Как рост акцизов на бензин отразится на воронежцах

Пока столица Черноземья - среди "чемпионов" по ценам на топливо

С 1 апреля выросли акцизы на бензин, и это не первоапрельская шутка, а якобы забота государства о своих подданных. Именно ради нас, простых смертных, власти в 1001-ый раз шарят по нашим карманам, надеясь изъять ростом акцизов 90 миллиардов рублей.

Пока столица Черноземья - среди "чемпионов" по ценам на топливо

Азы экономики - во время кризиса, беременного дефляцией и дефолтом, надо снижать НДС и налоги на малый и средний бизнес, чтоб они расцвели, окрепли и платили налоги - не для России, которую умом не понять, а надо только верить правительству, которое на другой планете живет, а свои капиталы и детей держит в тех странах, где экономикой правит здравый смысл.

Система ниппель

В России цены на бензин росли всегда. У наших нефтяных шейхов логика проста, как наперстки:

1. Когда растут мировые цены на нефть, то и цены на бензин должны расти.

2. Когда мировые цены падают, нашим хозяевам нефти приходится повышать внутренние цены на бензин, чтобы компенсировать падение экспортных доходов.

3. Когда цены на нефть стабильны, то бензин дорожает, потому что инфляция.

С точки зрения здравого смысла, это бред, а с точки зрения шейхов – очень даже ничего: обнищания покупателей, которое не позволит им покупать бензин, пока нет. На Западе власти всячески поддерживают конкуренцию, малый и средний бизнес, а законы антимонопольные там жестоки и неотвратимы. У нас же бал правят монополии, и для них нет ничего невозможного.

Забавный и трагический нюанс: акцизы на дизельное топливо вдвое меньше, чем на бензин, но в сезон сельхозработ дизтопливо неизменно взлетает в цене без всяких объяснений, и никто не ловит трейдеров за руку. Даже «Единая Россия» иногда поднимает эту тему, но чисто риторически, – в отличие от развитых стран, где популярность правящей партии сильно зависит от цен на бензин.

Горючие хроники

УФАС по Воронежской области в феврале 2009-го объявило, что явное завышение цен на бензин свидетельствует о сговоре, - а по указанию шефа ФАС Игоря Артемьева, цена АИ-95 не должна превышать 19 рублей. «Мы пытались урегулировать этот вопрос «мирным» путем, но нас не захотели слушать. Теперь мы переходим от слов к действиям. Сделать область полигоном для своих ценовых амбиций ни у одной компании не получится», - объявил УФАС.

Но при замахе на рубль результат получился на копейку. В июне цена А-92 за 2 дня выросла в Воронеже на 11% - до 20,3 рублей за литр. Торговцы объяснили это ростом оптовых цен.

В ноябре 2009-го губернатор Гордеев и президент «Лукойла» Алекперов подписали соглашение о сотрудничестве на пять лет. Раньше здесь фаворитом была дочка Роснефти ОАО «Воронежнефтепродукт» (~90 АЗС), а у «Лукойла» было в управлении 17 заправок. Та встреча напугала членов Воронежской топливной ассоциации (ВТА): «Лукойл» может скушать АЗС ВТК, Донако и Калины Ойл!.. Но этого не произошло.

В августе 2010-го премьер-министр Путин гневался, что цены на бензин в России завышены. Но даже Путин нефтеторговцев не напугал. Или они что-то знали.

Осенью Росстат сообщил, что самый дорогой бензин в Черноземье – в Воронеже: 92-й и 93-й - 22,77 рубля за литр, 95-й - 24,77, дизтопливо - 18,18; даже в Москве бензин дешевле! С тех пор Воронеж не позволял соседям обгонять себя по цене бензина. Почему? Ну как же, объясняли торговцы, - мировые цены на нефть, экспортные пошлины, конъюнктурный баланс на рынке... А еще потому, что в нашем городе НПЗ нет, и аренда земли дорогая. Вот подождите, в 2011-ом бензин еще на 30% подорожает! Баланс такой…

ДИЗО облправительства возразил им, что в литре бензина разница аренды земли по сравнению с соседями - всего 1,5 копейки на литр. А сама аренда - 2,5 копейки. И НПЗ у соседей тоже нет. Но УФАС не услышал ДИЗО.

В мае 2011-го премьер Путин велел бензину дешеветь. Цены откатились на рубль-полтора, после чего во многих регионах бензин пропал или резко вырос в цене (рекорд побила Тува: 50 рублей за литр АИ-92). Вице-премьер Сечин объяснил это дефицитом топлива, но премьер рубанул правду-матку: «Дело не в дефиците, дело в сговоре!».

ФАС, конечно, возбудилась и вскоре доложила: в сговоре, раскрытом Путиным, найден лишь один заговорщик - «Газпром нефть». Сама с собой, значит, сговорилась.

В том же году нефтяные компании пожертвовали на выборы Президента РФ 5 млрд руб. и обещали до выборов не поднимать цены, несмотря на рост акцизов.

В марте 2012-го РБК сообщил о новом рекорде: чистый доход российских НК по итогам 2011-го достиг $45 млрд; можно только порадоваться, как мы все разбогатели!

Май 2012-го: цены АИ-92 в рознице достигли 27 рублей, а на заправках «Лукойла» – 27,85 руб. Причины - рост акцизов и оптовых цен, инфляция и т.п. Неофициальная причина одна: Президента Путина опять избрали, больше сдерживаться незачем.

В апреле 2013-го Минфин сообщил о повышении акцизов на нефтепродукты для пополнения дорожных фондов – надо ж как-то улучшать качество дорог...

Январь 2014-го: УФАС объявил, что цены на дизтопливо в Воронеже впервые превысили стоимость АИ-98; виновник – местное представительство «Роснефти».

Мировой кризис крепчал, и в Европе бензин за год подешевел на 2,5%, а в России вырос на 5,9%! Президент Путин опять удивился: «Рост зафиксирован в рознице, хотя оптовые цены снижаются - куда ФАС смотрит?». И ФАС вскоре возбудила дело против «Роснефти», «Башнефти» и «Лукойла» за манипуляции с ценами на бирже. В ответ АИ-92 в среднем подешевел на 3 коп., АИ-95 - на 2 коп.

К ноябрю 2014-го нефть Brent подешевела в мире с $110 до $80 за баррель, и в Англии, например, цены на бензин упали до пятилетнего минимума. А в Воронеже топ-менеджеров «Воронежнефтепродукта» задержали по делам о массовом недоливе топлива на АЗС и о торговле украденным. Ущерба насчитали 300 млн рублей.

В январе 2015-го новый босс ОАО «Воронежнефтепродукт» Сергей Степаненко пообещал губернатору превратить свою фирму в крупнейшего игрока на местном рынке, консолидировав 76 АЗС и четыре нефтебазы. Что хорошего покупателям от такого концентрата, Степаненко не сообщил. Но бензин в Воронеже остался самым дорогим в ЦЧР (АИ-92 - 32 рубля за литр).

В апреле цены выросли на 30-50 копеек за литр, и президент ВТА Шишлаков честно объяснил: это связано с началом сельхозработ. Прежние обоснования роста цен весной не требуются; в посевную дизтопливо купят по любому. А в мае президент Шишлаков признал, что нарушения есть в любой сети АЗС («слишком велик соблазн закачать дешевое некачественное топливо»), но проверять надо не их, а переработчиков: «Как водка всегда поступала с заводов крепостью 38-39 градусов вместо 40, так и топливо с НПЗ никогда не соответствовало ГОСТам».

Ценные показания! Но свидетельскими они не стали.

Еще президент Шишлаков признал, что спрос на бензин в Воронеже упал сильно, на 30%. Промышленность и транспорт просели в кризис, поток автомобилей упал на 40-50%, и это заставит заправки держать цены на месте.

Однако вскоре новый всплеск цен произошел одновременно с сообщением, что топ-менеджеры Лукойла получат 45 млрд руб. дивидендов за 2014 год; из них президенту Алекперову положены 29,7 млрд руб, вице-президенту Федуну - 12,8 млрд. Долю воронежских потребителей в этих «дивидендах» никто не подсчитывал.

В июле бензин подорожал в среднем на 1,2 рубля за литр - без каких-либо экономических или фискальных оснований: это объясняли чем угодно, только не жадностью хозяев «национального достояния». ФАС по этому поводу испытала очередное возбуждение.

Еще один президент - Российского топливного союза - рассказал воронежцам, что падение цен на сырую нефть не окажет заметного влияния на местные цены. Потому что 1) внутренний рынок практически не связан с мировыми ценами на нефть, и цена бензина в России определяется его себестоимостью и налогами; 2) в конечной цене бензина на АЗС стоимость нефти составляет лишь 5-7%; 3) вырос акциз, а из-за инфляции подорожала добыча и переработка.

То есть, все наоборот: не цены на бензин раскручивают себестоимость любых товаров и услуг, а бензин следует за инфляцией. И ничего, президент не покраснел.

В ноябре Росстат доложил, что средняя стоимость литра бензина в Воронеже на 39 копеек больше, чем в среднем по стране.

Без тормозов

В январе 2016-го президент Шишлаков признал, что на Западе бензин раньше стоил 2 евро, теперь – 1, а в России бензин к весне опять подорожает в связи с началом сельхозработ.

Минфин предложил повысить акцизы на бензин с 1 апреля на 2 рубля за литр и на дизтопливо на 1 рубль. Госдума и Совет Федерации сразу в трех чтениях это дело одобрили и объяснили населению: бензин в России должен стоить сто рублей за литр. Потому что дешевое топливо тормозит развитие экономики, порождает пробки и портит экологию. Министр Силуанов успокоил: «автомобилисты не должны почувствовать этого изменения… Рублевая цена нефти снижается, и цена на бензин должна снижаться». А бюджет страны после повышения акцизов дополнительно получит до 80 миллиардов рублей.

Повышение акциза стало уже вторым в этом году («ну, Мурка, ну еще хоть пару капель!»). С 1 января ставка на бензин «Евро-5» выросла на 36,1%, а на дизтопливо - на 20,3%, и в феврале Росстат зафиксировал в Воронеже очередной рост цен на бензин. Хотя наш город остается чемпионом по этому виду спорта, местное УФАС сообщило, что раньше было много разговоров о сговоре нефтеторговцев, но последние два года УФАС тщательно мониторил рынок и никакого сговора не обнаружил.

Тем временем Лукойл объявил о намерении купить пакет акций «Башнефти». Как говорил Чубайс на новогоднем корпоративе, - «денег у нас очень много!».

Куда еще уходят деньги из карманов автомобилистов? Ну, например, в 2015-м закупки Роснефти превысили 4,5 трлн руб., из них 95% - на неконкурентной основе. Публикация этих данных сильно огорчила боссов Роснефти и Газпрома, и они потребовали засекретить закупки для нужд своих госкомпаний.

Президент ВТА Шишлаков в марте сообщил, что падение спроса на воронежских АЗС достигло уже 40-50%, а рост акцизов грозит спадом еще на 10%.

Так что на полном ходу, без руля и тормозов, мчимся в 2017 год.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №15 от 6 апреля 2016

Заголовок в газете: Бензиновые вилы

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру