Светлана Разворотнева: «Наше оружие – в знании законов»

Возможно ли общественникам повлиять на систему ЖКХ

Систему ЖКХ у нас сегодня не ругает только ленивый. Уж слишком неоднозначную репутацию заработали себе многочисленные управляющие компании и поставщики услуг. Проблем масса – начиная от неразберихи с двойными платежками и заканчивая серьезными сбоями в работе коммунальной инфраструктуры.

Возможно ли общественникам повлиять на систему ЖКХ
Директор «Национального центра общественного контроля «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева, фото автора.

В последнее время ситуация близка к точке кипения – люди платят невменяемые суммы за «услуги», качество которых далеко от идеала. Возможно ли обществу как-то повлиять на сферу ЖКХ? Наш собеседник – директор «Национального центра общественного контроля «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева – уверена, что возможно.     

– Светлана Викторовна, сегодня в России создана и работает сеть общественного контроля в сфере ЖКХ, которую вы возглавляете. Как возникла идея формирования такой сети?

– Идея мобилизовать общественность на «борьбу» с ЖКХ появилась не от хорошей жизни. Эта сфера традиционно вызывает недовольство граждан. В 2012 году я возглавила в Общественной палате РФ комиссию по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике. Жалобы жителей и просьбы о помощи стекались к нам со всех концов  страны. Но сил нашей комиссии, конечно, не хватало.  Тогда и возникала мысль о необходимости создания сети контроля в ЖКХ – именно общественного контроля, а не административного.

Мы начали с ревизии «близких по духу» общественных организаций. Оказалось, что по всей стране действует более 300 НКО, которые занимаются жилищным просвещением, защищают права потребителей ЖКУ. Но эти самоотверженные общественники действовали разрозненно. Специально для  поддержки и объединения таких организаций был создан «ЖКХ Контроль» с центрами в каждом регионе, за исключением Севастополя.    

– И общественники смогли что-то изменить там, где власть оказалась бессильной?

– Да, примеров, когда именно общественникам удалось сдвинуть с места решение застаревших проблем, очень много. В Брянской области они добились того, что гражданам, получившие некачественное жилье по программе переселения, предоставили новые квартиры, а чиновников и строителей, виновных в нарушениях, отдали под суд. В Карелии под давлением общественности взялись за модернизацию системы водоснабжения. Люди получили качественную воду, о которой мечтали десятки лет, кроме того, им пересчитали платежи. В Ленинградской области благодаря вмешательству общественников пересчитали тарифы на тепло. В Новосибирской – добились устранения массовых недоделок, выявленных при осуществлении капитального ремонта. В Удмуртии заставили управляющие компании заключить с собственниками такие договоры, по которым деньги перечисляются только после того, как акты выполненных работ подпишет совет дома. И такие примеры можно приводить по каждому региону.

Каждый квартал в наши общественные приемные поступает около 8000 обращений. Проведены сотни тысяч семинаров для граждан. Мы осуществляем постоянный контроль за реализацией программ капитального ремонта, переселения граждан из аварийного жилья. Внимательно следили за введением лицензирования УК, каждый год контролируем прохождение осенне-зимнего отопительного сезона, законность начисления платежей граждан и т.п.

– Общественники – это не власть. Какие у них есть полномочия, чтобы решать проблемы в сфере ЖКХ?

– Главное оружие общественников – это хорошее знание законов. Зачастую достаточно объяснить людям, как они должны действовать, и они начинают решать проблемы самостоятельно. Да и поставщики услуг начинают вести себя совершенно по-другому, столкнувшись с профессиональными юристами. Хороший инструмент – активная работа со средствами массовой информации. Если нарушение выявлено, а виновные не торопятся его исправлять, стараемся привлечь к нему внимание общества. Это тоже работает. Скандалы не нужны никому

Благодаря хорошим рабочим отношениям с федеральными органами власти в последние годы мне удалось  добиться ряда поправок в федеральные законы, постановления правительства, распоряжения министерств, которые расширили полномочия общественников.

При этом очень многое зависит от позиции конкретного региона. Большинство руководителей понимают, что общественники – их надежные помощники. И поддерживают такие центры и словом, и делом. Хотя, к сожалению, так происходит не везде. Есть такие регионы, где чиновники боятся выносить «сор из избы». Поэтому нередко с властями приходится воевать.

– Как обстоят дела с развитием общественного контроля в Воронежской области?

– Воронежский региональный центр общественного контроля в сфере ЖКХ под руководством Татьяны Головачевой работает на высоком уровне. Он один из лучших в России. И тут, безусловно, огромная заслуга губернатора – он понимает важность такой работы и активно поддерживает общественников. Для меня Воронежская область – место особое. У меня много родственников в селе Садовом Аннинского района и в Воронеже. Бываю у них регулярно. Приезжая, каждый раз выслушиваю немало жалоб и вопросов и про работу управляющих компаний, и про рост тарифов, и про непонятную пока систему капитального ремонта. Для меня очень важно, чтобы мои родственники, их друзья и соседи почувствовали результаты нашей работы на собственном опыте. И я верю, что в результате наших общих усилий система ЖКХ повернется лицом к людям.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №15 от 6 апреля 2016

Заголовок в газете: Светлана Разворотнева: «Наше оружие – в знании законов»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру