Строительство нового вокзала в Воронеже: попытка исправить ошибки

Кто и как будет создавать соответствующую инфраструктуру

Уже который год то затихают, то вновь возобновляются разговоры о необходимости строительства в Воронеже еще одного вокзала, работающего на южное направление, ибо вокзал «Воронеж 1» расположен географически совсем не выгодно для поездов, следующих на юг. На рубеже 80-х и 90-х годов прошлого века была даже предпринята отчаянная попытка начать строительство станции в районе ул. Остужева.

Кто и как будет создавать соответствующую инфраструктуру
Так станция "Придача" выглядит сегодня (фото автора)

Однако великий и могучий Советский Союз приказал долго жить, и стало как-то не до того. Выполненные работы ограничились закапыванием бетонных опор и расчисткой площадки под будущую станцию. Впоследствии проект закрыли, а выделенные деньги осели в глубоких карманах.

Экономный проект

Вернуться к законсервированному не проекту даже, а вопросу, попытались лет десять назад. В Воронеж приезжало высокое железнодорожное начальство, смотрело, цокало языком, но далее разговоров дело опять не пошло. И вот свершилось! Строить все-таки будут. В этом журналистов заверил не кто-нибудь, а бывший главный железнодорожник ЮВЖД, а ныне вице-президент ОАО «РЖД» Михаил Акулов. Нынешний же начальник дороги Анатолий Володько добавил, что проект разрабатывался по заказу РЖД не один год и, наконец, созрел.

Вполне логично, что будущий вокзал было решено объединить со станцией «Придача». Реконструкция самой станции начнется в текущем году, деньги – 50 млн рублей на это дело якобы уже выделены. А на реализацию проекта «Воронеж-Южный» всего планируют потратить около 300 млн рублей. Деньги совсем не большие, и вряд ли их хватит на воплощение той красоты, что была представлена в интернете как проект №3. Да и параметры начальство озвучило вполне себе скромные: общая площадь здания около 1300 квадратных метров, залы ожидания рассчитаны всего на 500 человек. К тому же стоимость была просчитана на 2014 год, а сейчас и времена другие, и цены. Так что не до жиру. Тем более, что дорога планирует вести строительство собственными силами, не привлекая средства областного бюджета.

То, что вокзал будет построен, а станция реконструирована в срок и с надлежащим качеством – пока сомнений не вызывает. Тем более, что часть работ уже выполнена в 2015 году. Деньги осваивать придется небольшие, курировать строительство наверняка станет начальник ЮВЖД Анатолий Володько, а у него не забалуешь. Но это только то, что касается инфраструктуры дороги.

А что вокруг?

Сегодня, пассажиры (особенно иногородние), прибывающие на станцию «Придача», с удивлением озираются и раскрывают рот: а куда мы попали? Куда не кинь взгляд - с одной стороны железнодорожные пути, с другой – бетонный забор. Города не видно. Растерянные путешественники обращаются к местным жителям и узнают: чтобы попасть на остановку общественного транспорта и доехать куда-либо, им придется протащиться с чемоданами километра полтора. И это еще не все. Автобусные маршруты, проложенные от авиазавода, выстроены таким образом, что ни на автовокзал, ни на вокзал «Воронеж 1» напрямую попасть нельзя (это для тех, кто приехал повидать родственников в деревне). Можно, конечно же, попытаться воспользоваться услугами такси, но таксисты тоже люди прижимистые и не хотят платить деньги, паркуясь на платной стоянке. Поэтому и до такси нужно будет пройти метров 250-300.

Расписанная выше эпопея возможна для тех счастливчиков, которым не нужно попасть на ВАИ, или скажем на Машмет. И в том и в другом случае для экономии времени нужно будет идти пешком, ибо проект строительства виадука, соединяющего микрорайон ВАИ с ул. Циолковского, разработанный в 2012 году, так и остался проектом. Облправительство тогда заявило, что начнет работы не раньше, чем будет готов проект строительства вокзала «Воронеж-Южный». И вот сей документ готов, однако воз и ныне там. Власти предпочитают не форсировать события по двум причинам: во-первых, если и были на строительство виадука запланированы какие-то деньги, то они наверняка уже брошены на латание дыр в бюджете. И во-вторых, мост, соединяющий район авиазавода с ул. Волгоградской, должен будет пройти по уже застроенным кварталам. Пусть даже только одними гаражами. Но так или иначе нужно будет решить вопрос с владельцами этих гаражей, а они до сих пор даже и не в курсе далеко идущих планов воронежских властей. Так что строительство вожделенного виадука может затянуться на десятилетия, как это произошло с так называемой «дорогой в никуда».

«Как проехать до вокзала?»

Каждый уважающий себя вокзал должен иметь привокзальную площадь. На ней по традиции должны стоять пару киосков, где продаются пирожки и свежая пресса, а также несколько сотен квадратных метров, где могут остановиться автомобили. К привокзальной площади обычно ведут удобные подъезды с трех-четырех сторон. Это в идеале. «Воронеж-Южный» по плану остается запертым, словно в мышеловке. Единственный транспортный путь к нему ведет вдоль забора авиационного завода. Расширить эту дорогу на сегодня возможно только одним способом: если авиастроители потеснятся (хотя с чего бы им проявлять щедрость?) Кроме того, необходимо будет частично перестроить или же вообще перенести пешеходный мост, проложенный над железнодорожными путями, иначе при более-менее интенсивном движении транспорт на повороте станет биться. И еще одно: конечную остановку маршрутных автобусов от авиазавода по логике вещей нужно будет перенести к новому вокзалу, а где взять место под парковку?

Все эти заботы должны лечь тяжким бременем на городской и областной бюджеты. А готовы ли город и регион к подобным подвигам в ближайшие два года (заявленный срок окончания строительства вокзала), пока не ясно. Надеемся, что после окончания монтажа ветки в обход территории Украины и увеличения количества пассажиров на теперешней «Придаче», представители федеральной власти обратят внимание на наше убожество и помогут - где-то деньгами, а где-то крепкими подзатыльниками. Вот тогда вновь построенный вокзал может быть и станет воротами города.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №8 от 17 февраля 2016

Заголовок в газете: Вперед в прошлое

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру