Что продают воронежцам под видом молока, сыра и масла

Фальсификат живет и процветает

Воронежская область от дефицита молока пока не страдает и даже лидирует по приросту производства молока в стране (7,5%). Она занимает 7-е место по объему производства и поставляет «молочку» во многие регионы, но большую часть - в столицу и Московскую область. Лидер по производству сырого молока – холдинг «ЭкоНива». Однако кризис берет свое, и гендиректор другого крупного холдинга «Молвест» сообщил о снижении спроса: себестоимость производства молока уже выросла на 15% из-за удобрений, кормов, упаковки и т.д., это 3-4 рубля, а рост цены молока в торговле из-за падения спроса составил всего 1-1,2 рубля.

Фальсификат живет и процветает

Ассоциация молочников тоже предсказала падение производства молока во всех хозяйствах страны; в 2015 году оно уже снизилось. А от эмбарго, сократившего молочный импорт, выиграли не отечественные производители, а продукция Беларуси, конкурентоспособность которой выше. От наших переработчиков требовалось в кратчайшие сроки в разы увеличить поставки на рынок молока, сыра и масла - при том, что увеличить дойное стадо в тех же пропорциях невозможно теоретически. Тем более, что в нулевые в воронежских селах массово резали скот, включая стельных коров и телят, а молочные «короли» добились отмены стандартов и ГОСТов и под видом живого молока втюхивали населению порошковое, удивляя невиданными сроками его хранения и странным вкусом. А если учесть скандалы о падеже в Воронежской области элитных абердин-ангусов и вранье о нем властей, то шансы на достойное импортозамещение выглядят и вовсе призрачными. Грибановские экологи и активисты утверждают, что не менее тысячи коров и бычков, переживших транспортировку с другого конца планеты, нашли в Воронежской области голодную смерть и остались лежать в лесах, лугах и озере возле села Власовка, отравляя окружающий мир. Удивительный этот бизнес заставляет вспомнить Михаила Жванецкого: что вы воруете с убытков? Воруйте с прибылей!

Короче, с импортозамещением у нас пока не очень: вместо качественных продуктов полки заполонили отечественные фальсификаты. Зато успешно идут информационные войны – вокруг, в том числе, и воронежской «молочки».

Молочные реки, сырные берега

ОД «Качество нашей жизни» обнаружило в прошлом году фальсификаты в 8 из 11 проверенных детсадов, школ и больниц Воронежа. И отметило: даже сами повара утверждают, что качество продуктов с каждым годом все хуже. В Европе за фальсификацию продуктов грозит банкротство, а у нас – забавные штрафы. Да и воронежский Роспотребнадзор сообщал, что чаще всего фальсификат поставляют в школы, детсады и социальные объекты. Бесстыдство молочных «королей» никого не удивило: «все крупные современные состояния нажиты самым бесчестным путем». Да и сами производители не раз признавали: товар на полках все чаще не соответствует упаковке: сырье-то для импортозамещения взять неоткуда! И молоко у нас часто низкого качества: плохие условия содержания скота, ветобслуживания, культуры производства, кормовой базы.

Началом информационных боев, задевших крупных воронежских производителей «молочки», можно считать заявление Союза потребителей «Росконтроль», что 70% торговых марок подменяют молочный жир дешевым пальмовым, 75% сыра и 58% сливочного масла в крупных сетях - фальсификат. Из 20 марок российского и белорусского сыра подделкой оказались 15, из 26 видов сливочного масла - 21. В 11 из 26 образцов масла жирность была занижена: в них был не молочный жир, а плазма, по сути - вода. Не только в сыре, но даже в сырном продукте не должно быть ни грамма растительного жира, но продукция наших «импортозаместителей» чаще всего наполовину состоит именно из растительных жиров. «Росконтроль» подсчитал: «экономия» 1% молочного жира за месяц приносит производителям около 250 000 руб.

Цифры убийственные; в цивилизованных странах за такой «бизнес» банкротство гарантировано, но в России нет ограничителей даже для самой бессовестной наживы.

Ассоциация «Союзмолоко» косвенно признала крах импортозамещения: выпуск сыров в России за год вырос на 22,6%, сливочного масла - на 8,3%, а импорт их упал в 9,4 и 7,8 раза. Но насчет фальсификатов «Росконтроль», мол, неправ: доля поддельной «молочки» в России – не больше 10-20%, а сыра – 20-30%.

Еще сильнее против «Росконтроля» выступил Роспотребнадзор: фальсификата среди сыров не больше 15%, а в целом по «молочке» - максимум 10%.

Бои шли по всем фронтам: Россельхознадзор много раз атаковал сухое молоко и сгущенку из Беларуси, поставляемые в Воронеж, и обнаруживал в них опасные вещества. И эта же госструктура вдруг не сдержалась и объявила, что 78,3% сыров на российском рынке - фальсификат на растительном жире. Фактически Россельхознадзор обвинил Роспотребнадзор в масштабной лжи. Но у того объявились сильные союзники: министр сельского хозяйства Ткачев, в чьем семейном бизнесе молочное поголовье превысило 26500 коров, назвал данные Россельхознадзора ошибкой: максимум фальсифицированных сыров – 10-15%, и нечего пугать покупателей! Министра поддержал Роспотребнадзор: больше всего фальсификата в производстве сливочного масла - 15-20%, на 2-ом месте сыр, а фальсифицированного молока и вовсе не осталось.

К ним присоединился премьер-министр Медведев и велел чиновникам фильтровать базар насчет фальсификата. Россельхознадзор тут же дал задний ход и заявил, что его не так поняли. Воронежцы в соцсетях откликнулись на это: у нас не только сыр и масло, а сама власть сфальсифицирована!

Следом воронежский Россельхознадзор обнаружил растительные жиры в белорусском сыре и сливочном масле курских и московских производителей. Белгородский УФАС поймал курских производителей на растительных жирах в сливочном масле и манипуляциях с жирностью: в твороге было 7,5% вместо 9,0%, а в молоке - 2,7% вместо 3,2% (соцсети: ничего не изменится! Проверяется первая партия поставки, а контракт годовой).

Что с пальмы упало

Самое ожесточенное сражение развернулось вокруг пальмового масла, по импорту которого Россия в кратчайшие сроки стала мировым лидером. Оно втрое дешевле молока, и Ткачев пообещал бороться с фальсификатом изо всех сил. Например, маркировать продукты с пальмовым маслом сантиметровыми надписями, как на сигаретах, – «чтоб не разбодяживали». Правда, благие намерения министра так до сих пор и не вылились в проект закона. А запрет использования пальмового масла в молочных продуктах Ткачев не одобрил – мол, это не очень разумно: вред пальмового масла еще не доказан.

Войну пальмовому маслу объявил и депутат Госдумы от Воронежской области Аркадий Пономарев, он же - глава Молочного союза РФ. И предложил законом разделить его на пищевое и техническое; фальсификаты - угроза национальной безопасности! А пока не разделят, запретить пальмовое масло в продуктах. Молоко, конечно, подорожает, но для бедных можно ввести продовольственные карточки.

Однако в соцсетях в заботу молочного олигарха о бедствующих воронежцах не очень поверили.

Глава воронежского УФАС Владимир Ротмистров (технолог по образованию, диссертация по теме детских молочных смесей) сообщил, что пальмовое масло – стандартный продукт в детском питании. И вообще, растительные масла – традиционный ингредиент детских смесей. В Воронеже 95% «молочки» - от двух производителей («Молвест» и «Данон»), и именно они воюют с «пальмовой чумой». К чему бы это?

Рохмистров, видимо, говорил о пищевом растительном масле. А газета «Ведомости» выяснила, что импорт пальмового масла идет, в основном, через вотчину Ткачева, порт Тамань в Краснодарском крае (~60% всего объёма), и большая часть его - так называемая «техническая пальма», опасная для здоровья. Жители Кубани даже требовали закрыть перевалочный комплекс, больше четырёх лет действовавший без заключения экологической госэкспертизы, - иначе море у Таманского полуострова рискует стать помойкой.

Российский Союз промышленников и предпринимтелей назвал катастрофическим объем фальсификаций в стране: 4 миллиона тонн молочных фальшпродуктов скармливают нашим детям и лгут, что их продукция соответствует ГОСТу!

Жуткая эта информация ни к каким уголовным последствиям для фальсификаторов не привела – такая уж у нас суверенная экономика.

Неприятное с полезным

В январе Россия еще на четверть увеличила импорт пальмового масла, которое, по мнению ряда экспертов, опасно для здоровья, но широко используется для фальсификации молока, сметаны, сыров, шоколада и детского питания.

А депутат Госдумы от Воронежской области Аркадий Пономарев предложил дать социально значимой молочной продукции статус неприкасаемой, жесткое ограничение торговой наценки и запрет на иные ценовые надбавки и «чистку» от любых суррогатов и заменителей: «Только так мы сможем в период кризиса поддержать и сберечь здоровье населения, заодно поддержим добросовестных российских производителей». В частности, самого Пономарева.

Справочники: пальмовое масло - дешевый тугоплавкий растительный жир, применяется при производстве маргарина, косметики, свечей и мыла. Это масло - рекордсмен по содержанию витаминов Е и А, который отвечает за хорошее зрение, укрепляет кости, улучшает состояние волос, кожи, ногтей. Содержание кератиноидов в пальмовом масле в 15 раз больше, чем в моркови. Казалось бы, польза пальмового масла очевидна, но оно не усваивается организмом из-за температуры плавления 47-54 градусов. Попадая в желудок, оно остается пластичной липкой массой, налипает на органы пищеварения, затрудняя всасывание других веществ. Оно легко цепляется за стенки кровеносных сосудов и накапливается в виде жировых бляшек. Благодаря способности плотно сцепляться с любой поверхностью, пальмовое масло используется при производстве смазочных материалов (солидол), для обработки тканей, кожи, дерева, чтобы придать им водоотталкивающие свойства. До 2010 года пальмовое масло в пищепроме России не использовалось: оно производится из несъедобных в сыром виде мелких плодов и дает сбои в пищеварении и обмене веществ. Короче, используйте пальмовое масло исключительно для смазки дверных шарниров и велосипедных цепей.

Минздрав будто прочитал это и на днях ответил: «По данным исследований НИИ питания, убедительных доказательств негативного влияния пальмового масла на здоровье человека не выявлено». Но поддержал введение с 1 июля налога на вредные продукты: пальмовое масло, газированные напитки и продукты с повышенным содержанием жира и сахара. Минэкономразвития тоже «за»: налоги на продукты, потребление которых в больших количествах наносит вред здоровью, вполне оправданы, а заодно поправят ситуацию с бюджетом.

Министр финансов Антон Силуанов: «Мы хотим со второго полугодия ввести акциз на пальмовое масло. Такая мера в ряде стран направлена на сокращение потребления вредных продуктов, а с другой стороны - на повышение доходов казны».

Есть подозрение, что главное в желании министров – те самые «заодно» и «с другой стороны». А значит, нам гарантирована возникшая «новая стабильность»: цены на продукты (да и на все остальное тоже) будут по-прежнему расти, а кошельки пустеть. Крышку этой скороварки власть затягивает все туже.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №8 от 17 февраля 2016

Заголовок в газете: Скажите: чи-и-з!..

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру