Воронежских автомобилистов накрывают сетью оброка

Куда идут деньги, собранные на платных участках дорог?

К весне пришла пора оценить ситуацию с платными участками на воронежских дорогах; воля ваша, читатель, но там явно происходит что-то недоброе. То есть, деньги-то с автомобилистов собирают исправно и неотвратимо, а вот то, за что собирают, вызывает большие сомнения.

Куда идут деньги, собранные на платных участках дорог?

У монополистов был народ. Они его любили

А началось все еще в 1998 году. Тогда на М-4 в качестве эксперимента построили абсолютно новый участок дороги в обход села Хлевное в Липецкой области, установили на нем шлагбаумы и открыли эру платных федеральных дорог. Старая трасса примерно такой же длины стала альтернативным бесплатным объездом, а сокращение времени в пути по платному участку было очевидным.

Юридически платный проезд в России ввел в 2007 году ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности». Закон разрешал делать платными только вновь построенные либо полностью реконструированные дороги с обязательной бесплатной альтернативой. Затем Госдума по просьбам придворных трудящихся разрешила собирать дань на участках существующих дорог. И, как это принято в нашей стране, любой маразм стал возможен, лишь бы приносил доход кому надо.

Дальше - больше. «Автодор», эксплуатирующий платные дороги или сдающий их в концессию, со 2.02.2015 сделал платным проезд по участку в обход Воронежа с 492-го по 517-й км трассы М-4 «Дон». Фактически он прошел через черту города, лишив многих воронежцев возможности ездить на машине на работу. Левый берег оказался перегруженным, особенно в районе Остужева, Минской и Димитрова. Акции протеста и требования льготного проезда для горожан власть проигнорировала, как и элементарный аргумент, что мы эти дороги уже оплатили многократно – акцизом, социальными и транспортным налогами.

Летом платные участки резко ухудшили ситуацию на трассе М-4 «Дон»: из-за пробок у пунктов сбора платы время на поездку из Воронежа в Москву выросло в среднем с пяти до восьми часов, а цена проезда легковушек - до 500 рублей.

К тому времени по дороге в Москву стали платными участки в обход Воронежа (492–517 км), Задонска (414–464 км), Ельца (330–414 км), Ефремова (287–321 км), Богородицка (225–260 км) и участка в Московской области (48–71 км). Раньше из Воронежа до Москвы бесплатно доезжали за пять часов, теперь за деньги – хорошо, если за восемь.

В ноябре 2015-го в Воронежской области введен еще один платный участок в 89 км. Его предложили объезжать по областным дорогам длиной 212 километров!

Из-за двух платных участков М-4 жители Задонска в Липецкой области даже обратились в прокуратуру. Та изучила ситуацию и пришла к выводу: безопасность дорог – низкая, а виноваты большегрузы, объезжающие по городу платный участок. Им ограничили проезд через Задонск, фактически лишив бесплатной альтернативы.

В Воронежской области 2 платных участка привели к аналогичным результатам; главное – собрать побольше денег, а безопасность трасс и комфорт вторичны.

8 декабря на 613-м км трассы М4 в Бобровском районе на платном участке опрокинулся автобус, 4 человека пострадали. 30 ноября в схожей аварии 4 человека погибли, 14 ранены.  Выпавший в декабре снег вновь проявил сущность нашего суверенного капитализма: «Автодор» деньги с водителей умеет собирать качественно, а выполнять свои прямые обязанности - не очень. Например, на платном участке от Задонска до Хлевного в Липецкой области автомобилисты не увидели снегоуборочной техники, хотя о снегопаде предупреждали синоптики и МЧС. Но из трех полос можно было ехать только по средней, «саморасчищенной», и не обещанной со скоростью 110 км/час, а вдвое медленнее. Окружная от нефтебазы в сторону Рамони осталась без освещения.

В столице и Подмосковье, где тоже прошел снегопад, трассы чистили исправно. И оттуда увидели воронежские безобразия. Председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин заявил, что за деньги автомобилистов М-4 должна полностью соответствовать трассе бизнес-класса с повышенным комфортом и особым содержанием, но «Автодор» собрал полный комплект неприятностей: очереди у пунктов пропуска, несоответствие дорожного сервиса тарифам, посредственное содержание дороги. И вообще, Россия пока не готова к платным дорогам, сначала нужно построить качественные бесплатные.

Одно плохо: констатировать очевидные безобразия в России легко, а исправлять их некому. Особенно, если это связано с большими деньгами.

Финансы и романсы

«Автодор» охотно разворачивает перед автомобилистами светлые горизонты и раскрашивает их голубыми и розовыми красками. 17 декабря он пригласил СМИ на открытие МФЗ на 495-м км трассы М-4 «Дон» в Воронежской области и сообщил, что 15 декабря открыт после капремонта платный участок трассы Р-298 Курск-Воронеж-Саратов на 320–323-м км в Аннинском районе. И что по программе до 2020 года ГК «Автодор» обустроит такие зоны дорожного сервиса:

- места для стоянки автомобилей;

- заправочную станцию;

- туалеты;

- зону отдыха водителей и пассажиров со специальными местами для курения;

- объекты общественного питания;

- магазин;

- шиномонтаж;

- душевые;

- прачечную;

- пункт медпомощи;

- мусоросборники;

- телефон.

Также в состав объектов МФЗ могут быть включены:

- мотель (гостиница);

- автомойка;

- станция техобслуживания;

- торговлю продуктами и сувенирами местного промысла;

- места для стоянки легковых автомобилей с прицепами–дачами;

- вертолетная площадка;

- интернет;

- банкоматы.

На дороге М-4 «Дон» «Автодор» запланировал 52 таких зоны через каждые 70-90 км - как в Европе!

Правда, когда наступит такая благодать, неизвестно; к тому времени либо ишак сдохнет, либо падишах, либо Насреддин. А пока главное – поставить шлагбаум и собирать деньги.

21 декабря шеф областного департамента транспорта и автодорог Александр Дементьев доложил облправительству, что новом году мы закончим строительство восточного обхода посёлка Подгоренский, дороги в обход Воронежа в Рамонском районе, дорог Журавка–Лукъянчиков и Анна-Мосоловка-Михайловка. Дементьев заверил, что независимые лаборатории (одной из которых руководит его супруга) бдят за качеством асфальта, подрядчики проходят курсы повышения квалификации, межведомственная комиссия контролирует качество ремонта дорог и т. д. Однако губернатор Гордеев назвал главной проблемой именно качество работ, и велел Дементьеву усилить контроль за ним – это ритуал такой. Первая же оттепель в этом году покрыла язвами все воронежские дороги, включая даже ту, по которой ездят столичные гости.

В последние 3 дня 2015-го на воронежских дорогах в сторону Курска, Ростова-на-Дону и Москвы возник парадокс: транзитный поток шел в город вместо того, чтоб идти в объезд его. Машины с навигаторами объезжали платный участок по Димитрова и Минской, другие объезжали его через весь город, создавая пробки. А тут еще гололед и снег, и активные перевозки продуктов к праздничному застолью…

Перед Новым годом «Автодор» вновь порадовал воронежских автомобилистов: проезд по платному участку М-4 «Дон» между Воронежем и Москвой (с 21-го до 93-го км в Московской области) с 18.01.2016 подорожает с 40 до 100 рублей для легковых, и со 150 до 400 для грузовых автомобилей.

Нам любые дороги дороги

Консалтинговая группа «НЭО Центр» сообщила, что российские платные дороги - самые дорогие в Европе. Там самая большая сеть платных дорог во Франции - 9 000 км, плата в пересчёте на рубли от 3,8 до 7,57 руб./км. Аналогично в Италии. В Беларуси за 610 км трассы М-1 от Бреста до границы с Россией плата с легкового автомобиля - 3 руб./км; машины жителей стран Таможенного союза от оплаты освобождены. При этом общая протяженность дорог в России в десять раз меньше, чем в США, и втрое меньше, чем в Китае (автомагистралей - в 15 и 20 раз).

В России плата за проезд по трассе М-11 от Москвы до Солнечногорска - 12 руб./км, а на участке до аэропорта «Шереметьево» - 25 руб./км. На остальных платных дорогах России - 1,4-9,4 руб./км. Воронежские участки трассы М-4 «Дон» для легковых авто - «почти даром, слушай!» - 1,4-1,8 руб./км.

В интернете откликнулись на это так: русский бизнес, бессмысленный и беспощадный - максимальные тарифы при минимуме вложений. Асфальт подлатали, будки поставили - платный участок, готовьте бабло. А если добавить транспортный налог и акциз в бензине, то мы еще дальше от Европы. Воронежу можно особо гордиться: только у нас есть платная кольцевая дорога в черте города!

С Новым годом!

Сразу после новогодних каникул Генпрокуратура решила проверить тарифы на питерской трассе М-11, и воронежские блогеры откликнулись: неужели Чайка выклюет глаз Ротенбергу?! Тарифами на питерской трассе сам президент В.В.Путин возмущался – с подачи губернатора Воробьева, а куда ж бедным воронежцам жаловаться на шлагбаумные нанотехнологии?

В феврале после критики Путина тарифов на трассе М-11 правительство РФ, проявив милосердие, установило максимальную цену проезда для платных дорог в 3 рублей за км, а по мостам или тоннелям - 21 рубль за км. Но это лишь на платных федеральных дорогах, которые строились не по концессии. А концессионеры могут назначать и больше. Например, за проезд легковушек по трассе М-11 Москва-Санкт-Петербург - 12 руб./км дороги и 84 руб./км мостов или туннелей. Все эти тарифы, в отличие от зарплат и пенсий, будут ежегодно индексированы по инфляции. Правда, от этого Постановления автомобилистам пока не холодно и не жарко: введенные ограничения заведомо выше уже установленных на платных дорогах тарифов. Например, на участке на Левом берегу Воронежа (492-517 км) тариф для легковых авто без транспондера - 1,4 рубля за км.

В феврале же «Автодор» сообщил о планах собирать дань на еще бесплатном отрезке в 228 км трассы М-4 из Воронежа в Краснодар между Ростовом-на-Дону и Краснодаром - с 1091-го по 1319-й км. На юг теперь ездить тоже будет накладно.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №10 от 2 марта 2016

Заголовок в газете: Нанотехнология шлагбаума

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру