Динамика, в целом, позитивная. Впрочем, такая ситуация наблюдается сейчас в большинстве регионов России. Так, что тут скорее экономический кризис помог, чем Госавтоинспекция и местные органы власти: объёмы грузовых и пассажирских перевозок снижаются, продажи машин падают, дальнобойщики митингуют против ”Платона”, бензин уже многим не по карману.
Говорящие цифры
Тем не менее, отдельные показатели аварийности продолжают расти даже в кризис. Согласно информации прокуратуры Воронежской области, по причине неудовлетворительного состояния дорог и улиц в 2015 году произошло 1338 ДТП (+2,8%). В них погибли 213 и ранены 1675 человек. Причём, данная статистика не учитывает ДТП, в которых машины разбиты, но люди остались целы. Таких аварий - на порядок больше!
Результатами прокурорских проверок установлено, что органами местного самоуправления не принимались достаточные меры по обеспечению безопасности дорожного движения: ямы своевременно не заделывались, нужные знаки не ставились, пешеходные переходы не обустраивались, дороги не освещались. В итоге прокурорами привлечено к ответственности свыше 190 виновных лиц.
На этом фоне вызывает вопросы позиция ГАИ. Её руководство выражает озабоченность тем, что уже 40% ДТП связано с неудовлетворительными дорожными условиями, а инспектора продолжают винить только водителей. Я ещё не знаю случая, чтобы при попадании в яму ГАИ не вменила бы автомобилисту нарушение п.10.1 ПДД РФ: мол, скорость неправильно выбрал.
На пресс-конференциях начальники продолжают нагнетать страсти вокруг “пьяных” ДТП, пугать всех подряд уголовной ответственностью, конфискацией автомобилей и устраивать плановые облавы. Да, с пьянкой за рулём, несомненно, надо бороться. Но ведь обязанности ГАИ этим не ограничиваются.
Недавно даже бывший начальник ГАИ России Владимир Фёдоров заявил: ”Cлишком уж много внимания уделяется вопросу ответственности пьяных за рулем. Но это всего 8% ДТП. Остальные 92% совершаются по другой причине. Трезвыми! Поэтому надо заниматься и другими вопросами”.
В Воронежской области этот показатель чуть больше - 10%. Однако актуальность высказывания действующего сенатора эта цифра не умаляет. Из-за плохих дорог у нас происходит в 4 раза больше аварий, погибает в 1,8 раза больше, получают ранения и остаются инвалидами - в 3,5 раза больше людей, чем по вине пьяных за рулём!
Так, что необходимость заняться ”другими вопросами”, в том числе надзором за дорогами, очевидна. Однако, за плохое содержание дорог нашей Госавтоинспекцией оштрафовано чуть более 300 должностных лиц. Прямо скажем, не густо. 25 протоколов в месяц на всю область явно диссонируют не только с количеством ям на дорогах, но даже с числом официально зарегистрированных аварий, произошедших из-за плохих дорог. Сопоставив приведенные цифры, можно предположить, что за допущенный бардак на дорогах к ответственности привлекаются не более 2% виновных должностных лиц.
Регламент в помощь
Здесь будет уместным напомнить несколько прописных истин. Согласно действующему законодательству, мы имеем право беспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии с установленными правилами. Покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение автомобилей с разрешенной ПДД РФ скоростью.
Обязанность по выполнению перечисленных требований возложена на лиц, осуществляющих содержание дорог. Эти же лица обязаны принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения. Они же должны информировать участников движения о вводимых ограничениях с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации.
Невыполнение установленных норм и правил влечёт ответственность, как минимум, административную. Однако в настоящее время складывается впечатление, что ГАИ об этом подзабыла. Очевидно, что надзорный орган закрывает глаза на откровенное бездействие дорожников и их начальников. А вот если бы его сотрудники честно, профессионально и без оглядки на чины и должности выполняли свои обязанности, то “картина маслом” была бы явно c другим сюжетом.
Так, что же водителям делать для того, чтобы не быть “козлом отпущения”? В поиске ответа на этот вопрос неоценимую помощь окажет административный регламент, утверждённый приказом МВД РФ №380 от 30.03.2015 года. Этот документ детально прописывает порядок действий сотрудников ГИБДД при осуществлении надзора за соблюдением требований законов, правил и стандартов при строительстве, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог.
Данным регламентом сотрудникам предписано незамедлительно прибывать на место ДТП, документировать обстоятельства происшествия, обеспечивать сохранность следов административного правонарушения. На месте ДТП инспектор должен установить и зафиксировать наличие дорожных условий, сопутствующих аварии, а также недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильных дорог. При их наличии принять меры к обозначению и ограждению опасных мест.
Инспекторы ГИБДД должны проверять на соответствие требованиям нормативов более 20 параметров состояния дорог. Среди них: расстояние видимости, ширина проезжей части, радиусы поворотов, наличие необходимых технических средств организации дорожного движения (знаки, светофоры, разметка), ровность, сцепные свойства и наличие повреждений проезжей части. В зимнее время дополнительно контролируются сроки ликвидации гололёда и уборки снега.
В случае выявления нарушений в обязательном порядке оформляется “Акт выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги”, возбуждается дело о нарушении правил содержания дорог. Так, что если инспектор не в курсе - ему надо подсказать. Эти документы впоследствии окажут неоценимую поддержку в возможных судебных разборках по возмещению причинённого ущерба.
К сожалению, далеко не все инспекторы ДПС, участвующие в оформлении ДТП, досконально знают требования утверждённого регламента. В противном случае можно с большой долей вероятности предположить, что реальное количество ДТП из-за плохих дорог уже давно перевалило за 60-70%.
Впрочем, для того, чтобы заняться наведением порядка на дороге, не надо дожидаться совершения ДТП. ГАИ вправе осуществить проверку даже после поступления писем и жалоб граждан, а также по материалам публикаций в СМИ.
Но пока гораздо проще обвинить водителя в невнимательности, чем профессионально фиксировать дорожную обстановку и “воспитывать рублём” нерадивых дорожников.
Сколько же ещё нужно плановых реформ ГАИ и внеплановых переаттестаций инспекторов, чтобы материалы ДТП начали оформлять грамотно и объективно, ответственность виновных должностных лиц стала неотвратимой, а дороги безопасными?