Напомню, что в декабре прошлого года жительница Воронежа, чей автомобиль эвакуировали, посчитала плату за эвакуацию чрезмерной и незаконной. В ходе рассмотрения дела в Воронежском областном суде было установлено, что платить за пробег эвакуатора ”в оба конца” (204 руб./км) действительно не нужно. Нарушитель обязан возместить затраты на работу эвакуаторов только с момента задержания автомобиля до помещения его на специализированную стоянку.
30 января региональный приказ, устанавливающей размер платы за перемещение задержанных транспортных средств, был отменён. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ оставила решение в силе, несмотря на возражения областного Правительство РФ. “Санитары дорог” попробовали закрепить прежние тарифы своими внутренними приказами, но и это беззаконие быстро пресекли.
Надо заметить, что отсутствие эвакуаторов совершенно не отразилось на дорожной обстановке. Просто, когда уже весь город стоит в пробках, то совершенно безразлично, сколько машин утащат эвакуаторы: 10, 100 или ни одной. Слишком всё запущено в дорожно-транспортном хозяйстве.
Согласно новым тарифам стоимость эвакуации подешевела на треть и составила около 150 руб./км. Оплату “в оба конца” отменили. Ну, ошиблись поначалу, с кем не бывает. Правда, такая нечаянная с виду ошибка в расчётах принесла коммерсантам около 5 млн руб. дополнительного дохода только за прошлый год. Это по самым скромным подсчётам.
Эвакуаторщики поначалу стали возмущаться: мол, итак последние крохи доедали, а теперь и вовсе себе в убыток работать придётся. Но с начала октября с молодецким задором принялись навёрстывать упущенную выгоду.
Правда, за время вынужденного простоя в очередной раз изменилось законодательство. Эвакуировать транспорт разрешили только из под тех знаков, которые для пущей важности оснащены дополнительной табличкой ”Работает эвакуатор”.
“Транспортный цех” администрации города вместе с Госавтоинспекцией оперативно преодолели этот правовой барьер. К октябрю практически под всеми ранее установленными знаками, запрещающими остановку, требуемые таблички появились. К ним добавилось много новых запретных зон. Вот так было исполнено апрельское обещание бывшего начальника ГАИ Владимира Верзилина почистить улицы города от ненужных запрещающих знаков.
Бермудские треугольники
И вот уже весь город заставлен красными крестами на синем фоне. Запрещающие знаки вкапывают даже там, где их появление сродни абсурду. Вот, например, на проездах вдоль Центрального рынка сделали заездные карманы под стоянку. Стоящие там автомобили абсолютно не мешают движению других машин. Но знаки, запрещающие остановку, стоят. Да ещё и с предупреждением о возможной эвакуации!
А если не эвакуируют, то фотографируют: сотни автомобилистов уже получили “письма счастья” со штрафами за это надуманное нарушение. Ну, и зачем же этот бред за бюджетные деньги? Ответ, в принципе, очевиден: под рынком - платная парковка, её хозяева тоже хотят денег. Людей попросту загоняют под землю даже при наличии оборудованных уличных парковок.
Но и такая откровенная помощь административного ресурса братьям по бизнесу, видимо, не обеспечивает нужную доходность. Не случайно всё чаще приходится сталкиваться с откровенным самоуправством инспекторов ДПС вкупе со службой эвакуации.
Дотошные автомобилисты наверняка заметили, что во многих местах направляющие островки стали окантовывать разметкой жёлтого цвета. Среди таких мест, например, пересечение улиц Платонова и Станкевича или площадь у кинотеатра ”Спартак”. На этих островках всегда стояли десятки машин, никто их не трогал.
Оно и понятно: никаких дополнительных помех движению они создать не могут. Движение по этим островкам запрещено независимо от того, пустые они или забитые транспортом. А штраф за такое нарушение по нынешним меркам - копеечный. Кстати, инспектора очень часто и сами показывают дурной пример, оставляя свои патрульные автомобили в таких местах.
Но тут кого-то из числа власть имущих осенило очертить островки посередине перекрёстков жёлтыми линиями. По идее, такая разметка обозначает места, где запрещена остановка. Наносится она у края проезжей части или по верху бордюра. И не важно, что там нет ни того, ни другого: инспектора вменяют всем нарушение требований жёлтой разметки и дают отмашку на эвакуацию.
Но это уже произвол, господа хорошие! Несоблюдение требований дорожной разметки, запрещающей остановку, при отсутствии соответствующих знаков не является основанием для задержания автомобилей.
Никакого “края проезжей части” вдоль направляющего островка быть не может. Нанесение разметки жёлтого цвета в центре перекрёстка явно противоречит не только требованиям стандартов, но и здравому смыслу. Всем сомневающимся предлагаю самостоятельно обратиться к первоисточнику.
Налицо - грубое нарушение правил нанесения дорожной разметки. Однако, вместо штрафов неграмотным дорожникам, инспектора и тут помогают зарабатывать коммерсантам.
Бизнес для избранных
Сращивание службы ГАИ с эвакуаторным бизнесом видно невооружённым глазом. Право заниматься эвакуацией получил всё тот же очень узкий круг доверенных предпринимателей, которые и раньше участвовали в сомнительных коммерческих проектах вокруг ГАИ. Теперь для этого даже конкурс не нужен. Достаточно быть включённым в соответствующий реестр, который размещается на портале Воронежской области в сети Интернет.
Сейчас эвакуацией транспорта в Воронеже занимаются всего две конторы: ООО ”Центр организации движения” и ООО “Мега” (это его директор прославился самовольной установкой тарифа вопреки мнению суда и прокуратуры). Их эвакуаторы мы ежедневно видим на городских улицах.
Заглянул я недавно в обозначенный реестр и поразился: нет там таких названий! Так на основании чего они работают? И откуда автоинспекторы узнали, что на помощь надо призывать именно эти эвакуаторы? Не иначе, сорока на хвосте принесла.
Очень часто эвакуаторы таскают машины из тех мест, где нет никаких проблем с пробками: из тупиковых проездов, парковок у торговых центров, спальных районов. Естественно, видимость законности процесса придаётся предварительной установкой соответствующих знаков и присутствием инспектора.
Не раз приходилось наблюдать, как на одном из проездов у торгового центра в Северном районе под запрещающим знаком стоят машины. Ну, не хватает в час-пик парковочных мест! При этом другие автомобили без проблем проезжают мимо: ширина проезда позволяет.
Но вот как только на прикормленные места налетают стервятники и начинают массовую погрузку - движение парализуется во всей округе. Так, может просто знак убрать и перестать имитировать бурную деятельность по повышению пропускной способности там, где в этом нет необходимости?
Да и в центральной части города многие запреты глубоко сомнительны. На отдельных участках ул. Плехановской и Московского проспекта, имеющих по 3 полосы для движения в каждую сторону, стоящие на краю проезжей части автомобили не создают никаких проблем.
Пробки в гораздо большей степени провоцируются безграмотно отрегулированными светофорами, чем стоящими у тротуара автомобилями. Вот, например, перед пересечением Московского проспекта и Хользунова по направлению в центр города уже 5 полос для движения сделали. Знак запрещающий поставили. А утренняя пробка - всё в той же поре.
Несмотря на обращения граждан, Госавтоинспекция не желает заниматься проверкой реальной обоснованности введённых запретов и пересылает жалобы в администрацию города. А там себя тоже не утруждают: мол, если ГАИ не возражает, значит - всё правильно!
Вот такой “пинг-понг” по-воронежски. Иногда, правда, начальники вынуждены признавать, что запрещающие знаки установлены без их ведома. Но почему автомобилисты должны расплачиваться за этот бардак собственными деньгами и нервами?
Очевидное-невероятное
А вот ещё несколько зарисовок с натуры. Если владелец автомобиля успевает появиться на месте нарушения до начала движения эвакуатора, то машину с платформы снимают. Затем должно следовать оформление протокола за нарушение правил остановки. Но теперь нарушителей зачастую отпускают на все четыре стороны. Водители недоумевают и уезжают. А всё дело в том, что на протокол нужно потратить ещё минут 15-20. За это же время можно загрузить и увезти 4-5 машин.
Практически все заездные карманы на остановках общественного транспорта забиты нелегальными таксистами - ”бомбилами”. Автобусы вынуждены останавливаться на полосе движения, создавая заторы. Инспектора на эти нарушения таксистов вообще не реагируют. Всё внимание - на поиск очередной жертвы.
Вот и получается, что в реальной борьбе с нарушителями правил парковки ГАИ не заинтересована! Неотвратимость наказания превращается в красивое словосочетание для научных докладов и пресс-конференций полицейских начальников. А в реалиях жизни - неприкрытое обеспечение интересов бизнеса. Иной раз создаётся впечатление, что служивые и сами не рады такой работе, но вынуждены выдавать “на гора” требуемое кем-то количество задержаний.
Регламент МВД разрешает использовать при надзоре за движением только патрульный транспорт. Однако инспектора сопровождают эвакуаторы, находясь на пассажирских сидениях гражданских автомобилей. Закон, конечно, допускает использование гражданских автомобилей для выполнения служебных заданий. Но это касается исключительных случаев, когда речь идёт о задержании преступника или спасении человека. Согласитесь, наша история не об этом.
В общем, опять мы видим результат каких-то неофициальных договорённостей госслужбы и бизнеса. Как говорится: ”ты-мне, я-тебе”. Вот только кто, кому и сколько - до сих пор не хочет выяснять ни одна из контролирующих структур.
Ну, а городские власти тем временем продолжают о народе думать, ночи не спят. Вот и на прошлой неделе депутаты городской Думы настоятельно порекомендовали мэрии сделать платные парковки в Воронеже муниципальными и создать такие условия, чтобы они были востребованы автомобилистами.
Для привития гражданам ощущения невозможности дальнейшего существования без платных парковок депутаты предложили установить в проблемных местах запрещающие знаки и усилить контроль ГИБДД.
Эта идея напомнила мне старый анекдот: ”За что бы русские ни брались, - всегда автомат Калашникова получается”. Так и у нас: какую бы проблему не обсуждали, дальше очередных запретов фантазия не идёт.
Не удивлюсь, если через год платные парковки в центре города появятся как раз там, где сейчас запрещено останавливаться под угрозой эвакуации. А стоящие там за деньги автомобили волшебным образом перестанут мешать пропускной способности улиц.