Почему воронежские дороги не ремонтируют

Как предвыборные лозунги закатали в асфальт

Мы говорим с тобой на разных языках, как всегда,

но вещи, о которых мы говорим, от этого не меняются.

Михаил Булгаков, “Мастер и Маргарита”.

Каждую весну вместе со льдом и снегом с наших дорог исчезает и асфальт. И никого это не удивляет. В мае начинается неспешное латание дыр. Нарезанные «карты» неделями портят людям нервы и колёсные диски, собирают грязь и мусор. Неудивительно потом, что далеко не каждая латка доживает до следующей весны. О разметке вообще грешно вспоминать. Так и живём. 

Как предвыборные лозунги закатали в асфальт
Типичная ситуация

Надежду на лучшее дают предвыборные кампании. Мы в очередной раз неожиданно узнаём, что можно жить намного лучше! Вот и в прошлом году кандидат в мэры города Александр Гусев пообещал вести ремонтные работы на дорогах чуть ли круглогодично, с использованием самых что ни на есть износостойких материалов и современных технологий.

Особое внимание обещалось уделить дворовым территориям. Горожанам даже предложили принять непосредственное участие в формировании программы ремонта местных проездов, тротуаров и пешеходных дорожек. Сообщили адрес электронной почты, где с нетерпением обещали ждать криков о помощи. Заранее поблагодарили воронежцев за активное участие.

Выборы прошли как по маслу. Дорожная тема не сходит с новостных лент. Головы горожан трещат от победных реляций, миллионов рублей освоенных средств, тысяч квадратных метров отремонтированных дорог и прочих светлых перспектив. На совещании 14 июля и. о. руководителя управления дорожного хозяйства Александр Гузь заверил, что работы по ремонту завершены уже на 215 улицах из запланированных на этот год 230. Фанфары уже наготове.

Но в действительности проблем меньше не стало. Вот лишь пара историй неравнодушных горожан, которые принимали активное участие в формировании «программы ремонта».

Ответ есть эквивалент мысли

Житель Советского района Юрий Колягин решил обратить внимание чиновников на ужасное состояние дорог у нескольких домов по проспекту Патриотов. Однако директор райдеза Андрей Соболев развеял надежды и сообщил, что план ремонта на 2013 год сформирован, пожелания будут учтены в планах на 2014-2015 годы…

“Вот тебе бабушка и Юрьев день”! А как же предвыборные программы? Не говоря уж о нормах закона и технических регламентов, которые требуют содержать дороги в безопасном для движения состоянии в любое время дня и ночи, а нарушения устранять чуть ли не мгновенно?

Юрий решил повлиять на нерадивых районных чиновников через Госавтоинспекцию. Ведь административную ответственность за ямы на дороге у нас ещё никто не отменял! К тому же из телевизора постоянно слышны отчёты начальников городской и областной ГАИ о сотнях составленных протоколов в отношении различных должностных лиц дорожных ведомств. Написал.

В конце 2013 года пришёл ответ от начальника воронежской полиции Владимира Котова: ”Так как в настоящее время дорожная сеть областного центра не находится на балансе ни у одной организации, то реализовать предоставленные полномочия в части привлечения к административной ответственности Госавтоинспекция не может…”

Да мы-то в курсе, что в Воронеже ещё 7 лет назад обанкротили “Горкомхоз” - предприятие, ответственное за содержание дорог. C тех пор городские чиновники убеждают нас, что дороги на балансе города не числятся, ответственных за их содержание не имеется, наказывать некого. Теперь вот и полиция - туда же…

Только вот каким образом эта беда урезает полномочия ГАИ, так и осталось загадкой. Ни федеральный закон “О безопасности дорожного движения”, ни административный кодекс не содержат норм, ставящих безопасность движения в зависимость от наличия финансовых средств на счету обслуживающей организации. К тому же к ответственности может быть привлечено не только юридическое, но и должностное лицо!

Более того, федеральный закон ”Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ” разъясняет, что дороги в границах города относятся к собственности самого города. Так что, если мэрия не может назначить ответственное за дороги юридическое лицо, то должна сама отвечать за их содержание. И за бардак на них.

Различные судебные инстанции уже не раз обращали внимание чиновников всех уровней на то, что стенания по поводу “невключения в план” и “отсутствия финансирования” - давно “не в тренде”. В одном из своих недавних решений по аналогичному “ямочному” делу Высший арбитражный суд указал, что ”утверждение перечней объектов благоустройства, закрепление их за подрядчиками и финансирование этих работ относится к компетенции органов местного самоуправления. …Если участок дороги не содержится надлежащим образом, то именно администрация является надлежащим субъектом административной ответственности по ст. 12.34 КоАП РФ”. Однако, воронежская полиция сделала вид, что не в курсе. Как говорится, слив засчитан!

Задумайтесь, а часто ли перед наложением штрафа инспектор ДПС интересуется вашим личным благосостоянием? Да никогд.! Вот и Юрий не поверил в искренность полиции, решил задать вопрос повыше - в ГУОБДД МВД России. Сомнения подтвердились.

Начальник Котов оперативно меняет свою позицию: ленивый инспектор привлечён к дисциплинарной ответственности, в отношении начальника райдеза Андрей Соболева возбуждено дело об административном правонарушении. Вот только на дороге всё осталось по-прежнему.

Пришлось повторно обращаться в ГИБДД. На этот раз наученный собственным негативным опытом сотрудник дорожного надзора без проволочек оформил на чиновника протокол и направил дело в суд. Для закрепления урока выписали протокол и заместителю руководителя управы Советского района Сергею Гнездилову. После этого деньги нашлись, дорога была приведена в нормальный вид.

Напомню, что события развивались на фоне призывов администрации города к доброму сотрудничеству. Мол, вы только напишите адрес, а мы уж постараемся!

Вы рисуйте, вы рисуйте, вам зачтется...

Несколько раз обращал внимание властей на плачевное состояние своей “улицы детства” и житель левобережья Олег Есипов, но всё безрезультатно. В беседе со мной он ностальгически посетовал: ”Я прожил 41 год на переулке Уточкина, а хорошую дорогу вижу только на фотографии, где я еду по ней на велосипеде в возрасте 7 лет”.

Летом 2013 года решил он подключить административный ресурс: написал жалобу в ГАИ на отвратительное состояние дороги. Развитие истории обнадёжило: тут же пришёл ответ о выдаче Главе администрации района предписания об устранении нарушений в течение 10 дней. Да неужели с мнением горожан стали считаться? Но ожидания не оправдались.

Только через 3 месяца приехал “КамАЗ” и высыпал бывшую употреблении асфальтовую крошку в одну (!) из нескольких десятков ям. На этом ремонт и закончили.

Так выглядят некоторые воронежские дворы

Автомобилист не успокоился и продолжил борьбу за наведение порядка: обратился в прокуратуру и попросил привлечь к ответственности виновных в бездействии лиц. Удостоился очередной отписки на основании того, что “районной управой был предоставлен акт выполненных работ по завозу и планировке асфальтового среза”. Вот ведь парадокс: акт есть, а дороги как не было, так и нет.

Олег не сдавался: написал повторное обращение в прокуратуру. На этот раз случилось невероятное: прокурор района сам обратился в суд с иском по данной проблеме. Олег был привлечён к процессу в качестве свидетеля и дал свои исчерпывающие показания о состоянии дороги, представил фотографии. В мае 2014 года решением Центрального районного суда г. Воронежа иск был удовлетворён, администрацию города обязали привести дорогу в соответствие требованиям стандартов.

После вступления решения суда в законную силу Олег скромно поинтересовался в мэрии: когда же ждать дорожников? Но для наших чиновников решение суда оказалось пустой бумажкой. Вместо оглашения точной даты начала ремонта услышал набившие оскомину домашние заготовки про наличие плана и отсутствие денег. И.о. руководителя управления дорожного хозяйства, всё тот же Гузь, в своём ответе сообщил, что “работы по ремонту дорожного покрытия по пер. Уточкина в план дорожно-ремонтных работ на 2014 год не вошли… Необходимость выполнения указанных работ будет рассмотрена при выделении дополнительного финансирования…”.

Вроде как и не было в решении суда строк: “…Доводы представителей администрации о том, что денежные средства из бюджета города на проведение работ по содержанию дорог на данной улице не выделялись, не является основанием для освобождения от обязанности по содержанию дороги в состоянии, предусмотренном законом”.

Как видим, даже судебные акты нашим чиновникам - не указ. Что уж говорить про какие-то предписания Госавтоинспекции. Уж такова выстроенная в стране вертикаль: гораздо лучше получается обещать вишнёвые деревья на оленьих головах, нежели заделывать прозаические ямы во дворах.

На недавнем заседании городской комиссии по безопасности движения один из представителей администрации Железнодорожного района прилюдно пенял начальнику городской ГАИ за составленный в отношении него протокол и выданное предписание: ”Что ж вы власть дискредитируете?!” Судя по интонации, чиновник искренне верил, что в этот момент все присутствующие видят над его головой сияющий нимб! И таких у нас много. Слишком много.

К сожалению, пропасть между предвыборными обещаниями и реалиями нашей жизни до сих пор остаётся непреодолимой. Не случайно, переписка по пер. Уточкина длится уже более года, а дорога до сих пор в удручающем состоянии. Недавно Олег Есипов решил проинформировать о происходящих с воронежским двором метаморфозах администрацию президента. А вдруг? 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №35 от 27 августа 2014

Заголовок в газете: Достучаться до небес

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру