И вот мы замерли в ожидании: когда же она начнется – эта яркая и незабываемая культурная феерия? Началась. К нашим гуманитарным взаимоотношениям в СНГ она, правда, не имеет прямого отношения, но нам ведь обещали стать чуть ли не «туристической Меккой», и вот… московский художник Андрей Кузькин показал в Воронеже свой перфоманс из серии «Явление природы или 99 пейзажей с деревом». Предыдущие «явления» побывали в Кейптауне, Берлине, Москве, Красноярске, Лондоне и других городах. Каждое из «явлений» представляет собой живую инсталляцию – в Воронеже художник, например, закопался головой в сугроб, оставив остальную часть тела наверху – символизировать дерево, растущее из земли. Разумеется, художник был обнажен.
В Воронеже Андрей Кузькин признался, откуда почерпнул вдохновение для своей будущей идеи. В 16-летнем возрасте он написал стихи такого содержания:
«Я хочу упасть с этажа и воткнуться в асфальт головою,
чтоб потом махать ногами,
как деревья ветвями».
Хорошо, что в нежном и безрассудном возрасте Андрей Кузькин не претворил свои фантазии в жизнь, ибо махать ногами в разных городах мира ему бы тогда не пришлось. Особенно если бы этаж был высоким. Поэтому сейчас он олицетворяет ветви дерева, предварительно аккуратно окопавшись в субстанции куда менее травмоопасной нежели асфальт – в песке, мусоре или вот как у нас – в снегу. Голова в сугробе – это еще и экзистенциальные размышления художника о существовании человека в однообразном мире, от которого хочется спрятаться в землю головой. Обнаженность творческой натуры при этом во главу угла не ставится: просто деревья одежды не носят, может, потому и Андрей Кузькин в своих перфомансах обнажен.
Но неприкрытость телесной сущности автора вовсе не имеет своей целью шокировать публику. Поэтому свои творческие акции художник проводит в безлюдных местах, и предоставляет ценителям возможность разгадывать подлинный смысл своих перфомансов уже в виде фотографий. И это правильно. Представьте себе, что по незнанию или неосторожности он мог бы закопаться в сугроб где-нибудь на Машмете. И спокойно предаваться там маханию «ветвями», даже не представляя о грозящей ему опасности. И что? Публика в этой части города у нас перфомансами не избалованная, далекая от современного искусства и не отличающаяся экзистенциальностью мышления, зато большей своей частью весьма глумливая. При таком зрителе быть спокойным за сохранность некоторых выставленных наружу частей тела быть никак нельзя.
Но у нас, слава Богу, все обошлось без эксцессов. Все-таки Воронеж – хочешь не хочешь – культурная столица, и мы должны разбираться не только в песнях и плясках народностей СНГ, но и в материях более высокого свойства. Это только кажется, что современное искусство далеко от народа. Ничего подобного! Да, не каждый может понять, что задумал художник и что он имел в виду. Но современное искусство не догматично – думай себе, что хочешь, какая разница? Зато в современном жанре художником может стать каждый. И для этого совершенно не обязательно уметь рисовать.