Как избавить Воронеж от дорожной коррупции

Нам любые дороги дороги

Московский проспект в Воронеже еще в феврале покрылся язвами и плешинами, а дожди апрельские привели его и вовсе в состояние не только смешное, но и трагическое: благополучно увернуться от колдобин удается не всем. Коррупция на дорогах откровенна, но верхи не хотят и лишь повторяют дежурные мантры о борьбе с ней, а низы не могут: их обложили законами о том, что больше трех не собираться, иначе либо нацгвардия почки отобьет, либо посадят за экстремизм.

Нам любые дороги дороги

Дело Трубникова живет и побеждает, и в чьих-то гаражах стоят новые тазы и короба с наличкой.

Продолжают «ураганить»

Дорожное бесстыдство – явление повсеместное. Еще в феврале московское ГИБДД предупредило водителей, что из-за резкого перепада температуры и обильного таяния снега на дорогах в лужах полно ям. В связи с чем надо соблюдать безопасную дистанцию и скорость, избегать беспорядочного маневрирования и резкого торможения. Лечить системное воровство ГИБДД не предлагала.

А контрольно-счетная палата Воронежа в феврале вдруг обнаружила щель в дорожном пузыре и доложила, что власти «неэффективно» потратили на ремонт дорог 5,5 млн руб. в рамках муниципальной программы «Развитие транспортной системы» в 2014 и 2015 годах. В частности, завышены объемы выполненных работ по укладке асфальта на 200 тысяч руб., а «местонахождение дорожных карт площадью более 500 м2 на сумму 358 500 руб. вообще не установлено». Кроме того, «не обнаружены более 3 500 кв. м асфальта, уложенного в 2014 году» на 2 с лишним млн руб. При этом управы районов почему-то не принимали мер по взысканию 1,6 млн рублей неустойки с подрядчиков. Ну, бывает.

Власти наши тоже сильно озабочено дорогами и их ремонтом. Зампреду правительства области Алексею Беспрозванных даже поручили проработать систему обратной связи власти с населением, чтоб ежедневно выявлять участки с поврежденным полотном и своевременно их латать.

В том же феврале в рейтинге компании «Просто цифры» по данным ГИБДД, Росстата и Всемирной организации здравоохранения, Воронежская область заняла первое место в ЦЧР по уровню смертности на дорогах. В целом вероятность погибнуть или получить тяжелые травмы в ДТП в России намного выше, чем в развитых и большинстве недоразвитых стран мира. Из каждых 100 тысяч россиян в ДТП ежегодно гибнет 15-18 человек, из 100 тысяч немцев, французов, англичан, американцев - 2-3. ДТП - основная причина смерти россиян в цветущем возрасте от 15 до 29 лет. За 11 месяцев 2015-го на дорогах страны погибло более 21 тысячи человек - больше, чем в катастрофах, терактах и войнах. Треть их - пешеходы.

В Воронежской области 39% от общего количества ДТП - из-за плохих дорог.

«Чернозёмуправтодор» в феврале тоже предупредил автомобилистов, что резкий перепад температур и мокрый снег с дождём привели к дефектам на дорогах. Ну, такой уж у нас климат. А почему в северной Скандинавии или Исландии дороги – как конфетки, контора эта объяснять не стала.

Воронежцы охотно сообщали в блогах и на форумах, на каких именно улицах и в каких ямах пробили резину – причем не только там, где прежде ездить можно было спокойно, но и там, где озабоченные начальники недавно провели ремонт, - на том же Московском проспекте, например. Что в Тепличном после ямочного ремонта осенью сейчас вообще не проехать, вся улица Ильюшина - сплошная яма, на Торпедо все объезжают по обочине адские ямы в лужах, как и на Средне-Московской, и т.д., и дтп. В обсуждениях этой беды многие выражали уверенность, что пока в Воронеже не будет нормальной ливневки, дороги обречены. А другие приводили примеры, что такие дороги смывает и там, где ливневка есть или не играет роли, - тот же Московский проспект, например.

Прокуратура в феврале не осталась в стороне от борьбы с коррупцией и сообщила, что ущерб от экономических преступлений в Воронежской области в 2015-м превысил 2,6 млрд рублей, в суд направлено 635 дел, 33 из них прекращено, а по 560 уголовным делам предварительное расследование приостановлено (!). Отдельную статистику по дорожной коррупции облпрокуратура не озвучила.

В марте ИОМ «Квалитас» сообщил, что 34% воронежцев считают одной из важнейших проблем региона состояние дорог – даже больше, чем взлетевшие платежи за отопление (29%), безработица, уровень пенсий, стипендий и пособий (12-14%).

После этого опроса губернатор Алексей Гордеев признал состояние дорог в городе и области неудовлетворительным и велел главе дорожного департамента Александру Дементьеву до конца апреля залатать безобразия; на это область получила из госбюджета 700 млн руб.

А в том же марте суд приговорил новгородского первого вице-губернатора Арнольда Шалмуева к 8 годам 10 месяцам колонии и штрафу 900 000 руб. и лишил его права занимать должности на госслужбе и в органах местного самоуправления на 2 года 10 месяцев, за хищение 15 млн бюджетных рублей на ремонт и содержание автодорог Новгородчины – смешная сумма! А также осудил девять его подельников на сроки от 4 до 6 лет отсидки и штрафы. Для возмещения ущерба следствие арестовало имущество обвиняемых на 170 млн руб. - коттеджи, квартиры, машины.

А вот кому миллиард!

По весне губернатор Гордеев велел выделить на ремонт дорог и улиц Воронежа 1,1 млрд руб. вместо ранее запланированных мэрией 400 млн, которых могло хватить лишь на ямочный ремонт. Теперь есть, что «осваивать»! Мэрия на это пообещала не только ямы заляпать, но и обустроить дополнительные полосы для движения и уличное освещение.

В конце марта дорожный босс Александр Дементьев доложил, что его

департамент выявил удручающую ситуацию в строительстве, реконструкции и ремонте автодорог с гарантиями подрядчиков, и направил им аж 219 требований об устранении недостатков. Срок - до 18 апреля.

А дорожная коррупция получила неожиданную поддержку от Росавтодора - афоризм в духе Козьмы Пруткова: «Плохие дороги - лучшее средство в борьбе с ДТП». Мол, на дорогах с хорошим покрытием водители чаще превышают скорость и выезжают на встречку, умножая аварии. Так что плохие дороги – это хорошо: там ПДД нарушают меньше! Эта мудрость принесла вал восторженных комментариев в интернете. Сильной иллюстрацией к ней стала знаменитая набережная Массалитинова в Воронеже: раньше ее ставили в заслугу новому губернатору, а теперь все чаще ругают: новая и дорогая дорога, а столько безобразий! И люки там опасные, и ям больше, чем порой на старых дорогах; там можно запросто остаться без колес или попасть в аварию, а вот в какие гаражи ушли «освоенные средства» – большой секрет вертикального Полишинеля.

«Значит, все остается по-прежнему?»

В апреле Александр Дементьев объяснил журналистам, что дороги Воронежской области пришли в жуткое состояние именно из-за погоды (других объяснений не бывает). И сообщил о планах отремонтировать их до 15-20 мая. Областная Дума увеличила дорожный фонд, и с финансированием все в порядке, а недобросовестные фирмы департамент будет безжалостно штрафовать.

Насчет скандальной истории с давлением на подрядчиков, которые сочли требование скинуться на «губернаторский бал» откатом за победу в тендере, господин Дементьев пояснил: никакого давления, что вы, это был просто «горячий призыв оказать благотворительную помощь в 300 тысяч рублей». Одни откликнулись на него, другие – нет, а понуждать кого-либо к оплате у дорожного департамента нет возможности... Мэрия Воронежа, которая надеялась получить в этом году 1,4 млрд руб., уже получила из дорожного фонда 400 млн руб., доложил Дементьев, а еще 175 млн руб. получит на погашение кредитов. Если с финансированием все будет хорошо, ей переведут еще 600 млн рублей. А куда мэрия потратит 1 175 млн, департамент пока не знает. Он здесь как бы уже не при чем.

А хорошо живут подрядчики, если могут скинуться на банкет по триста тысяч! Они, конечно, эти деньги отобьют – ямами на дорогах.

Вскоре после этой пресс-конференции Воронежское УФАС с подачи УФСБ обвинило замначальника управления автодорог области и подрядчиков во множестве нарушений закона при проведении госзакупок, возбудило административные дела и выписало им штрафы за выплаты необоснованных авансов в 85 миллионов - по 200 000 рублей для трех фирм-подрядчиков (столичная «ПСФ Актэрос», россошанская ДРСУ №1 и воронежская СМУ-90), по 20 000 рублей для их гендиректоров и 60 000 рублей для замначальника управления, который подписывал контракты. Главный смысл этих нарушений эксперты видели в том, чтобы контракты получили «свои» фирмы, не раз проверенные в деле.

Удивительно в этой истории то, что очевидные нарушения смогло обнаружить только УФСБ. Но еще более удивительно, что уже через три дня после этого скандала мэрия признала оштрафованное ООО «СМУ-90» (учредитель - Вардан Агаронян, уставный капитал - 10 тысяч руб., основной вид деятельности - общестроительные работы по возведению зданий) победителем тендера на ремонт улично-дорожной сети Центрального района за 26 275 000 руб. в срок до 16 июня.

И тут же в дорожной сфере вышел новый конфуз: сославшись на морозы и дожди, подрядчики сорвали гарантийный ремонт дорог в Воронеже (ямочный!), который обязались завершить к 18 апреля. Поговорив с мэрией, окончание ремонта они перенесли на 15 мая.

А протесты автомобилистов, пробивающих колёса в ямах на дорогах Воронежа, выплескиваются лишь в интернете или принимают экзотические формы – как, например, февральская акция, когда водители засыпали ямы на дороге деньгами и посадили в них цветы. Потому что митинги-демонстрации – это покушение на конституционные основы государства российского с его непобедимой нацгвардией и очень суверенной демократией.

Бедолаги, потерявшие колеса, перечисляют в сети для коллег адреса рекордных ям, в которых пострадали до десятка автомобилей (на ул. Лидии Рябцевой, например, напротив домов № 50-52), причем многие теряли там сразу по два колеса. И все это - после аварийно-восстановительного ремонта дорог, стартовавшего в Воронеже 8 февраля.

Экзотикой выглядит и новое явление: за ремонт муниципальной дороги своими силами и средствами взялась на днях одна строительная компания, имеющая неплохую репутацию. Зачем? Безобразные дороги снижают привлекательность построенного ею жилья, и приходится самим беспокоиться, раз вся королевская конница и вся королевская рать неспособны. Реконструкция дороги идет вечером и ночью и должна быть закончена до Пасхи. И вряд ли помешает им череда дождей, приводящая к импотенции бюджетных подрядчиков. А главная фишка здесь вот в чем: дорога, построенная «для себя» и на свои же деньги, может оказаться по цене-качеству в разы лучше, чем аналогичная бюджетная. Впрочем, большие начальники всегда могут «договориться» с частниками о неразглашении такой информации.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру