Теперь стали понятны причины такого умиления. По итогам 2015 года сборы с автомобилистов по ОСАГО составили 220,2 млрд. руб. (+46% к 2014 году), выплаты - 121,9 млрд. руб. (+37%).
С каждого собранного рубля выплачивались только 56 копеек. Это позволило страховщикам добавить в свои закрома почти 100 млрд. руб. Таков итог двукратного повышения тарифов. Так, что ”крокодиловы слёзы” об убыточности ОСАГО были пролиты ими не зря.
Эх, раз, да ещё раз
Как бы то ни было, но офисы страховых компаний заработали, бланки полисов перестали быть дефицитными. Народ начал потихоньку привыкать к новым расценкам. Активизировалась работа по восстановлению честно заработанных автомобилистами скидок за безаварийную езду. Как говорится, ничего не предвещало беды.
Но в преддверии весны генеральный директор “Росгосстраха” Дмитрий Маркаров неожиданно объявил, что рынок обязательной “автогражданки” стал для компании не интересен. Страховщик планирует оптимизировать персонал и сократить своё присутствие в ряде регионов.
Понятно, что на это заявление никто бы и внимания не обратил, если бы оно исходило от директора какой-нибудь захудалой компании. Но ”Росгосстрах” остаётся бессменным лидером рынка ОСАГО, на его долю до сих пор приходится 35% всех заключённых договоров.
К сожалению, слова руководителя ”Росгосстраха” тут же начали подкрепляться делами. Ситуация вновь начала накаляться: интернет загудел от сообщений о творящемся страховом беспределе в ряде регионов страны, среди которых, к сожалению, в очередной раз оказалась и Воронежская область.
Причём, как по мановению волшебной палочки, ОСАГО стало вдруг “не интересно” и другим участникам рынка: они тут же начали повторять апробированные лидером нечистоплотные приёмы. В офисах страховых компаний вновь появились очереди и вернулась предварительная запись в худших традициях недавнего прошлого.
В ход пошла новая “фишка”: и полисы есть, и сотрудники на месте, а очередь не движется! Без очереди принимают только тех, кто готов вместе с ОСАГО прикупить ещё “что-нибудь не нужное” для себя, но очень выгодное для страховой компании. Остальные клиенты не перестают слушать истории про зависающие серверы, недоступные базы данных и прочие непредвиденные проблемы.
В результате обладателями полисов ОСАГО становятся всего несколько человек в день. А ведь ещё пару лет назад любой офисный продавец оформлял по 4-5 договоров в час! Да он и сейчас мог бы, но вынужден следовать получаемым инструкциям.
Неужели боссы страхового рынка так быстро забыли историю с приостановлением лицензии ”Росгосстраха”? Ведь совсем недавно, в мае 2015 года Банк России был вынужден применить эту санкцию из-за неисполнения в установленный срок трёх предписаний об устранении массовых нарушений.
Недоумение введёнными ограничениями высказали тогда и в Воронежском филиале “Росгосстраха”. Местное начальство якобы сожалело о том, что “тысячи людей в регионе и особенно районных центрах остались без возможности купить ОСАГО и выполнить закон”. И вот опять двадцать пять. Лицензии никто не отнимал и не приостанавливал, а люди часами простаивают в очередях в надежде ”выполнить закон”.
Я понимаю, что перечень “неблагонадёжных регионов” выбран не наугад. По-видимому, директора этих филиалов не могут обеспечить владельцам компаний требуемую прибыль и сбалансировать “страховой портфель”. Но почему разменной монетой в этих разборках должны быть простые автомобилисты? Наверняка ведь можно найти и другие способы наведения порядка в подведомственных подразделениях, без издевательств над законопослушной армией страхователей.
Банк России по горячим следам направил в “Росгосстрах” запрос с просьбой разъяснить заявление генерального директора о потере интереса к автострахованию. Суть ответа, если он и был, до общественности пока не доведена. Сдаётся мне, что в ближайшее время начнётся очередная серия бесконечного шоу про неумирающую убыточность ОСАГО.
С ног на голову
14 марта на заседании Госсовета, посвящённого безопасности дорожного движения, глава РСА Игорь Юргенс не упустил возможности пожаловаться президенту на нехороших автомобилистов. Мол, совсем от рук отбились: то вообще без страховки ездят, то поддельные полисы покупают. Страховой рынок терпит ущерб в 5 млрд. руб. в год, а полиция бездействует. В общем, попросил президента привлечь МВД РФ для помощи обездоленным страховщикам.
Неужели большому страховому начальнику невдомёк истинные причины сложившегося положения? Неужели непонятно, что люди загнаны в угол самими страховщиками: добились запредельно высокой цены полиса и при этом создали условия для невозможности его приобретения без очередей, нервов и “допов”.
Председатель экспертного совета по страхованию при комитете Госдумы РФ по финансовым рынкам Александр Коваль недавно тоже признал, что именно повышение стоимости ОСАГО привело к наводнению рынка фальшивыми бланками и отказу многих граждан от покупки обязательной страховки. При этом он выразил опасения, что с такими темпами реформирования цена полиса ОСАГО в некоторых регионах скоро превысит среднюю месячную зарплату.
К сожалению, с наступлением весны приходится констатировать, что разнообразные проблемы рынка ОСАГО не только не разрешились, но и начали обостряться. Ни один из надзорных органов, в том числе и ЦБ РФ, так и не смог пока поставить страховщиков на место. А они тем временем уже и президента готовы к делу привлечь. Совсем совесть потеряли! Хотя, о чём это я...