 500 метров от жилых кварталов. В данном случае эта норма соблюдена. Тем не менее, жители протестовали довольно эмоционально. Их основные опасения связаны с тем, что в воздух якобы будут выбрасываться вредные вещества. По словам общественника Александра Попова, подготовлена петиция, направленная губернатору и мэру с требованием перенести строительство печей в другое место. В интернете на сайте change.org документ уже набрал полторы тысячи подписей. Автор петиции Светлана Козлова считает, что крематорий будет выбрасывать в воздух чуть ли не половину таблицы Менделеева - оксид азота, угарный газ, сернистый газ, соединения хлора, фтора, ртуть и др.

Что касается требования жильцов подыскать для крематория другую площадку, пусть даже за городом, то, как подметили многие участники слушаний, и в этом случае наверняка возникнут протесты. Вообще, воронежцы очень любят выступать против любого строительства – будь то новый жилой дом, церковь, ледовый каток, торговый центр, автодорога и даже приют для животных. При этом, далеко не всегда люди прислушиваются к справедливым доводам экспертов и протестуют на каком-то инстинктивном уровне – запретить, мол, и все.    

В ситуации с крематорием вырисовывается похожая картина. Но во-первых, кладбища не резиновые, разрастаться бесконечно не могут, и скоро в Воронеже будет негде хоронить. Во-вторых, видимо, никто из противников не удосужился хорошенько изучить тему. В частности, некоторые специалисты, поддержавшие проект, высказали свое мнение по поводу «вредных веществ»:

- Основа современного крематория – печь - высокотехнологичное инженерное сооружение. Самая распространенная конструкция кремационной печи – двухкамерная с двумя степенями очистки. В первой камере происходит непосредственно кремирование гроба с телом. С началом процесса температура внутри печи возрастает до 1100 градусов Цельсия, а сама кремация длится от одного до двух часов. Вопреки распространенному мнению, никакого пепла не образуется. Во второй  камере происходит выжигание из образовавшихся газов всех вредных примесей и твердых дымообразующих частиц. Процесс работы печей полностью автоматизирован, контролируется датчиками и газоанализаторами. В итоге в атмосферу выходит теплый воздух без запаха и дымовых включений, - рассказали «МК в Воронеже» в пресс-службе АО "Воронежское похоронное бюро"

А вот комментарий, который дал интернет-изданию «Время Воронежа» доцент ВГПУ, кандидат биологических наук Кирилл Успенский:

«Традиционное кладбище более вредно для экологии, чем крематорий. Какие выбросы от сжигания людей могут быть? Это органика. Запаха от крематория не будет точно. Кладбища, во-первых, занимают большую площадь. Во-вторых, процессы гниения рано или поздно достигают грунтовых вод. Кроме того процесс кремации – это мировая практика. В Москве она уже активно используется».

Добавим еще один любопытный нюанс: когда жители близлежащих микрорайонов покупали там квартиры, никого не смутило соседство с кладбищем и вид на могилы из окон. А вот похожий на офисное здание крематорий, который планируется спрятать с тени деревьев, почему-то резко возмутил жильцов. Некоторые даже высказались на слушаниях, что мрачное заведение снизит ликвидность их жилья и отпугнет покупателей. Вот такая логика.

Вероятно, единственная уважительная и понятная причина протестов – морально-этическая. «Я не хочу жить с мыслью о том, что в 700 метрах от моего дома кого-то сжигают в печи», - заявил один из участников дебатов.

Отрицательно относится к процессу кремации и православная Церковь.

- Никаких крестных ходов и митингов мы организовывать не будем. Строить или не строить – выбор людей. Но если кто-то обратится в епархию за благословением на кремацию, мы его не дадим. На Руси испокон веков сжигали мусор, а усопших хоронили в земле. Господь создал человека из земли, и путь его заканчивается в земле «Земля еси и в землю отыдеши», - прокомментировал секретарь Воронежской епархии Андрей Скакалин. Протоиерей также добавил, что на родственников, у которых была возможность похоронить усопшего по православному обычаю, но вместо этого прибегнувших к кремации, будет наложена епитимья.

Позиция РПЦ очень точно выражена в документе "О христианском погребении усопших", который утвержден Священным Синодом 5 мая 2015г.

«Церковь верует, что Господь властен воскресить любое тело и из любой стихии (Откр. 20, 13). «Мы не боимся никакого ущерба при любом способе погребения, но придерживаемся старого и лучшего обычая предавать тело земле», — писал раннехристианский автор Марк Минуций Феликс.

Между тем, итоги слушаний уже рассмотрены. Мэрия Воронежа отправила положительное заключение в городскую думу, окончательное решение теперь за депутатами. Учитывая почти родственные связи этих органов власти, нетрудно предсказать, каким оно будет.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №22 от 25 мая 2016

Заголовок в газете: В последний огненный путь

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру