Многие чиновники и депутаты поспешили по горячим следам свалить всю ответственность за произошедший коллапс на дальнобойщиков и изношенную летнюю резину на их фурах. Нечищеные дороги и разгильдяйство дорожников они постарались оставить за кадром.
Цена покрышки
Тут же появились и законопроекты на заданную тему. Член Совета Федерации Вадим Тюльпанов, например, предложил ввести штраф в сумме 5000 руб. для автовладельцев, чьи машины в период с 1 декабря по 1 марта не обуты в зимнюю резину.
При этом депутат явно не подумал о том, что наша шинная промышленность попросту не в состоянии изготовить столько «зимних галош», чтобы обеспечить ими весь автопарк, а особенно грузовой. Кстати, стоимость такой обновки - несколько сотен тысяч рублей на одну фуру! А если в предприятии, страшно подумать, 50 машин?
Да и в Сочи у нас большая часть зимы проходит при 10 и более градусах тепла. Снег ночью если и выпадет, то к обеду его уже нет. Зачем им зимняя резина? В общем, законопроект провалился.
Однако еще в декабре 2011 года был принят новый технический регламент Таможенного союза “О безопасности колесных транспортных средств”. От имени Российской Федерации его подписал заместитель председателя Правительства Игорь Шувалов. И уже тогда было известно, что новый регламент вступит в силу с 1 января 2015 года.
В данном регламенте разъяснено понятие зимних шин и предусмотрены условия их применения. Согласно документу, к зимним отнесены шины, маркированные знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинкой внутри нее, а также знаками "М+S", "M&S", "M S". Иными словами вся так называемая всесезонная резина тоже считается зимней.
Зимняя резина должна устанавливаться на все колеса транспортного средства. Эксплуатация авто, не укомплектованных такими шинами, в зимний период (декабрь, январь, февраль) запрещается. При этом местные власти могут расширять период применения таких покрышек.
В летний период (июнь, июль, август) запрещена эксплуатация автомобилей, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения.
Шина считается непригодной к эксплуатации при остаточной глубине рисунка протектора для мотоциклов и мопедов не более 0,8 мм, грузовиков с разрешенной максимальной массой свыше 3,5 т - 1 мм, легковых автомобилей и грузовиков до 3,5 т - 1,6 мм, автобусов - 2 мм.
А вот зимнюю резину на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии нельзя эксплуатировать, если остаточная глубина ее протектора не превышает 4,0 мм. Таковы требования межгосударственного регламента.
Хотели как лучше
Но наш букварь - Правила дорожного движения. Водитель обязан знать и выполнять требования именно этого документа. Однако из всего объема нововведений в ПДД РФ с 1 января 2015 года включены только требования в части глубины протектора шин. Никаких ограничений по использованию летних и зимних шин Правила пока не содержат. Да и в КоАП РФ не предусмотрена ответственность за нарушения требований регламента.
Вот и получается, что бумаг исписано много, а на дороге - почти без изменений. Можно ехать и на летней, и на зимней - лишь бы глубина протектора соответствовала норме. За отсутствие зимней резины штраф не предусмотрен.
Эти новшества довели ситуацию до парадокса. Фура на летней резине не может тронуться с места, создает пробку, но ее водитель наказанию не подлежит, если глубина протектора шин более 1 мм. А вот водитель легковушки на зимней резине с глубиной протектора 3 мм. попадает под штрафные санкции.
В соответствии ч.1 ст.12.5 КоАП РФ управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортного средства запрещена, влечет предупреждение или наложение штрафа в размере 500 руб. Никакой другой ответственности за отсутствие зимней резины пока нет.
Стоит заметить, что сама по себе зимняя резина не является спасительным талисманом. Да, в большой мороз торможение намного эффективнее. Но ведь можно с тем же успехом ехать и на всесезонной, только поспокойнее, с учетом дорожных и метеорологических условий, как учат нас Правила дорожного движения. Зато при +5 градусах и выше зимняя резина становится едва ли не более опасной, чем летняя резина зимой.
В Воронеже в последние годы улицы покрыты льдом или снежным накатом всего несколько дней за всю зиму. В остальное время дорога чистая и, чаще всего даже сухая. И в январе бывает до +10 градусов. Для жителей Краснодарского края, Ставрополья и других южных регионов увидеть снег зимой - вообще экзотика. Зато в Красноярском крае и в апреле можно на лыжах кататься.
Так к чему эти бесконечные попытки думать и решать за водителей, стараться “сделать как лучше” притом, что уже много лет подряд получается “как всегда”? Может, все-таки, лучше обеспечить качественное содержание дорог, а законы хоть ненадолго оставить в покое?