Как возместить ущерб от ДТП за счет нерадивых дорожников

Несмотря на оптимистичные рейтинги безопасности воронежских дорог, обстановка на них далека от идеальной. Первый же снегопад поставил город на грань коллапса. После второго мэр Воронежа Александр Гусев уволил двух руководителей комбинатов благоустройства - в Коминтерновском и Центральном районах. Глава управы Коминтерновского района Александр Кочегаров был предупрежден о том, что следующее кадровое решение может коснуться его лично. 

Как возместить ущерб от ДТП за счет нерадивых дорожников

Однако напрягаться никому не пришлось: субтропическое тепло в начале февраля за пару дней решило все снежные проблемы города. Правда, нарисовались новые: отсутствующая или не работающая ливневка. Город утонул в потоках талой воды. В таких условиях даже самый аккуратный водитель не мог обезопасить себя от попадания в яму глубиной с полколеса.

Одновременно всплыли интересные подробности: оказывается, 2/3 городских улиц вообще не оборудованы ливневой канализацией. Но чиновники успокоили: в других крупных городах еще хуже! Ну что же, и на том спасибо. Когда сошла вода, то обнаружилась пропажа асфальта на многих, в том числе и недавно отремонтированных улицах. И так - из года в год. От выборов до выборов.

Нам не дано предугадать

Не дожидаясь очередного показного гнева руководителя города, подчиненные с небывалым для зимы энтузиазмом принялись латать ямы. О соблюдении безопасных условий движения транспорта при этом, как водится, забыли. Яркий тому пример - ремонт проезжей части на Северном мосту. После того как на всем его протяжении наделали искусственных ям, умно называемых «дорожными картами», число ДТП в этом месте резко возросло. Каждый день - не менее десятка.

Причина на виду: место проведения дорожных работ не обозначено должным образом. Водители не получают своевременную и исчерпывающую информацию о необходимости снижения скорости и причинах такого требования. Такого отношения дорожников к своим обязанностям и нашим правам на безопасное передвижение я давно не встречал.

В соответствии требованиям ГОСТа предупреждающий знак ”Дорожные работы” должен быть установлен справа по ходу движения, на высоте 2-4 метра, на расстоянии от 50 до 100 м до места работ. Непосредственно перед началом ремонтируемого участка этот знак должен быть установлен повторно. При этом все знаки в обязательном порядке нужно дублировать и с левой стороны дороги.

В действительности ни одно требование стандарта не выполнено. Не хватает более десятка (!) необходимых знаков. Ни одна яма на всем протяжении моста не обозначена. Откровенным издевательством можно считать применение знака ”Искусственная неровность” вместо необходимого в таких случаях - ”Неровная дорога”. То есть вместо предупреждения о ямах и колдобинах водителей информируют о приближении к “лежачему полицейскому”. Как говорится, почувствуйте разницу.

Согласно статистике ГАИ около трети всех аварий происходит из-за неудовлетворительного состояния дорог. Это никак не меньше 10000 в год (с пострадавшими и без них). Почему же протоколов на должностных лиц на порядок меньше? Я как-то пытался выяснить ситуацию у одного из руководителей ГИБДД Воронежа. Он был очень раздосадован таким вопросом, но в порыве откровенности признался, что на городских чиновников протоколы он писать не будет, так как не желает быть уволенным. Инспекторам дополнительные проблемы тоже не нужны. Штампуют протоколы на водителей и в ус не дуют. Усматривают повальное несоблюдение дистанции и неспособность к управлению.

Вот вам и вся правда о “героической” борьбе Госавтоинспекции за права граждан. Тут бы самое время вмешаться прокуратуре, да раздать кое-кому на орехи за такую заботу о безопасности движения, но и ей недосуг.

Знание-сила

Как же обеспечить возмещение ущерба в ДТП, случившемся из-за неудовлетворительного состояния дорог? Следует знать, что согласно федеральному закону “О безопасности дорожного движения”, мы имеем право свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии с установленными правилами. Обязанность по поддержанию состояния дорог утвержденным стандартам, техническим нормам и другим правовым актам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.

Несоблюдение требований по обеспечению безопасности движения при ремонте и содержании дорог в случае, если это угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог. В размере от 2 до 3 тыс. руб.; на юридических лиц - 300 тыс. руб. (ст.12.34 КоАП РФ).

Согласно действующему в России ГОСТ Р 50597 - 93 “Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения”, покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной ПДД РФ скоростью. Максимально допустимые на дорогах размеры ям и выбоин составляют по длине - 15 см, по ширине - 60 см, по глубине - 5 см. Все, что больше этих размеров хотя бы по одному параметру, - должно быть огорожено, обозначено и в кратчайшие сроки устранено.

Для многих станет откровением, но нормативный срок ликвидации зимней скользкости на магистральных улицах составляет 5 часов с момента ее обнаружения. От снега на проезжей части не должно оставаться следа через те же 5 часов после окончания снегопада или метели. Тротуары и пешеходные дорожки на этих улицах должны быть очищены от снега за 2 часа. Также следует понимать, что к неудовлетворительным дорожным условиям относятся не только ямы, снег и гололед. В равной степени совершению ДТП могут способствовать неправильно установленные, невидимые или отсутствующие дорожные знаки, разметка, освещение.

По закону и сложившейся судебной практике ответственность за вред, причиненный автомобилю в результате ДТП, происшедшего в связи с повреждением дорожного покрытия, лежит на организации, которая приняла на себя обязательства по содержанию дороги.

У меня все ходы записаны

Итак, если ДТП связано с неудовлетворительными дорожными условиями, то необходимо принять действенные меры по их фиксации и документированию. Сразу же после аварии вызывайте ГАИ и не теряйте время. Ищите свидетелей, обращайте их внимание на состояние дорожного полотна, размеры ямы, наличие или отсутствие ограждений и соответствующих дорожных знаков. Снимайте автомобиль, яму и всю обстановку на видео- или фотокамеру. В соответствии с требованиями приказов МВД РФ, по прибытии на место аварии инспекторы должны обратить внимание на причины и условия, способствовавшие ее совершению.

При обнаружении недостатков в состоянии дорог, создающих помехи для дорожного движения или его безопасности, инспектор ДПС должен составить “Акт выявленных недостатков”. Требуйте от инспектора ДПС составления этого акта! Это неоспоримое доказательство нарушений, допущенных дорожниками. Также не забудьте на месте ДТП взять копии всех составленных документов - это ваше законное право. В своих объяснениях подробно опишите обстоятельства ДТП: расположение автомобиля, размеры ямы, отсутствие дорожных знаков, разметки, ограждений. При наличии недостатков в содержании дорог сотрудники ГАИ обязаны возбудить дело, провести административное расследование, найти виновных должностных лиц и привлечь их к ответственности.

Зачастую полицейские проявляют полное равнодушие и не принимают никаких мер по определению ответственной организации и виновных должностных лиц. В этом случае необходимо обращаться в прокуратуру. Если удастся заставить контрольно-надзорные органы честно исполнить свои должностные обязанности по привлечению к административной ответственности виновных дорожников, то возместить причиненный ущерб через суд будет намного легче.

Если же они в очередной раз спрячут голову в песок, то водителю уже самому придется искать ответственную за бардак организацию и в суде доказывать ее виновность. Если ответственной организации найти не удастся, то иск нужно подавать к собственнику дороги. По федеральному закону ”Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ” все дороги в границах городского округа относятся к собственности города. Таким образом, если мэрия не назначила ответственное за дороги юридическое лицо, то должна сама возмещать причиненный ущерб.

Перед подачей искового заявления о возмещении ущерба необходимо провести оценку причиненных вашему автомобилю повреждений у независимых экспертов. Затем желательно написать досудебную претензию на имя руководителя дорожно-эксплуатационной организации с требованием возместить причиненный ущерб. К заявлению надо приложить копии всех документов, имеющих к нему отношение (протоколы, справки, калькуляцию, счета за почтовые услуги, транспортировку поврежденного автомобиля и т.д.). Если в течение месяца после отправки требования ответчику вы не получили от него ответа или он отказался возместить ущерб в добровольном порядке, тогда прямая дорога в суд.

Как показывает практика, получить возмещение ущерба по ДТП, связанному с неудовлетворительными дорожными условиями, вполне реально. 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №8 от 18 февраля 2015

Заголовок в газете: В ямку бух!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру