Воронежский музей готовит уникальную выставку египетских древностей

Борьба со стереотипами - дело долгое и нудное. Пожалуй, один из самых распространенных гласит, что в провинции посмотреть не на что. За экзотикой и восторгами надо ехать за тридевять земель на острова, или отправляться в путешествие по европейским столицам, или на худой конец покинуть просторы родной губернии и устремится к диковинкам Питера и Москвы. На вопрос: «Как часто вы бываете в местных музеях?» - многие воронежцы отрицательно покачивают головой. Между тем у нас под боком уже двести лет живет удивительная коллекция египетских древностей, некоторым экспонатам которой могут позавидовать и Лувр, и даже Каирский музей. 

Воронежский музей готовит уникальную выставку египетских древностей
Пирамидион гробницы Имхотепа (фото предоставлено музеем имени Крамского)

Провинциальная сказка

Обладатель этого сокровища – Воронежский художественный музей имени Крамского. Надо сказать, что египетскими собраниями в России могут похвастаться только ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве, где хранится собрание русского египтолога Владимира Голенищева, Эрмитаж, Ивановский художественный музей и Национальный музей Татарстана в Казани. Так что среди своих провинциальных собратьев наш «Крамской» единственный в своем роде. Египетские вещи сами по себе уже ценность, даже если их всего несколько в экспозиции. А уж если это целая коллекция, а не просто разрозненные предметы... Кстати, по возрасту происхождения вещей воронежская коллекция самая древняя в России.

По случаю ее юбилея в октябре откроется обновленная экспозиция, куда войдут экспонаты, хранившиеся в запасниках музея.

- Когда к нам люди приходят на экскурсию, первый вопрос, который слышишь: «А это все настоящее?» - рассказывает Ольга Рябчикова, заместитель директора музея. - Те, кто в искусстве более искушен, удивляются, откуда в наших черноземах взялся такой вот Египет. Между тем у нас есть вещи, которые, по заявлению известного египтолога и куратора нашей будущей выставки Виктора Солкина, превосходят по значимости даже некоторые экспонаты Каирского музея.

Несмотря на то что воронежская коллекция была описана Карлом Моргенштерном и египтологом Борисом Тураевым, долгое время у нее не было единой экспозиционной концепции.

- Работа с Виктором Солкиным стала настоящим подарком музею, - продолжает Ольга Рябчикова. - Он выделил приоритетные вещи, дополнил экспонатами из наших запасников и определил статус и ценность каждого из них в экспозиции. В ней появятся предметы - мелочи, на обывательский взгляд, - на самом деле являющиеся уникальными памятникам».

Пока же работа по подготовке идет полным ходом. Изменится антураж зала древностей. Чтобы создать у посетителей иллюзию погружения в эпоху, его оформят в желто-голубых тонах, символизирующих пески Долины Царей и воды Нила. Московская библиотека имени Волошина привезет в Воронеж факсимильные издания редких книг о Египте. Помимо визуальной части, предполагается еще и просветительская программа, куда войдут мастер-классы для школьников, специально созданный для этого события Владимиром Петровым и нашей детской студией «Телескоп» анимационный фильм о Египете и публичные лекции куратора выставки.

Интерес к древнеегипетской культуре сейчас не только не угасает, но пожалуй, разгорается только ярче благодаря новым находкам археологов и извечной человеческой тяге к мистическому и загадочному. Чего в цивилизации ушедшей хоть отбавляй. Правда и вымысел тесно уживаются в одном культурном пространстве. Ну а у египетской коллекции музея Крамского своя запутанная история.

Неистовый лифляндец

Будущим собирателем древнеегипетских древностей, волею судьбы оказавшихся в художественном музее провинциального городка Воронежа, был российский ученый Отто Фридрих фон Рихтер. Жизнь его была как пламя свечи, зажженной на ветру. Он рано ушел, но оставил о себе память на века. Будущий ученый родился 6 августа 1791 года в лифляндском местечке Вастсе-Куусте в семье земского советника. Образование получил домашнее под руководством Густава Эверса, который позже станет ректором Дерптского Императорского университета. В Гейдельберге Отто Фридрих изучал персидский и арабский, в Вене корпел над трудами одной из богатейших европейских библиотек. В 1813 году он вернулся на родину и начал готовиться к путешествию на Восток. Первой остановкой был Стамбул, спустя два года Рихтер оказался в Александрии, откуда направился в глубь страны в верховья Нила к забытому царству Мероэ. Правда, из-за междуусобных войн забраться так далеко Рихтер с компаньонами не смог и южной точкой его путешествия стал Каср Ибрим – уникальный нубийский памятник, хранящий следы разных эпох и культур. За четыре месяца Рихтер собрал коллекцию произведений древнеегипетского искусства. Однако по пути в Персию на службу в российском посольстве молодой ученый подхватил дизентерию и скончался 13 августа 1816 года в Измире.

После его смерти коллекция прибыла в Дерпт (ныне эстонский Тарту), и отец Отто Фридриха передал ее в дар местному университету в память о сыне, за что получил золотую табакерку от самого императора Александра I. Во время Первой мировой войны университет вместе со всем имуществом эвакуировали в Воронеж. И в 1918 году на его основе был создан ВГУ. А университетский музей вместе с уникальной коллекцией Рихтера вошел в состав областного музея изобразительных искусств. При этом почти сто лет длится обида Эстонии, обвиняющей Россию и наш музей в незаконном присвоении сокровищ. Однако стоит напомнить, что коллекция египетских древностей Рихтера принадлежала императорскому университету, который был частью образовательной системы Российской империи и ею же содержался. В условиях, угрожающих университету и его имуществу, власти, имея на это полное право, перевели его в другой город на территории своей страны. Возникновение независимого Эстонского государства основанием для возвращения музейных коллекций быть не может. Таково мнение экспертов - историков и юристов.

Лучшая часть коллекции Рихтера родом из «места правды» Дейр эль-Медина – древнеегипетского некрополя, действовавшего в XVI – ХI вв. до н.э. Отсюда и ее жемчужина - деревянный саркофаг царского писца Несипахерентахата, а также две каменные стелы, пирамидион с нанесенным на четыре грани рельефными изображениями египетских богов. Имя владельца гробницы, которую он некогда украшал – Имхотеп – сохранилось среди обрывков надписи молитвы. Кстати, впервые за много лет саркофаг открыли, говорит Ольга Рябчикова, и внутри тоже оказались росписи. Позже его планируется отправить на реставрацию в Москву.

Саркофаг царского писца Нисупахерентахата (фото предоставлено музеем им. Крамского)

Помимо этого в египетском зале музея Крамского выставлены фаянсовые статуэтки ушебти, изображающие человека со скрещенными на груди руками, необходимые, чтобы выполнять различную работу в загробном мире вместо хозяина. Они были созданы почти за тысячу лет до рождения легендарной царицы Клеопатры.

При подготовке экспозиции, говорят работники музея, были устранены допущенные ранее исследователями ошибки. Некоторые вещи на время покинут экспозицию, например, копии ритуальных сосудов – канопа, предназначенные для хранения внутренних органов умершего. Сотрудники музея, конечно, мечтают о создании объемных изображений с помощью виртуального 3D-моделирования, чтобы погружение в эпоху было полным. Но это вопрос времени и финансирования. А пока смело можно говорить о том, что будущая воронежская экспозиция грозит стать событием международного масштаба. 

При подготовке использованы материалы статьи Н. Бакиной, искусствоведа, уч. секретаря ВОХМ им. И.Н. Крамского

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру