Поскольку закон принимался с целью очистить рынок от уютно устроившихся на нем многочисленных аферистов, законодатель предусмотрел препоны, которые не должны позволить компаниям с плохой репутацией получить заветный документ. Но стоит ли питать радужные надежды на новый закон? Для того ли коммунальные жулики годами оттачивали свое мастерство, ловко обходили все скользкие места, чтобы теперь поскользнуться и растянуться во весь рост перед очередным препятствием? Судебная практика по делам о жилищно-коммунальных аферах крайне скудна, уголовные дела против отраслевых мошенников стали возбуждать не так уж давно, так что перспективой посадки представителей этой сферы не запугаешь. Да и нет у них пока что такой перспективы, если уж честно говорить.
Шустрый коммунальщик
В поле зрения воронежских правоохранителей попадали руководители разных управляющих компаний: «Стройтрест 2П», «Новый дом», «Союз» и многие другие. Но едва ли не больше прочих прославился руководитель УК «ЖКХ» Михаил Палютин, судебный процесс над которым не обошли вниманием многие воронежские СМИ. По версии обвинения, Михаил Палютин незаконно собрал с жителей многоэтажек в Левобережном районе 1 миллион 400 тысяч рублей за обслуживание, а поставщикам ресурсов эти деньги не перевел. Да и вряд ли мог: жильцы домов в доверии палютинскому «ЖКХ» отказали, предпочтя другую управляющую компанию – РУК «Северо-восток».
Однако не так легко выдавить с рынка того, кто нипочем не хочет оттуда уходить. УК «ЖКХ» признавали банкротом, перерегистрировали вновь, в общем, имела место череда различных юридических манипуляций. Но суть не в них, а в том, что господин Палютин, уже не имея никаких на то оснований, продолжал предъявлять жильцам домов счета за оказанные услуги. В итоге люди столкнулись с казусом: те, кто оплатил по счету Палютину, оказались должниками РУК «Северо-восток». И поскольку «Северо-восток» рассылал квитанции на законных основаниях, так как в реальности оплачивал поставщикам стоимость полученных ресурсов, деньги с жильцов взыскали по суду. Судебный процесс над Палютиным откладывали около 20 раз: слишком много было потерпевших и свидетелей. А пока затягивалось, шустрый коммунальщик продолжал заниматься любимой работой: выставлял платежки жильцам, заручался поддержкой некоторой части жильцов многоэтажек. Ходили слухи, что за показания в его пользу он обещал проявить определенную щедрость.
Самый гуманный суд
В итоге 29 декабря суд все-таки состоялся, и Михаилу Палютину был вынесен обвинительный приговор: два года лишения свободы условно. Без штрафа. Суд принял во внимание чистую биографию обвиняемого, положительные характеристики, возмещение нанесенного ущерба.
Мягкое наказание, думается, вселит надежду во многих других палютинских коллег по цеху: ради хорошего куша почему бы не рискнуть? Вот и спрашивается: сможет ли процедура лицензирования послужить своей цели – убрать с рынка тех, кто пристроился греть на нем руки? И еще важный вопрос: как она будет происходить? Не окажется ли, что жильцы домов, не знающие, как избавиться от дискредитировавшей себя управляющей компании, и возлагающие определенные надежды на процесс лицензирования, окажутся лишними на этом празднике жизни? Не случится ли, что они и знать-то не будут, кто, где и кому выписывает лицензию?
То, что коммунальные деятели перед прохождением процедуры наведут в своих документах максимально возможный марафет, можно не сомневаться. Будут ли специалисты по лицензированию разбираться, что в этих намарафеченных бумагах правда, а что липа? Думаю, что именно сейчас настал тот момент, когда жильцы домов, недовольные своими управляющими компаниями, должны четко сформулировать свои претензии к ним и выбрать официальных представителей, которые донесли бы мнение жильцов до официальных инстанций.
Может, есть и другие, более эффективные рецепты навести порядок на рынке ЖКХ. Если сейчас, пока лицензирование компаний не стало свершившимся фактом, этого не сделать, потом будет уже поздно. Тем более если Фемида станет к проделкам коммунальщиков проявлять известную снисходительность, то в этой сфере будет продолжать действовать лозунг: «воруй – не хочу»!