- Мы все православные люди, мы ни в коем случае не против храма, но здесь ему не место, - убеждает одна из организаторов митинга, Евгения Сафонова. – Это рекреационная зона, единственная на этот не самый благополучный с точки зрения экологии микрорайон, где от промышленных предприятий и так дышать нечем. Здесь не строить надо, а благоустраивать!
Язычники нетрадиционной ориентации
Люди возмущены до предела – по их словам, о строительстве церкви их никто не предупреждал, никакого собрания жильцов, как полагается в таких случаях, не проводилось, а объявление о предстоящих публичных слушаниях в одной из газет осталось незамеченным.
- Мы спрашивали – зачем же такое богоугодное дело с такого обмана начинать? Жители не в курсе, никого не оповестили… В ответ нам сказали: «кому нужно было, тот знал, а кто проспал – сам виноват», - комментирует Евгения.
Как рассказывают протестующие, на публичных слушаниях присутствовали только православные активисты, которые оповестили друг друга в социальных сетях в своих группах. Кстати, именно в интернете и разгорелась самая жесткая борьба – в этом боксе по переписке одни призывают сплотиться и отстоять парк, другие в ответ удостаивают своих оппонентов не самых лестных эпитетов – в частности, звучат слова «язычники», «нетрадиционная ориентация» и др.
Примечательно, что 5 тысяч подписей за строительство церкви собрали жители микрорайона Песчановка, которым, по сути, до парка «Южный» нет никакого дела.
- Как это происходит? В конце службы батюшка говорит прихожанам: «дорогие мои братья и сестры во Христе, давайте сделаем благое дело, соберем подписи за строительство храма. Конечно, все подпишут, - предполагает пенсионер Василий Воропаев. - А нас пробросили.
- Я разговаривала с батюшкой, - добавляет одна из активисток, - он говорит, что дом №7 по улице Менделеева весь подписался за церковь. Но я живу там и заявляю, что никто у нас понятия не имеет об этом. Видимо, кто-то лукавит?..
Легкие промзоны
Но самая главная причина раздора – предстоящая вырубка 20 берез на месте строительства. На эти деревья не раз покушались и ранее – в 90-х здесь собирались построить жилой дом, потом якобы церковь для иеговистов, и каждый раз жители буквально грудью становились на защиту парка – были и суды, и почти художественные инсталляции, когда мужчины привязывали себя к деревьям.
- Эта застройка внесла раскол. Люди уже друг с другом не здороваются, - рассказывает пенсионерка, бывшая учительница Валентина Сухоруких. – Вчера иду по парку, вижу, женщина плачет, говорит – «я этого всего не выдержу, я поцеловала каждую березку». Я и сама сейчас заплачу…
На этот раз судьба березок, скорее всего, решена окончательно – у епархии есть все необходимые разрешения на вырубку и стройку. Впрочем, их представители пообещали, что благоустроят этот участок и восполнят зеленые потери с лихвой.
– Участок выделен государственной властью в установленном законом порядке. На месте постройки под вырубку попадает менее 20 деревьев. План последующего благоустройства территории предполагает высадку более 40 деревьев – озеленение будет увеличено более чем вдвое, – сообщали в епархии.
- Нам сказали, что здесь будет красивый ландшафт, два маленьких озерца, детская площадка, скамейки, красивое освещение, чего протестовать-то? – удивляется сторонница будущего храма Анна Селиванова. - Мы видели проект. Городская администрация объяснила, что у них больше нет денег реставрировать парк и поэтому его отдали епархии.
- Дети любят церковь, и тут им будет раздолье, - тихо вторит Селивановой женщина в платке с ребенком на руках. – Что плохого в храме, если все сделают по уму?
Доводы православной общественности звучат вполне резонно – если епархия действительно сдержит свои обещания по озеленению храмового комплекса, то ситуация вырисовывается вполне благообразная. Поговаривают даже, что пристроят бомжей на работу в церковь.
По проекту, на цокольном этаже трехэтажного храма будет находиться крестильная, воскресная школа, библиотека и трапезная. Площадь строения - 673,1 кв.м . Два верхних этажа отдадут непосредственно под саму церковь, которую возведут из дерева, с маковками и шатровыми элементами. На территории комплекса появятся две детские площадки, озерца, скамейки, туалет, дорожки с фонарями. Еще один аргумент «за» – то, что ближайшая строящаяся церковь в честь апостолов Петра и Павла находится в пяти километрах, и пожилым людям добираться туда будет непросто. А действующий Успенский семинарский храм находится еще дальше – близ остановки Полины Осипенко.
Тем не менее, протестующие (а их тут реально большинство) настроены весьма решительно. То, что епархия посадит новые деревья в парке, их особо не успокаивает – говорят, мол, сколько лет еще пройдет, пока эти саженцы вырастут, многие просто не доживут до этого счастливого момента… В крайнем случае люди готовы встать стеной и не пустить строительную технику. На сегодняшний момент они уже собрали несколько тысяч подписей в защиту парка, написали жалобу в прокуратуру (ответ пока не получен), также будут просить поддержки у губернатора. Требования митингующих просты: отменить результаты публичных слушаний и перевести этот участок обратно в рекреационную зону Р-1. А храм построить в другом месте – например, на территории заброшенного бывшего рынка «Южный».
- Если речь идет о духовности, то какая духовность здесь может быть, при такой озлобленности? – говорит Евгения Сафонова.
Впрочем, это риторический вопрос.