Из-за новых светофоров город встал в пробках

Несколько слов об организации движения в Воронеже

Что они не делают, не идут дела –

видно, в понедельник их мама родила.

(Песня из кинофильма

«Бриллиантовая рука»)

Среди череды местных праздников и юбилеев осталась незамеченной одна скромная дата. Пять лет прошло с тех пор, как в структуре Воронежской мэрии появилось управление организации дорожного движения. Создано оно было после письменного обращения активистов к только что назначенному губернатору Алексею Гордееву. 

Несколько слов об организации движения в Воронеже
После установки светофоров на перекрестке Жукова и Бульвара Победы пробки тянутся во все стороны

Видимо, от свежего взгляда нового главы области не ускользнуло то убожество, в котором ежедневно приходилось существовать местным автомобилистам, пешеходам и пассажирам: разбитые дороги, отсутствие разметки, полчища запрещающих знаков, притаившиеся среди деревьев светофоры. И пробки, пробки, пробки…

Оно и понятно: более десяти лет данная сфера городской жизни оставалась по сути бесхозной. В соответствии с изменившимся законодательством обязанности по организации движения с ГАИ сняли и передали в муниципалитеты. Ну а те навешивать на себя дополнительный хомут не спешили.

За прошедшие пять лет внесено огромное количество изменений в существующую организацию движения, установлены сотни новых дорожных знаков, построены десятки светофорных объектов. 30 млн рублей потрачено на разработку «Комплексной схемы организации движения». Однако как ни напрягаю я память, так и не могу вспомнить ни одного реализованного проекта, за который воронежцы сказали бы новому департаменту искреннее спасибо.

У вас своя свадьба, у нас - своя

Многие приведут в пример реконструкцию набережной Массалитинова и улицы Антонова-Овсеенко. Но там тоже не без проблем, да к тому же на стадии производства работ город к данным объектам практически не имел никакого отношения.

Но вот как только на этих дорогах отметились местные организаторы - начали настраивать работу светофоров и развешивать запрещающие знаки, - так все сразу почувствовали возросшую напряженность. Предложенная очередность проезда перекрестков по Антонова-Овсеенко и длительность горения сигналов на них вызывают справедливые нарекания автомобилистов. Пробки там тоже не редкость, несмотря на то, что дорога в состоянии бесперебойно пропускать и городской поток, и транзитный транспорт.

После реконструкции набережной Массалитинова появились затруднения с выездом на Северный мост. Лучшие умы города тогда не придумали ничего, кроме как установить отсекающий светофор на мосту. Пробка мгновенно выросла до Левого берега. Через месяц светофор убрали. Очередной творческий эксперимент провалился. А ведь строительство одного светофорного объекта обходится бюджету в несколько сотен тысяч рублей! Непонятно, почему горожане должны своими налогами оплачивать эти игры больного разума?

В Самаре, например, любое изменение в организацию дорожного движения сначала экономически просчитывают и моделируют. Оказывается, для этого уже давно разработано соответствующее программное обеспечение. Программа может смоделировать и показать не только в виде диаграмм, а даже в трехмерном изображении последствия любых изменений на улично-дорожной сети. Так вот только после того, как эта программа подтверждает улучшение дорожной ситуации, выдается задание на реализацию проекта.

Но и на этом решение вопроса не заканчивается. Нововведение широко анонсируется. Собираются пресс-конференции. Появление новых знаков и светофоров не становится для автомобилистов полной неожиданностью.

У нас – свои правила! Всем памятна история 2011 года с попыткой организации движения общественного транспорта по выделенной полосе на ул. Плехановской. Никто заранее не подумал, что 150-160 единиц большегрузных автобусов, троллейбусов, «ПАЗов» и «газелей», которые ежечасно подъезжали к остановкам на этой улице, просто физически не могут уместиться на одной полосе! Даже гаишники сжалились тогда над водителями и демонстративно отказались штрафовать их за нарушения. Эксперимент провалился. Но до сих пор в голове недоумение: зачем было городить такой огород на участке протяженностью всего в две остановки?!

Ты их в дверь, они - в окно

В 2012 году повсеместно решили организовывать круговое движение. Даже там, где кругом и не пахнет. На прямой, как струна, улице Хользунова с помощью знаков ввели круговое движение и объявили «кольца» - главными, но нанесенная разметка утверждала, что главной остается ул. Хользунова.

На пересечении улицы 60-й армии и бульвара Победы аналогичный ляп организовали и без разметки. Дорожные знаки поставили так, что обе улицы стали главными. ДТП чуть ли не каждый день. Потребовалось два месяца переписываться с ГАИ и прокуратурой, чтобы устранить этот абсурд. Ни одно должностное лицо к ответственности не привлечено.

Этим летом ввели одностороннее движение на участках улиц Никитинской и 9 Января, напротив «Луча». Через месяц решили, что с 9 Января погорячились. «Кирпич» убрали. Сколько водителей за это время были лишены права управления - никто не считал. Глава городского транспортного управления Владимир Анисимов отрапортовал об увеличении пропускной способности ул. Никитинской на 15%. Насколько увеличились заторы на соседних улицах, он скромно промолчал.

Создается впечатление, что при полнейшем отсутствии профессионализма в ход идут эксперименты на людях, имитирующие бурную деятельность чиновников. Сначала влепят чего-нибудь, не подумав, а потом либо поскорее все убирают, либо начинают дорабатывать.

И никто даже не пытается объяснять: зачем все это делается? Ни безопасность движения, ни пропускная способность дорог от этих и десятков подобных нововведений не повысились. Чего не скажешь об уровне недовольства автомобилистов.

При этом все транспортные управленцы чуть ли не ежегодно успешно преодолевают сито различных переаттестаций и конкурсных отборов и продолжают свои нелепые эксперименты на людях.

Хотели как лучше, а получилось как всегда

На прошлой неделе тысячи автомобилистов были неприятно удивлены появлением новых светофоров на пересечении Жукова с бульваром Победы.

Этот огромный перекресток с якобы круговым движением давно требовал приложения инженерной мысли. Многие годы он по сути был нерегулируемым. При выезде на круг водители руководствовались только знаками приоритета. Однако по ходу движения они сталкивались со светофорами, которые регулировали движение пешеходов через бульвар Победы. При этом через ул. Жукова пешеходы шли уже без светофоров, только по знакам. Такое вольное применение технических средств регулирования противоречит элементарным требованиям стандартов и не могло придти в голову ни одному профессиональному организатору движения!

В итоге бесконечные перестроения, экстренные торможения, разбитые машины, испорченные нервы. Хронический очаг аварийности и пробки в часы пик. Хотя в спальном районе при такой ширине проезжих частей в принципе не должно быть никаких пробок.

После реконструкции добрые слова можно сказать только за новые светофоры с таймерами. Но вот если взглянуть на цифры в этих таймерах, то просто оторопь берет. Почему-то на переход одной половины бульвара Победы пешеходам отведено 16 сек. (что близко к идеалу), а на другую – 60 сек.! За это время можно 4 раза сходить туда-сюда или пройтись вприсядку под недовольные взгляды ожидающих водителей. При этом пешеходам самим приходится ожидать разрешения на переход более 2 минут!

Очевидно, что длительность горения сигналов для транспорта и пешеходов взята с потолка, без изучения реально сложившейся интенсивности движения и состава потока, не говоря уж о психологических факторах.

Перекресток очень длинный (около 100 метров). Поэтому водители, въехавшие на него в самом конце горения разрешающего сигнала светофора по бульвару Победы (в полном соответствии ПДД), подъезжают к пешеходному переходу, когда там уже вовсю идут люди на свой зеленый. Но водители вообще не проинформированы о том, что на его пути появляется регулируемый переход!

Большинство водителей останавливается благодаря своей предусмотрительности и здравому смыслу. Но есть и такие, которые внаглую выдавливают пешеходов с дороги, распугивая их сигналом. До беды – одно мгновение.

Добавьте сюда остановку общественного транспорта, которая осталась в самом центре перекрестка. Это противоречит не только требованиям ГОСТа, но и простой логике. Автобус или троллейбус на время высадки/посадки пассажиров перекрывает половину проезжей части, затрудняет видимость пешеходных светофоров.

В общем, деньги на реконструкцию перекрестка успешно освоены, но безопасность по-прежнему зависит только от интуиции водителей и пешеходов. Пробки теперь в течение всего светового дня и со всех сторон. Без ДТП дня не проходит!

К сожалению, аналогичная обстановка сложилась на десятках других перекрестков. Вынужден констатировать: ни одно из наиболее значимых изменений, реализованных в последнее время на улично-дорожной сети города, не облегчило жизнь автомобилистов. Новая разметка и знаки - обязательная «кормушка» для ДПС или кадры для рубрики «Стоп-ляп». Любой новый светофорный объект - увеличение протяженности и длительности заторов.

Шоу продолжается. 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №42 от 15 октября 2014

Заголовок в газете: Игры больного разума

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру