Между тем, год Козы в Воронеже оказался богат на акции протеста – чисто экономические: массовое возмущение в интернете платежами за капремонт и сбор подписей против сомнительного оброка; попытка воронежских автолюбителей блокировать пункты оплаты на трассе М-4; пикет и сбор подписей против признания Центра защиты прав СМИ иностранным агентом; акция филиала «Антимайдана» и параллельный митинг коммунистов; пикеты таксистов по всему города; протесты и сбор подписей против повышенной с 1 марта платы в общественном транспорте. А еще и «Стоп никель!» тлеет торфяником, несмотря на жесткое его подавление.
Семь очагов общественного протеста - такого в Воронеже давно не случалось! И все они так или иначе окажут влияние на сентябрьские выборы.
От «Стоп никель!» до нежелания платить 15 рублей в маршрутке – дистанция огромного размера. Но сегодня любая общественная акция против чего-либо чревата для воронежцев кутузкой и штрафом, и на улицу люди выйдут, только если их всерьез прижмет. Так что у любой из акций есть серьезная причина.
Все перечисленные протесты закончились ничем.
Оброк на капремонт никто не собирается отменять, а собираются, наоборот, жестко прессовать неплательщиков – уж очень солидный капитал запланирован к «освоению».
Желанию автолюбителей ездить по дорогам Воронежа бесплатно показали жирный кукиш: доходы придворного бизнеса священны.
Благородную юридическую работу Центра защиты прав СМИ признали политической – чтоб не мешала произволу чиновников и правоохранителей.
За «Антимайдан» галочки и гонорары получены. Мнение депутатов от КПРФ никакого влияния на решения «Единой России» оказать не способно в связи с их малочисленностью.
От флэш-моба полутора тысяч таксистов фирмы «Везет» в эпицентре праздника водилы еще надеются получить какой-нибудь результат, но шансов на это мало. Причина акции весьма злободневна: «мы зарабатываем только на заправку и ремонт машины, работая по 15 часов в день, но прокормить семью не можем». Две сотни водителей пикетировали даже на площади Ленина, не согласовав это с мэрией; к чести полиции, винтить протестующих она не стала.
Требование их выглядело наивным: поднять тарифы на проезд – с надеждой, что если «Везет» поднимет расценки, другие фирмы к ней подтянутся; ага, сейчас! Очень велика вероятность, что, наоборот, нависшая над городом туча безработицы вытолкнет на улицы многих воронежцев с мотором, чтоб нелегальным извозом хоть как-то прокормить свои семьи. В 2012-ом новый ФЗ-69 потеснил нелегалов с улиц, но против стихии в России законы бессильны.
А снижения платы за проезд в маршрутках ожидать глупо: перевозочный бизнес давно и сытно кормит местную «элиту». К тому же бизнес этот настолько халявен, что много лет даже в гордуме толкуют о том, как чиновники или их родственники гребут деньги из воздуха нарисованных маршрутов, а серьезных попыток избавить город от их паразитизма сделано не было. Поэтому и произошло в Воронеже встречное движение цен: проезд на такси «Везет» из-за кризиса и падения спроса снижен с Нового года на четверть, а на маршрутки на четверть вырос с 1 марта, хотя и остался одним из самых низких среди городов-миллионников. Наши люди перестали ездить на такси в булочную, но ездить туда на маршрутках не перестанут.
Разнообразные протесты в Воронеже эффективными пока не выглядят. Но экономике становится все хуже; возможно, скоро начнут собирать подписи против роста цен на ОСАГО, продукты, ЖКХ, лекарства и т.д. Кандидатам в народные заступники грех не воспользоваться случаем и не возглавить сбор подписей вместо того, чтоб наносить татуировки своих фамилий на лавочки, столбы и заборы.