Как низкая явка горожан на выборах аукнулась воронежской оппозиции

Сравнение с иркутским показательным примером

Повторные выборы губернатора Иркутской области высветили то, что могло бы произойти при честных выборах во многих городах РФ. При большей явке горожан, верховенстве Конституции РФ, законодательства и соответствующей нейтральности по отношению к партиям власти.

Иркутская история с выборами показала особую, можно сказать, решающую роль гражданской активности городского населения – основной доли населения страны (73%). Стоило горожанам прийти в большем числе на выборы губернатора области, как победил с большим отрывом представитель оппозиции (КПРФ). Причем, по мнению наблюдателей, выборы прошли без крупных нарушений и махинаций.

За коммуниста Сергея Левченко проголосовало 56,4%, а за представителя ЕР, теперь уже бывшего губернатора, Сергея Ерощенко – 41,46%. Причем разрыв в «живой силе» избирателей велик. За Сергея Левченко отдали голоса 392942 человек, а за Сергея Ерощенко – 288927. Преимущество Сергея Левченко в 104015 голосов весьма значимо, тут не подкопаешься ни с какой стороны. Убедительная победа оппозиции, а также ее стратегия и тактика легальной борьбы за власть на будущее.

Победа Сергея Левченко и поражение ЕР были предопределены почти двойным ростом активности и явки городского населения области – в первую очередь Иркутска, Братска, Ангарска. Общая явка избирателей по Иркутской области составила при повторном голосовании 37,22%, а 13.09.2015 была 29,19%. Выросла она в основном за счет городов. В  Иркутске  пришло свыше 40% (13.09.2015 — около четверти), за Сергея Левченко в Иркутске проголосовало свыше 70%.

Приход на участки Иркутска дополнительных 15% избирателей, проголосовавших в большинстве своем за Сергея Левченко, решило исход выборов в пользу представителя оппозиции. Надо подчеркнуть и публичную нейтральность в этих выборах президента РФ, что закрыло проблему махинаций с избирательными листами.

Выборы в Иркутской области продемонстрировали, что не все так уж безнадежно даже с выборами губернаторов. ЕР далеко не всесильна, особенно при отстраненности от нее и нейтральности Путина, который публично перед выборами назвал достойными обоих кандидатов в губернаторы. Но для реализации эффективной многопартийной системы необходима большая гражданская активность горожан. Чем меньше горожан приходит к избирательным урнам, тем выше преимущество кандидатов ЕР.

Шансы оппозиции в Воронеже

Воронежская область по явке городских жителей была схожа с Иркутской областью (в первом туре) и другими регионами с преимущественно русским населением. В Воронеже (25,45% – самая низкая явка в области) и Иркутске (на 13.09.2015) пришло к урнам около четверти избирателей.

Так могла ли оппозиция победить на выборах в Воронеже, а с ним и в области? Скорее нет, чем да. Слишком мощным было использование административного ресурса, начиная с того, что губернатор возглавил список ЕР. Что, собственно, и предопределило повсеместное использование административного ресурса без оглядки на законодательство.

В Иркутской области ЕР не проявила без команды сверху свойственной ей активности в «работе» с бюллетенями. Доказательством слабого использования административного ресурса служит тот факт, что проголосовало за бывшего губернатора в первом туре 49,6%. И Сергей Ерощенко не смог добавить или не захотел всего лишь 0,5% голосов для своей «победы». И это говорит с одной стороны об уникальности тамошних выборов, а с другой – о реальности повторения оппозицией иркутского опыта в других регионах.

В Воронежской области, напротив, административный ресурс довлел. Число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне избирательных участков, составило 22% от числа  бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим на участках. Простенький и эффективный механизм манипулирования голосами – выдать бюллетени там, где нет чужих контрольных глаз. Выдать тем, кто проголосует «как надо». Весомая и очевидная часть того самого административного ресурса, который был использован в пользу ЕР. Для сравнения: эти бюллетени в Воронеже составили 6%, в Новосибирске (приняли участие в выборах 24,4%)  – 3,3%, в Томске – 3%.

В Воронеже административного ресурса было меньше, чем в сельских районах, много было наблюдателей. И ЕР набрала менее половины голосов по партийным спискам. Главное отличие воронежских выборов от иркутских очевидно: воронежские власти и ЕР совместно прессовали оппозицию, использовали, мягко говоря, некорректные технологии, а иркутские, если и делали это, то неэффективно и без желания.

Население миллионного Воронежа не является сторонником нынешнего губернатора (и областного правительства) в качестве первого номера избирательного областного списка ЕР. Ведь тем самым губернатор принял на себя все недостатки политической системы РФ. Поэтому многие избиратели Воронежа и не пошли на выборы, голосуя против власти и ЕР своей неявкой.

Кардинальным отличием и точным индикатором особо коррумпированных регионов, наподобие Республики Коми, является подавление четвертой власти – СМИ  до уровня прислуги «авторитетных» чиновников. В Сибири СМИ остаются пока более свободными и независимыми от власти. Потому как остались в ней еще независимые от власти предприниматели, финансирующие прессу. И оппозиция не опустила совсем голову.

В Воронежской области ситуация со СМИ близка к той, что сложилась в Коми. Нет смысла и называть финансово независимые СМИ — их очень мало. Остальные прямо или косвенно финансируются областным правительством и потому зависимы от него и властного диктата. А при слабой четвертой власти  сильна коррупция совместно с криминалом.

А если вдруг?

Представим, что в Воронеже появились честные и достойные люди — кандидаты в депутаты, которые пошли бы на выборы независимо от ЕР.  Так вот, ради этих уважаемых людей к избирательным урнам пришло бы, пожалуй, вдвое больше избирателей.

Оценки показывают, что независимые кандидаты и оппозиция в совокупности набрали бы голосов в 2-3 раза больше ЕР. На последних выборах в гордуму Воронежа за ЕР проголосовало 44,68% – лишь 90721 чел, а за оппозицию – 99426 чел, из них только за КПРФ – 45771 избирателей. Всего же избирателей в Воронеже, по официальным данным избиркома, 815274 человека. Приняло участие в выборах 211193. Игнорировали выборы около 600 тыс. человек. И это огромная армия в засаде для устранения монополии ЕР во власти.

При росте явки горожан в 1,5-2 раза и при нейтральной позиции президента РФ очевидно, что победа оппозиционных сил возможна по всей стране. Да и сейчас ЕР – лишь колосс на глиняных ногах, который держится на очень низкой явке городских избирателей и на тайной работе с бюллетенями.

Реальное положение ЕР в действительности неустойчиво и нестабильно. И зависит от остатков благосклонного отношения Владимира Путина. Достаточно какого-то значимого события, которое повысило бы гражданскую активность горожан, помогло бы им осознать их личную способность изменить политическую ситуацию в стране в лучшую сторону, как многое в стране может измениться. В Иркутске таким событием стали повторные выборы губернатора.

ЕР понимает выгодность для себя низкой явки избирателей в городах. И поэтому Госдума поспешила перенести дату выборов на второе воскресенье сентября, когда избиратели в массе своей на огородах, дачах и в отпусках. Это признак слабости ЕР и власти в целом. Что же это за власть такая, которая осознанно отсекает таким способом большинство избирателей от участия в выборах? Что это за власть, которой не нужна большая часть избирателей? Могла бы и до абсурда дойти – выборы на июль перенести, опасаясь активизации горожан, голосующих за оппозицию.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №42 от 14 октября 2015

Заголовок в газете: Горожане решают все?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру