Как в Воронеже кладбищенский бизнес приватизировали

Почему цены на ритуальные услуги превысили прожиточный минимум

«Через час те из вас, кто останется в живых, позавидуют мертвым»

Джон Сильвер

Похоронный бизнес - один из самых закрытых. Это понятно: у людей горе, и тут уж не до экономии. В этом бизнесе жесточайшая конкуренция, и гарантия успеха – пристроиться монополькой к какой-нибудь госструктуре. 

Почему цены на ритуальные услуги превысили прожиточный минимум

 Родственница пошла по инстанциям оформлять документы в связи со смертью отца. Ох, и муторное дело! Ей, например, велели оформить такую-то справку. Пошла. Два дня моталась, оформила, после чего другая инстанция ее удивила: а на фига вы эту справку оформляли? Не нужна она вам...

Три дня после похорон прошло, а ей не выдали свидетельство о смерти. Ветеранов войны хоронит фирма-монополист от облвоенкомата, она и должна дать свидетельство. Фирма торопила: сдавайте все быстрей, а то мы сегодня отправляем документы в военкомат! Женщина отдала им все документы, включая справку о захоронении. Через неделю она звонит им: давайте же свидетельство, а то без него все дела стоят. Фирма ответила: ой, рано, мы все отвезли, теперь свидетельство будет только через две недели.

Через неделю они звонят сами: везите нам скорей новую справку о захоронении! То есть, они не только врали, что отвезли, но еще и потеряли справку. И опять: через две недели. А как известно, очереди существуют для того, чтоб их обходить за мзду. И везде чиновничья туча от края до края. Бессмысленная и беспощадная. Скандалить бесполезно: толку-то спорить со стихией.

В этом бизнесе чем-то сильно намазано. И он притягивает мух. У одной из наших читательниц, Татьяны, умерла мама. Приехала «скорая», врачи констатировали смерть и, не сходя с места, настоятельно рекомендовали «лучшее» похоронное агентство. Татьяна согласилась, врачи звякнули, и похоронный агент уже через несколько минут позвонил в дверь.

Молодой человек зашел, поздоровался, выразил соболезнования и стал рассказывать, как организовать достойные похороны. Тут пришел участковый, огляделся и первым делом спросил Татьяну, побеспокоилась ли она насчет похоронного агентства. Она показала на молодого человека от «Скорой».

Участковый страшно разозлился:

- Ты кто такой? Тебя кто сюда навел? Ты на кого работаешь?

Кое-как представителя власти успокоили, но не до конца. Он записывал показания Татьяны и все косился на молодого агента из похоронной фирмы. Потом не выдержал:

- Чего ты сидишь тут? Вали отсюда! Что я, блин, скажу начальству?

Полицейский схватил агента за грудки и стал выталкивать из квартиры. Тот сопротивлялся. Они пыхтели и топтались недалеко от покойницы, пока Татьяна не заорала, чтоб выметались оба из квартиры.

Другой случай. У знакомого дед узнал об онкологическом диагнозе и покончил с собой, чтоб не мучить родственников агонией и расходами на очень дорогие лекарства, вокруг которых к тому же идет нехорошая возня борцов с наркотиками. На самоубийство приезжает обычно не участковый, а следователь. Приехал. И первым делом принялся нахваливать одну из погребальных контор. А семья небогатая и решила разобраться, что почем, и не сразу согласилась.

Следователь отправил тело в судмедэкспертизу и велел позвонить завтра и узнать, когда его можно забрать. Знакомый так и сделал. По телефону ему предложили приехать к 11-ти. Приехал. В морге его спросили, выбрал ли он похоронное агентство. Нет? Ну, идите в соседнюю дверь и договаривайтесь.

Тот сказал, что обратится в муниципальное похоронное агентство.

Тогда сидите здесь и ждите, когда ваша очередь подойдет забрать покойника, сказали ему; долго сидеть придется!

Знакомый намек понял, в контору зашел, но цены там ему очень не понравились. Вернулся под двери морга и стал ждать отца. Пять часов его там держали! Поговорил он с другими ожидающими, тоже выбравшими не то агентство, с каким сотрудничал морг, а у них ситуация была еще хуже: похороны были назначены уже в тот день, а покойника им не отдавали! Лишь со скандалом и руганью им удалось его забрать.

Сильный запах идет от этого бизнеса: участковые, следователи, судмедэксперты, врачи – все слетаются на запах! И вот мэрия Воронежа решила его приватизировать…

Копайте, Шура, копайте!

Мэр Гусев направил в городскую Думу пакет документов, по которым статус МУПа «Спецкомбинат» (содержание 10 городских кладбищ) меняется с муниципального предприятия на акционерное общество «Воронежское похоронное бюро». По оценке Александра Гусева, для наведения порядка в отрасли нужны 600 млн рублей, и лучше привлечь их от частника, чем из бюджета. Блокпакет фирмы мэрия предложила сохранить за городом, а инвестора определить на честном конкурсе. Все же знают, как честно проводят у нас конкурсы – комар носа не подточит.

Население переполошилось, поскольку цены ритуальных услуг и сегодня кратно превышают прожиточный минимум. Погребальные конторы дружно сообщили, что от «реформы» цены вырастут непременно. Коммунисты и националисты потребовали реанимировать давно похороненную тему референдума и спросить народ насчет приватизации. И даже попросили митрополита Воронежского Сергия выступить в защиту самого святого и последнего, что у нас есть.

СМИ возмущались приватизацией весьма доходного бизнеса и дружно указывали на местного депутата, построившего крупный бизнес на ЖКХ и захоронении мусора на полигонах (СК РФ по ЦФО совсем недавно прекратил его уголовное дело о хищении около 500 млн рублей платежей воронежцев за ЖКХ).

Часть городской Думы возмутилась и заявила, что в этом бизнесе высочайшая конкуренция: погребальные конторы даже покупают информацию об умерших в полиции и «скорой». Кое-кто из депутатов и вовсе пообещал охранять могилы своих предков чуть ли не с оружием в руках, а деятельность мэрии по приватизации могил назвал антинародной и постыдной. Наши власти, мол, хотят приватизировать все - кладбища, культуру, образование, медицину, спорт и на всем делать деньги из воздуха.

А кто-то мэра жалел, поскольку «проект» был задуман и спущен в мэрию из областного правительства, где у будущего «инвестора» есть высокая поддержка.

Вопрос об акционировании спецкомбината внесли в повестку очередной сессии Думы, но после бурного возмущения и писем общественности во все инстанции его перенесли на осень, чтоб тщательно рассмотреть его соответствие антимонопольному законодательству, поскольку комбинат – это не только администрации городских кладбищ, но и субъект предпринимательской деятельности.

И живые хватают мертвых

Бизнесмены давно атакуют кладбища, так что в самом Воронеже их может и не остаться. Земля все дорожает, и бизнес безнаказанно роет котлованы под свои торговые центры, казино и рестораны даже на захоронениях, а кости вместе со строительным мусором вывозят на свалки и пустыри. И никого не беспокоит, что зоны кладбищ имеют неприкосновенный статус памятников или парков, - нет сегодня ничего святее земли под скорый бизнес.

История полна примеров погребального менталитета.

К первому мая 2007-го возле Юго-Западного кладбища из грузовиков свалили двадцать куч строительного мусора вперемешку с человеческими костями и черепами. Райпрокуратура возбудила уголовное дело по ч.1 ст.244 УК РФ (надругательство над телами умерших и местами их захоронения). Милиция нашла водителя самосвала, и тот признался, что вывез мусор с останками со стройплощадки в парке «Живых и Мёртвых» (ЖиМ), имеющем статус мемориала. Но ничем конкретным эпизод этот не закончился. А ведь еще в 2005-м ВГТРК сообщала: «сейчас фрагменты скелетов разбросаны по котловану… Рабочие выбивали из черепов золотые зубы, а потом и вовсе играли костями в футбол». До 1936 года здесь было Ново-Митрофановское кладбище. Оно возникло в 1828 году, в 1831-ом здесь хоронили умерших от эпидемии холеры. В 1940-ом на месте заброшенного кладбища разбили парк. В годы войны здесь хоронили немцев, а потом много лет функционировала танцплощадка (танцевать на костях убитого противника - традиции дикарей). Со временем в ЖиМе построили цирк; нам ли жить в печали?

В мае же 2007-го в Воронеже прошли публичные слушания о строительстве кафе в Кольцовском сквере, на месте немецкого кладбища. А сквер этот – не только погост, но и памятник природы. Главный вопрос был тот же: захоронения и бизнес – совместимы? Чиновники твердо ответили: да, совместимы. А облпрокуратура выступила с заявлением, что надругательство над покойниками в Воронеже становится жуткой нормой ввиду разгула незаконного строительства, в том числе, и на старых кладбищах, и виной тому - полное попустительство властей. Но бизнес оказался важнее.

Так что тема приватизации кладбищ вечно злободневна.

В 2008-ом мэрия Нижнедевицка сдала в аренду городское кладбище на 11 месяцев (!) филиалу ритуальной фирмы ООО «Прима». Прокурор района вынес протест: такие услуги должен оказывать МУП. Либо фирма, победившая в конкурсе на проведение благоустройства территории кладбища и оказание ритуальных услуг. Протест удовлетворили, а откровенный «бизнес» чиновников остался безнаказанным.

В 2010-ом Курский областной суд признал местных «бизнесменов» Владимира Русина и Геннадия Лисовского виновными в убийствах конкурентов по ритуальному бизнесу. Там открылись бездны: некий Николай Занин, откинувшись с зоны, устроился замначальника бюро судмедэкспертизы и, одновременно, врачом отдела экспертизы трупов. И, одновременно, хозяином ритуального «бизнеса», для процветания которого Занин создал спецбригаду по устранению конкурентов. «Бригада» за гонорар в 5 тысяч рублей подожгла храм в честь иконы Божьей матери «Всех скорбящих Радость», настоятель которого мешал бизнесу. Сожгли автомобиль конкурентов. Совершили покушение на завотделом судмедэкспертизы «Курского областного бюро СМЭ». Грохнули двух конкурентов по ритуальному бизнесу.

За этот «бизнес» они получили 18 и 17 лет колонии строгого режима. А сам Занин покончил жизнь самоубийством в СИЗО и был похоронен конкурирующей фирмой.

В том же 2010-ом воронежские кладбища только в августе трижды дали поводы для скандалов. Сначала видное информагентство сообщило, что информация об умерших достигла цены в 3,5 тысячи рублей за клиента - частные похоронные конторы платят ее милиции, скорой помощи, больницам и моргам.

Второй повод дал МУП «Комбинат спецобслуживания населения г. Воронежа». В 2009-ом он взял под свое крыло все городские кладбища, после чего цена захоронения на них взлетела до 50 тысяч рублей, а в 2010-ом пожелал «объять» еще одиннадцать кладбищ в 22 пригородных поселках, которые в том году вошли в черту Воронежа. МУП обещал прекратить самостоятельное копание могил местными жителями, убрать там хаотичные свалки и включить кладбища в единую электронную базу захоронений.

Раздраженный происками конкурентов-частников и их назойливой рекламой МУП в специальном пресс-релизе пожаловался населению, что частники устроили войну за информацию об умерших и платят за нее все больше; воронежцы в скорби не ориентируются в ситуации, а потом им из-за этого не хватает денег на профессионалов и качественные похороны. А вот комбинат оказывает полный перечень ритуальных услуг: от социальных до VIP.

Третий повод дала областная Дума. Она приняла в первом чтении закон «О семейных (родовых) захоронениях на территории Воронежской области» - чтобы человеку можно было выделить на кладбище дополнительный земельный участок. Например, рядом с родителями. Некоторые депутаты посетовали, что правящее большинство Думы проблемы социальных похорон волнуют мало, а вот VIP-кладбища и семейные склепы для него актуальны.

Доживем до сентября

Приватизация похоронного дела стала главной политической темой воронежского лета-2014. Все ждали, что скажет и.о. губернатора Алексей Гордеев, у которого в сентябре выборы. Глава области оправдал надежды избирателей и объявил, что недоволен работой погребальной отрасли из-за обилия жалоб воронежцев в ее адрес: стоимость услуг необоснованно завышена, качество весьма сомнительно, прозрачности нет. Но ни о какой приватизации кладбищ, активно обсуждаемой в последнее время, речи быть не может, все они должны остаться муниципальными.

Похоронный законопроект остался в Думе; рассматривать его будут уже после выборов губернатора.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №34 от 21 августа 2014

Заголовок в газете: И вечный бой! Покойник только снится

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру