Только с 1 апреля по 25 мая 2015 года в Банк России поступило более 2,3 тыс. жалоб от граждан на действия ООО “Росгосстрах” при заключении договоров ОСАГО. В пресс-службе Центробанка отметили, что нарушения страховой компании носят массовый характер.
Ранее президент страны Владимир Путин уже дважды негативно высказывался о сложившейся практике продажи полисов ОСАГО. В прошлом году на встрече с активистами “Общероссийского народного фронта” он дал ей такую оценку: ”Это безобразие... С этим надо бороться… Надзирающие органы должны за этим следить!”.
Центробанк принял к сведению. Страховщики не услышали. Клиенты продолжали жаловаться на необоснованные отказы в заключении договоров ОСАГО, непредставление законных скидок за безаварийное вождение, навязывание дополнительных страховых услуг. Все эти нарушения хорошо знакомы и воронежским автомобилистам.
Зампред Центробанка Владимир Чистюхин заявил, что от “Росгосстраха” требуется устранить не “формальные недостатки, которые были предъявлены”, а полностью изменить “качество взаимоотношений с клиентами”. А если компания не исправится, то Банк России продолжит “надзорное реагирование в отношении “Росгосстраха”. На устранение недостатков ему дали 6 месяцев.
А буквально за несколько дней до объявления решения Центробанка глава “Росгосстраха” Данил Хачатуров провел совещание с директорами региональных филиалов компании и поставил перед ними амбициозную задачу: увеличить долю компании на страховом рынке, как минимум, до трети; такой уровень она сейчас занимает пока на рынке ОСАГО.
“Весь страховой рынок - это триллион рублей. И что для вас эти 200 миллиардов, которые мы можем получить в этом году?” – обратился он к директорам. И ведь собрали бы! Навязывали ведь безнаказанно дополнительные страховки за 2 тыс. рублей, почему бы не попробовать и подороже?
Но терпение Центробанка лопнуло. Лицензия “Росгосстраха” приостановлена, полисы ОСАГО продавать запрещено. Замыслы руководителя компании стали призрачными.
Время - деньги
По оценкам специалистов только от запрета на реализацию полисов ОСАГО “Росгосстрах” может потерять в 2015 году около 13 млрд руб. Да и полисы добровольных видов страхования продавать станет намного труднее, если они перестанут быть обязательным довеском к ОСАГО.
Поначалу “Росгосстрах” не воспринял всерьез принятые Центробанком меры. Вице-президент ООО “Росгосстрах” Дмитрий Маркаров по горячим следам заверил, что компания устранит недостатки даже раньше официальной публикации приказа. Затем он заявил о готовности продавать полисы ОСАГО через головную компанию - ОАО “Росгосстрах”, которую санкции Центробанка не коснулись. Правда, для этого нужно решить вопрос с полисами. Дело в том, что квота ОАО “Росгосстрах” - 17 тыс. бланков ОСАГО на квартал при потребности филиалов компании почти 5 млн. полисов.
Вслед за столичным руководством свое недоумение введенными санкциями высказала и замдиректора по розничному страхованию Воронежского филиала ООО “Росгосстрах” Ольга Трофимова. Она с горечью констатировала: “тысячи людей в регионе и особенно районных центрах остались без возможности купить ОСАГО и выполнить закон”.
Жаль, что о законе она вспомнила только после приостановления лицензии. А ведь страхователи уже давно не могут нормально исполнять закон! Ей ли не знать, что вакханалия с ОСАГО длится уже более 2 лет? Замдиректора филиала будто не в курсе, что тысячи автомобилистов не только из районных, но даже из областного центра ночуют в очередях у офисов страховых компаний, записываются на прием на месяц вперед, вынуждены платить по 2-3 тысячи рублей за ненужные им страховки. Многие воронежцы уже с 2013 года ездили за страховкой в Москву: получалось дешевле даже с расходами на дорогу. Особенно, если на одной машине отправлялись за полисами сразу 3-4 человека.
Но “Росгосстрах” прикрыл и эту возможность: с прошлого года в столичных офисах компании перестали страховать иногородних автомобилистов без “допов”. Другие компании дружно поддержали и эту незаконную новацию лидера рынка.
Госпожа Трофимова не упустила возможности напомнить о величии страховщика: ”Такой розницы и агентской сети нет ни у одной компании!” Правда, умолчала, что компания практически не платит агентам комиссионное вознаграждение по договорам ОСАГО. При этом полисы автогражданки агентам запрещено продавать без нагрузки. Вот и получается, что “при всем богатстве выбора - другой альтернативы нет”! Страховые агенты поставлены в такие же невыносимые условия выживания, как и сами автомобилисты.
Не без гордости Ольга Трофимова сообщила также, что “Росгосстрах” - единственная компания, которая после поднятия цен на ОСАГО использует минимальный тариф, установленный Центробанком.
Как говорится, спасибо за информацию. Однако как-то не вяжется это с постоянными стенаниями “Росгосстраха” об убыточности ОСАГО. Впрочем, не стоит забывать, что нынешний минимальный тариф почти в 2 раза превышает тот, что существовал многие годы до подорожания.
Очевидно, что ни “Росгосстрах”, ни другие страховые компании отказываться от ОСАГО не намерены. Кто ж убивает курицу, несущую золотые яйца?
По информации портала ”Страхование сегодня” в 2014 году страховщики ОСАГО в России собрали 150,3 млрд. р., а на выплаты потратили 88,8 млрд. руб. ”Росгосстрах” – 52,8 и 25,8 млрд. руб. соответственно.
Только в одной Воронежской области в прошлом году “Росгосстрах” продал полисов ОСАГО почти на 820 млн руб., а выплатил по ним - 410 млн руб. И это называется убыточным бизнесом?
Есть надежда, что Центробанк отрезвит зарвавшегося страховщика, а вместе с ним и десятки других страховых компаний, бездумно копирующих неблаговидную практику “Росгосстраха”.
Впрочем, если страховщики не одумаются и не исправят ситуацию с продажами полисов ОСАГО, то на этот случай Центробанк готов рассмотреть вопрос о передаче данного вида страхования вновь созданной государственной компании. Автомобилисты восприняли эту новость с оптимизмом.