К чему приведут протесты дальнобойщиков?

Воронежские дороги стали поперек горла автомобилистам

Давненько уже не случалось в нашей стране общероссийских акций протеста. Вертикаль так утрамбовала покорное население и обложила законами любую возможность хоть слово молвить поперек власти, что казалось - ни звука больше не донесется снизу. «Расстреливайте, делайте со мною, что хотите, но я не встану».

Воронежские дороги стали поперек горла автомобилистам
Всероссийская акция протеста дальнобойщиков (фото - Наталия Губернаторова)

Ан нет; безнаказанность и жадность «элиты» допекла многих, и на трассах от Москва до самых до окраин состоялась акция протеста дальнобойщиков, испортившая аппетит кремлевским жрецам. Они тут же объявили, что готовы снизить плату до февраля с 3,73 руб./км до 1,53, а с 1.03.2016 по 31.12.2018 поднять ее до 3,06 руб./км. Дальнобойщики, однако, требовали вообще отменить паразитический оброк, который нанесет урон всем, кто пользуется услугами грузового автотранспорта. А уступки властей назвали «истерикой и блефом».

Перевозки железной дорогой на порядки дороже, чем фурами - спасибо владельцу шубохранилищ Якунину! Именно поэтому в России столько фур на трассах; их сейчас придавят оброком – и цены взлетят на все. На сколько? В Ассоциации дальнобойщиков прикинули: на треть. Причем не плавно, а сразу. Дальнейшие события в Ассоциации прогнозировать не берутся.

Он сказал: приехали

11 ноября на участке между Лосево и Павловском трассы М-4 «Дон» в Воронежской области дальнобойщики присоединились к протесту коллег со всей страны под лозунгом «Не хотим кормить коррумпированных чиновников!». Требование отменить новые поборы, вообще-то, запоздало: власть объявила об этом прошлой зимой и дату назвала: с 15 ноября, мол, готовьте кошельки. Но пока гром не грянул, мужики не крестились. Как и вся страна, дальнобойщики больше переживали о Донбасс, обвале рубля и нефти и прочих напастях, свалившихся нам на голову благодаря независимой внешней политике Кремля. Виноват во всем был, понятно, Обама, а Кремль, наоборот, показывал америкосам кузькину мать.

На трассе от Лосево до Павловска всего по одной полосе в каждую сторону, это один из самых загруженных участков. Чтоб ГИБДД не винтила дальнобойщиков за остановку в неположенном месте, они просто снижали скорость до минимума и успешно образовали пробки в несколько километров в обе стороны.

В Подольском районе Московской области 60 грузовиков выстроились на обочине трассы «Дон». Встали и множество легковушек, водители которых, к удивлению ГИБДД и правительства РФ, поддерживали акцию. Полиция бдила, но участия не принимала.

На обочине трассы Новосибирск-Омск встала колонна из 370 автомобилей.

В Томской области колонна в полсотни фур двигалась со скоростью 10 км/ч.

В Липецкой области на акцию вышли 30 водителей большегрузов, в Ростовской области – полсотни. Там ОМОН и ГИБДД требовали прекратить незаконное сборище.

В Калуге дальнобойщики протестовали на набережной Яченского водохранилища.

Под Петрозаводск на трассе «Кола» выстроились на обочине 130 грузовиков и полсотни легковушек и пригрозили двухнедельной забастовкой, если власти не отменят оброк. Их поддержали в самом Петрозаводске и в Карелия.

В Белгородской области на трассе «Москва-Крым» больше 100 водителей фур встали на обочине у села Жданово с включенными аварийками. Здесь требовали хотя бы отложить поборы с грузовиков и штрафы от хозяев системы «Платон»: большая часть грузовиков до сих пор не оснащена системами слежения за ними. МВД и ГИБДД в акцию не вмешивались, но сообщили СМИ, что собрались здесь не заявленные 150 фур, а всего сорок, вели себя смирно и никому не мешали на своей обочине.

В Воронежской области акция обещала стать внушительной, но вместо того, чтоб стукнуть кулаком по столу, дальнобойщики лишь потрясли здесь лохмотьями. На трассе между Лосево и Павловском пробку создали, но она никого не удивила: здесь заторы давно уже стали регулярными.

В ряде регионов бунтовщиков прессовали. На южноуральском участке трассы «М-5» задержали лидера челябинского клуба дальнобойщиков «Братишка» Кирилла Карташкова за то, что часть фур остановилась в неположенном месте.

Организатор акции дальнобойщиков был задержан и в Смоленской области: у него не было разрешения на акцию протеста.

Под Томском колонну ползущих фур остановила ГИБДД и пыталась оштрафовать водителя первого грузовика за создание помех движению. Остальные участники потребовали, чтобы штраф выписали всем, и колонна встала. ГИБДД поняла ситуацию правильно и вместо штрафов дала колонне сопровождение.

В Смоленской области задержали активиста Романа Бочкова.

В Волгоградской области ГИБДД на акцию опоздала и изъяла права у пятерых из двухсот протестовавших дальнобойщиков якобы для проверки и выписала им штрафы. В ответ на сайте дальнобойщиков пригрозили забастовкой.

Сердитый на акцию Росавтодор обвинил дальнобойщиков в шантаже государства. Мешается, понимаешь, всякая мелочь под ногами, не дает державе с колен встать, а бунтуют, в основном, «серые» индивидуальные перевозчики, их не больше 20% из 1,5 млн зарегистрированных в РФ грузовиков свыше 12 т; сами налоги не платят, а сами бунтуют…

Была дорога ваша, стала наша

Протесты воронежских водителей на платных дорогах начались еще в феврале этого года, когда ГК «Автодор» запустила платный участок М-4 в обход Воронежа (492-517 км), реконструированный фирмой «Трансстроймеханизация», дочкой ОАО «Мостотрест» Аркадия Ротенберга; на берегу после этого пробки резко выросли, как и на пунктах оплаты, включая 515-й км трассы в черте Воронежа, вызвав стихийные акции протеста. Пытались даже перекрыть трассу. Ведь два года назад губернатор Воронежской области Алексей Гордеев и боссы госкомпании Росавтодор Сергей Кельбах и ООО «Трансстроймеханизация» Борис Сакун заявили, что этот участок останется для воронежцев бесплатным. Оказалось, что слово и дело – это две большие разницы. Тем более, между ними лежит большая куча денег. В октябре фирма «Автодор-Платные дороги» сообщила, что со 2 ноября станет платным участок трассы М-4 «Дон» с 544-го по 663-й км, который проходит через три района - Каширский, Лискинский и Бобровский. Второй в области платный участок стоит 50−260 рублей в одну сторону. На трассе за Рогачёвкой появились новые пункты сбора денег. Несогласным предлагают ехать через Острогожск и Россошь. Альтернатива сомнительная.

У «Автодора» громадье планов: строится дорога в обход Рогачёвки и Новой Усмани, планируют строить участок в обход Лосева и Павловска. К 2019-ому платной станет больше половины трассы М–4, 796,2 км из 1 517. Платить будут все. Эксперт «МК в Воронеже», председатель «Комитета о защите прав автомобилистов» Николай Киселев уверен, что многие станут объезжать терминал по улицам Воронежа, и пробки на Ломоносова, Московском проспекте, Северном мосту и развязке на Остужева станут крепче.

Губернатор Гордеев еще в 2013 году просил у главы ГК «Автодор» Кельбаха льготы для воронежцев, но так и не выпросил.

Все лучшее - детям

Политически грамотные дальнобойщики четко определили корень зла: выгодополучателем с платных дорог стало семейство Ротенбергов в результате простенькой комбинации из трех пальцев.

1. Правительство РФ решило выбрать на открытом конкурсе с участием опытных инофирм компанию-оператора для сбора денег с грузовиков по всей стране.

2. Босс Ростеха Чемезов категорически возразил: из соображений национальной безопасности надо все отдать «дочке» Ростеха без всяких конкурсов; трассы - дело государственной важности! Ну, создали «дочку» Ростеха «Объединенные системы сбора платы» для сбора денег с дальнобойщиков.

3. Ростех – государственная лавочка, а «дочка» - нет, и после ее создания Игорь Ротенберг прикупил себе блокпакет ее акций. А потом ради безопасности Россия докупил еще 25% - до 50%.

Откровенная такая комбинация.

Бизнес-о​мбудсмен Борис Титов просил премьера Медведева отложить введение платы для 12-тонников до 1 июля 2016 года и сократить ее до 1 руб./км. Но ему твердо ответили: государство не имеет права ухудшать условия для концессионера.

В общем, все для блага человека, и мы знаем его имя. Называется система сбора дани «Платон». При тарифе 3,73 руб./км планируется собирать с грузовиков около 50 млрд руб. в год. Придется платить.

После акций протеста власти решили помиловать бунтовщиков и даже отложить им кары небесные: крупные штрафы за неоплаченный проезд (450 000 руб. за первое нарушение и 1 млн руб. за повторное) с 15 ноября будут брать только в Подмосковье, а в остальных регионах - с мая. Минэкономразвития пообещало обратиться в правительство с предложением продлить срок действия льготной ставки в 1,53 руб. на весь 2016 год. Но пока не обратилось.

Первый зам главы комитета по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков призвал депутатов заморозить сбор дани за проезд грузовиков по федеральным трассам: «В таком сыром виде ситуация закончится массовыми протестами с большими последствиями».

Оштрафованный за участие в акции лидер Сибирской ассоциации перевозчиков Вячеслав Трунаев заявил, что водители согласны платить дань, но с условиями: чтобы плату за проезд снизили до обоснованного уровня и на полгода ввели тестовый режим системы, и чтобы штрафы снизили с безумных до 40-50 тысяч руб.

Всероссийская Ассоциация дальнобойщиков повела себя чуть жестче сибиряков и требует моратория на ввод системы на 1,5-2 года. Новых акций протеста Ассоциация не планирует: введение платы за проезд с 15 ноября само по себе ведет к транспортному коллапсу. Из 1,5 млн машин лишь 300 тысяч зарегистрировались в системе «Платон». Значит, 80% грузовиков либо не выйдут на дороги, либо попадут под дикие штрафы, что, по сути, одно и то же: оспорить у Ротенбергов штрафы в суде ни один простой смертный не сможет.

В некоторых регионах (Ростов, Тюмень), однако, новые акции протеста обещают, считая, что им, загнанным в угол, просто некуда деваться.

Группа депутатов во главе с Оксаной Дмитриевой внесла в Госдуму законопроект о трехлетнем моратории на плату за дороги для большегрузов – из-за социально-экономического кризиса в России. Пока без последствий.

Следующий к зубному

Через день после акции дальнобойщиков о коллапсе поставок продовольствия после 15 ноября предупредили ритейлеры. По оценкам крупных продуктовых сетей, около 30% перевозок оказались под угрозой срыва: пока счетчиков для «Платона» выпущено около 200 тысяч, и лишь пятая часть их роздана перевозчикам. Тревогу бьют сети «Семья», SPAR, X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»), «Лента», «Дикси», Metro Cash & Carry.

Но ничто не останавливает придворный бизнес, который уже сосчитал свои 50 миллиардов рублей.

Акция протеста закончена – забудьте.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру