Данные ограничения она обосновала удручающей статистикой: за 5 месяцев 2014 года каждое второе ДТП в городе было связано с наездом на пешеходов, возросло число погибших и раненых.
При этом автомобилистов успокоили: мол, никого мы особо не ущемили: теперь все равно можно ехать 60 км/ч, поскольку в связи с прошлогодними изменениями в КоАП превышение до 20 км/ч штрафом не карается. Однако отсутствие статьи в Административном кодексе не исключает факта нарушения! И в случае серьезного ДТП и за 50 км/ч вполне можно оказаться за решеткой. Уже по кодексу Уголовному. Но об этом ГАИ скромно умолчала.
В принципе, идея не оригинальная: у нас итак весь город давно «под колпаком»: от запрещающих знаков в глазах рябит! Если скорость не ограничена, так запрещен обгон, разворот или парковка. Госавтоинспекция вместе с городскими властями уже давно взяла на вооружение такой метод борьбы с аварийностью, как «держать и не пущать».
Оно и понятно: запрещающий знак повесить всегда проще, чем грамотно обустроить пешеходный переход и разместить остановки общественного транспорта, построить «умный» светофорный объект или спланировать правильную круговую развязку.
Однако даже полицейская статистика говорит о неэффективности такой политики: количество очагов аварийности в городе давно перевалило за три сотни и не снижается, несмотря на десятки новых запрещающих знаков. Так почему же руководство ГИБДД считает, что уж эти-то шесть новых «сороковников» повернут ситуацию вспять? Мне кажется, что ничего оно не считает. Просто уже давно нет никакой эффективной работы по снижению аварийности. Бал правит показуха. А «на безрыбье и рак рыба»! Не случайно мероприятия по установке очередных запрещающих знаков так широко освещаются в местных СМИ. А о чем еще говорить-то?
На пресс-конференциях начальник ГАИ отчитывается о проделанной работе голыми процентами: плюс — минус, больше — меньше. Госавтоинспекция всегда «белая и пушистая», а на дороге сплошь нарушители, причем их все больше. Много лет с пристрастием слежу за публикациями этих отчетов в СМИ и все пытаюсь увидеть в них проблески реальной работы: ведь не только для подсчета и оглашения процентов существует эта служба!? Пока мне этого не удается.
Программы по обеспечению безопасности дорожного движения проваливаются одна за другой, десятки передвижных комплексов видеофиксации без зазрения совести прячутся в кустах, используются для улучшения статистики и пополнения бюджета, обслуживаются какими-то коммерсантами.
Профилактические операции, всякие там «Автобусы», «Такси», «Пешеходы», — проводятся откровенно ради «галочки». Началась операция, протоколов нужное количество нашлепали, отчет опубликовали и «спи спокойно»! В периоды между операциями забитые под крышу «Газели» на лысой резине могут смело ехать чуть ли не по ногам инспектора, пешеходы бегать у него под носом в неположенных местах, таксисты с «бомбилами» забивать все карманы на остановках общественного транспорта — никто усом не поведет!
Ну, еще типовые пиар-акции: новогодние поздравления Деда Мороза по громкой связи из патрульной машины, цветы женщинам за рулем на 8 Марта. Вот, как говорится, и все, чем запомнилась Госавтоинспекция за прошлые годы!
У вас своя свадьба, у нас — своя!
А давайте взглянем на ситуацию с правовой точки зрения. Различные значения разрешенных скоростных режимов установлены у нас Правилами дорожного движения, утвержденными Постановлением правительства РФ.
В населенных пунктах — 60 км/ч! Снижать это значение можно только там, где это вызвано объективным несовершенством дорожной сети. Государственный стандарт по установке дорожных знаков на сей счет гласит, что дорожные знаки «Ограничение максимальной скорости» должны применяться «при необходимости введения на участке дороги иной максимальной скорости, чем на предшествующем участке».
Например, едем мы по дороге с тремя полосами движения, которые из-за очередной «точечной застройки» неожиданно превращаются в одну — вот и ограничьте скорость на сотне метров, поставьте знак, предупредите водителей. Все поймут. Спасибо скажут. Но чем меньше в городе знаков (особенно запрещающих), тем лучше дороги, тем профессиональнее люди, занимающиеся градостроительством и организацией движения.
Однако никак я не пойму: чем Ленинский проспект до пересечения с ул. Брусилова хуже, чем после этого перекрестка при движении в направлении ДК им. Кирова? Да ничем! Тогда почему до перекрестка можно ехать «60», а после надо «40»? За перекрестком, кстати, даже безопаснее: прямая дорога, отличная видимость, три полосы, разметка, отсутствие остановок, торговых павильонов. Практически идеальные условия для движения! Если уж здесь ограничивать до 40 км/ч, то я удивлен, почему на Московском проспекте до сих пор не висят знаки с цифрой «20»!?
Ах да! Посередине этого участка, у Музея-диорамы имеется нерегулируемый пешеходный переход! Так вот все те же ГОСТы вообще запрещают такие переходы на дорогах с четырьмя и более полосами для движения в обоих направлениях! Надо делать его регулируемым! Но это ж неинтересно: бюджет похудеет да видеофиксация, установленная рядом, вхолостую будет затвором щелкать!
Кстати, сразу после введения ограничений на данном участке произошло два резонансных ДТП с участием маршруток. Один «ПАЗ» протаранил стоящий на краю проезжей части «КамАЗ», другой через неделю — бетономешалку. Очевидно, что причина этих ДТП не в превышении скорости, а в безобразной организации пассажирских перевозок: водители маршруток у нас по телефону говорят, курят, музыку слушают и с пассажирами ругаются одновременно! Либо спят на ходу. Где уж им за дорогой следить?
Но в этом вопросе надзорные органы уже давно расписались в своем бессилии что-то изменить. А вот знак поставить в качестве имитации бурной деятельности по обеспечению безопасности движения — это запросто!
А ул. Ленина на участке от ул. Героев Красной Армии до остановки «Динамо» чем «провинилась»? Те же три полосы в каждую сторону, отличная видимость, хоть и с небольшим поворотом… На моей памяти там было несколько тяжких ДТП за последние годы, но причина была явно не в том, что люди ехали со скоростью 60 км/час!
Один «летчик» в 4 утра решил пройти спуск «на бреющем»: судя по последствиям, скорость была под 140, чуть до жилых домов не долетел! Чугунные дорожные ограждения никак восстановить не могут. Обломки машины до сих пор на месте ДТП валяются. Другой, через год, на такой же скорости ехал вверх. Оба нашли то, что искали. Не думаю, что знак «40» их бы спас.
Но почему из-за таких, извините, «ездюков» должны нарушаться права законопослушных граждан? Ведь все прекрасно понимают, что ехать по ул. Ленина при установленной скорости 60 км/час — абсолютно безопасно. А вот для пополнения бюджета наличие знака «40» рядом с комплексом видеофиксации, как бальзам на душу! Поедешь со скоростью 81 км/час — штраф будет сразу 1500 руб. вместо недавних 500…
Кто в доме хозяин?
И вообще непонятно, почему ГАИ командует организацией движения? У нас в стране уже давно эти вопросы находятся в компетенции местных органов исполнительной власти. Предлагать варианты Госавтоинспекция, конечно, может. Но вот решения о введении ограничений и запретов должны приниматься только органами исполнительной власти на основании утвержденного проекта, а не по указанию или желанию Госавтоинспекции.
В этой связи будет уместным вспомнить историю, произошедшую несколько лет назад в Ямало-Ненецком автономном округе. Там заместитель начальника ГАИ получил два года условно и был уволен из органов внутренних дел за превышение полномочий. По информации пресс-службы Генпрокуратуры РФ в Уральском федеральном округе этот руководитель «в целях искусственного наращивания показателей о результатах работы подразделения вынудил руководство «Ямалавтодора» незаконно установить запрещающие дорожные знаки на участке автотрассы «Сургут — Салехард». Впоследствии инспектора ДПС по его указанию останавливали водителей в искусственно созданных ловушках и составляли пачки протоколов.
Хотели как лучше, а получилось как всегда
Не верю я в искренность помыслов и наших «знакоустанавливателей». Уже хотя бы потому, что большинство знаков установлены с грубейшими нарушениями требований стандарта. Сделано все для того, чтобы как можно меньше водителей замечали введенные ограничения!
Например, по ГОСТу знаки должны быть видны с расстояния не менее 100 метров. Но вот на ул. Ленина, перед спуском, знак попадает в поле зрения водителя гораздо позже: мешают постоянно стоящие у офиса машины и ветви деревьев. Если под разгрузку остановится фургон, то знак вообще никто не увидит! Вот вам и участок платной дороги в центре города: 100% проезжающих водителей становятся нарушителями!
Но это еще «цветочки»! А вот и «ягодки»: на дорогах с тремя полосами движения в одном направлении знаки ограничения скорости в обязательном порядке должны дублироваться! То есть над проезжей частью должен быть установлен еще один знак! Обязательно! Ведь необходимо исключить для водителя любую возможность не заметить знак, если уж впереди, действительно, опасность. Но у нас нет ни одного(!) дублирующего знака!
И кто же после этого поверит, что все затевалось ради безопасности движения, а не для открытия очередных «кормушек»?
Вот тут бы самое время вмешаться Прокуратуре да раздать кое-кому «на орехи» за такую заботу о безопасности движения. Но Воронеж — не Ямал. Рассчитывать на принципиальность Прокуратуры в отношении Госавтоинспекции и городских чиновников у нас не приходится.
Так, что не за горами очередной пресс-релиз о кипучей деятельности Госавтоинспекции по борьбе с аварийностью, десятках тысяч новоявленных нарушителей и миллионах рублей наложенных штрафов.
Но станет ли от этого безопаснее на дорогах?