В странах, где антимонопольные службы работают на общественный, а не на собственный интерес, такие странности грозят торговцам волчьим билетом и разорением. Но в России они процветают. А в Воронеже – особенно: здесь цены на бензин – самые высокие в ЦЧР без всяких на то оснований. Хотя они, конечно, основания придумывают и регулярно сообщают, что только рост цен способен спасти от разорения нефтетрейдеров, доедающих последний калач. Бедность эту полностью и окончательно иллюстрируют публикации изданий «Форбс» и «Ведомости» о только официальном годовом доходе босса Роснефти в 1 млрд 700 млн руб. Знакомый психиатр считает эту цифру свидетельством тяжкого психического расстройства и смещенного смысла жизни. Таких больных он называет «баблососами» и искренне их жалеет. Как и героиновых наркоманов в последней стадии. 140 миллионов в месяц – эти деньги больной просто физически не смог бы пересчитать. Сутками сидел бы, считая, но не смог. Простые человеческие чувства и эмоции у больных отсутствуют. Они не способны понять и пожалеть старушку, которая покупает в супермаркете одну картофелину и пакет самых дешевых макарон и долго пересчитывает на кассе медяки, что-то бормоча себе под нос. Они никого не щадят – даже своих детей, пытающихся лечить семейный недуг героином или андреналином преступлений.
Сколько топ-менеджеров с несметными зарплатами сидят на бензиновой трубе, не знает даже статистика. Но все население страны исправно платит им оброк. А тех, кто смеет показывать пальцем на византийскую их роскошь, власти демонстративно давят катком уголовных дел.
В Туркменистане, где нефть, в отличие от России, - единственное богатство, средняя зарплата на треть выше, чем в России. Еще там каждому гражданину бесплатно гарантированы: природный газ, электроэнергия (90 кВт в месяц), вода и соль, 120 л бесплатного бензина в месяц владельцу легковушки, автобуса и грузовика - по 200 л и мотоцикла - 40 л. При этом литр бензина на их АЗС стоит 5-6 наших рублей. А у нас «баблососы» забирают все себе – на византийскую роскошь и психиатрические понты.
Пророчество для бедных от богатых
Президент Воронежской топливной ассоциации (ВТА) Сергей Шишлаков объявил: цены на топливо в Воронеже скоро догонят московские. И по фигу котировки нефти на мировом рынке. В Москве цены на бензин уже выросли, а значит, скоро вырастут и в Воронеже, несмотря на все последствия для граждан России, поднявшейся с колен.
Роснефть, Лукойл, Газпромнефть, ТНК подняли цену на марки бензина АИ-92 и АИ-95 в столице сразу на 0,5 руб. за литр (АИ-92 - 31,8 руб., АИ-95 – 34,8 руб.). Президент Московской Топливной Ассоциации Евгений Аркуша счел это закономерным: с начала года оптовые цены на бензин выросли на 20%, а розничные - всего на 4%. Аркуша предложил властям вернуть оптовые цены к прежним, тогда и розница успокоится. А кто и почему задрал их вопреки здравому смыслу и трибунным заклинаниям самого Путина, Аркуша не сообщил.
Шишлаков считает, что цены на бензин в Воронеже догонят московские уже к концу лета: уборочная только началась, а максимальное потребление топлива начинается с перевозкой урожая. К концу уборочной цена на бензин вырастет еще на 10% и, вопреки объявленной инфляции, прибавит по итогам года 15-20%. Объяснения роста такие: международная напряженность, пожары на Ачинском и Лисичанском НПЗ и резкое сокращение товарных остатков бензина в России. Безумная роскошь поместий нефтяных топ-менеджеров и фуры их зарплат аргументами не бывают.
За полгода бензин АИ-92 в Воронежской области в рознице уже подорожал на 6,2%, а оптовая его цена - на 16,8%. И это еще не предел, считает Шишлаков.
А Воронежский УФАС не увидел в этом злого умысла; Все по-честному. 29 июля шеф УФАС Владимир Рохмистров объяснил: эксперты прогнозировали рост оптовых цен до 22%, и только конкуренция в рознице снизила эту цифру; ну, что вы, какой сговор! Наоборот, у нас на рынке появилась Татнефть, все активнее Башнефть, а если придет еще и Газпромнефть, здесь будет реальная конкурентная среда. Аплодисменты.
А то, что Воронеж - чемпион ЦФО по стоимости бензина, - «это нормально, сынок». Рынок давно поделен и стабилен, и никакие шараханья мировых цен на него не влияют. И никто друг с дружкой не воюет. А раньше случалось…
Ребята, давайте жить дружно!
Летом 2008-го жадность нефтяных «королей» России вызвала федеральный скандал. Депутаты Госдумы ужасались: цены авиатоплива далеко обогнали мировые! Так можно остаться без Сейшел и Гуама! Если б не Гуам, депутаты вряд ли бы догадались, каково приходится простым смертным, которых нефтеторговцы грабят долгие годы. Возбудились чиновники и на местах. В Воронеже УФАС выявил признаки доминирования трех крупнейших трейдеров – Воронежская топливная компания (ВТК), Роснефть и Лукойл: они синхронно подняли цены на заправках. Например, АИ-92 взлетел с 20 до 24 рублей за литр. С ноября 2007-го года цены на бензин выросли на треть, а на дизтопливо – почти вдвое, что ни в какие инфляционные ворота не лезет. Около 20% воронежцев, по данным Центра «Контент», перестали постоянно пользоваться автомобилем.
А крестьян бензиновые «короли» всегда шкурили дизтопливом с особой страстью, пользуясь их беззащитностью к посевной или уборочной. Цена дизтоплива в разгар полевых работ сравнялась в Воронеже с АИ-95, достигнув 25 рублей. При этом перекупщики и молокозаводы покупали у крестьян молоко по 5 руб за литр; то есть, литр дизтоплива = 5 л молока. Или: тонна солярки = восемь тонн пшеницы!
Никакого УФАС и рядом с этой бедой не стояло. И всегда очевидной и оголтелой жадности находились «объективные» объяснения: торговцы божились, что сговора нет, и оправдывали рост цен на АЗС вечно живым аргументом: оптовые цены на бензин с начала года выросли на 26-30%.
Стоимость бензина в Воронеже оказалась самой высокой в ЦЧР и сравнялась с его ценой в США. В июне 2009-го АИ-92 за 2 дня вырос сразу на 11% (оптовая цена за месяц выросла на 70%!); хозяева нефти успешно потрошили карманы населения.
Областное Управление экологии, получив новую лабораторию, проверило 40 АЗС и обнаружило логичное последствие безнаказанности торговцев: ни на одной из сорока заправок АИ-95 не соответствовал стандарту, АИ-92 нередко имел октановое число 80, а дизтопливо разве что ослиной мочой не разбавляли. Управление пригрозило штрафовать владельцев АЗС и даже закрывать их. Те, конечно, напугались страшно! Будто они проверяющих никогда не видели и не знают, что их успокаивает.
В 2009-м по распоряжению шефа ФАС Игоря Артемьева о том, что цена бензина АИ-95 не должна превышать 19 рублей (а тому велел сам президент РФ) на 2 рубля подешевел бензин АИ-92 и АИ-95 на АЗС Роснефти в Воронеже (оптовые цены снизились на 40%). Президент Шишлаков объяснил это стремлением крупных нефтяных компаний вытеснить независимых игроков; оптовая стоимость бензина у них при цене нефти $70 за баррель – та же, что и год назад, когда баррель стоил $140.
В апреле 2010-го Воронежское УФАС и областные власти заявили, что деятельность АЗС ряда нефтяных компаний в регионе непрозрачна. Кто именно мутен, не уточнили. Но губернатор «берет ситуацию под личный контроль». Даже премьер Путин объявил цены на бензин в России завышенными. Но Воронеж оставался бессменным лидером ЦЧР: АИ-92 - 22,77 руб. за литр, 95-й - 24,77 руб. Даже в Москве он оказался дешевле, чем в Воронеже; мы – чемпионы! Торговцы объясняли это тем, что здесь аренда земли дороже и нет НПЗ. Власти в ответ разъяснили, что в конечной цене бензина на заправках разница с другими регионами из-за аренды - всего 1,5 копейки на литр. Да и налогов торговцы здесь платят зачастую меньше.
Несмотря на личный контроль губернатора и Путина, за весну и осень бензин подорожал почти на рубль; торговцы объясняли это ростом мировых цен, экспортной пошлины и спроса, а в декабре дали уверенный прогноз, что в 2011-м, вопреки уверениям отцов области и страны, цены скакнут еще на 30%.
Весна-2011 прославила Воронеж претензиями ВТК к другим торговцам о том, что они слишком дешево продают бензин! ВТК объявила, что если власти не примут к ним жесткие меры, бензин в городе может закончиться. И что Роснефть вступила в войну не только с участниками местного рынка, но и с властями страны. Бензин действительно скоро стал дефицитом, причину которого ВТК видела в том, что Роснефть демпинговала, одновременно вздув оптовую цену с 27 тысяч за тонну до 34 – при «справедливой» цене в 20 тысяч. Автомобилисты в панике покупали бензин в канистры и бочки в гаражах – такого в Воронеже не былодавно.
Глава ФАС Артемьев заявил о признаках сговора нефтетрейдеров. Воронежский УФАС сговора не нашел. После этого премьер Путин прямо обвинил нефтяные компании в дефиците и всплеске цен: «Дело не в дефиците! Дело в сговоре!». Он-то требовал снизить цены к посевной, а они весной выросли на 6-7%. А в мае дефицит обострился до предела, и стоимость литра бензина в России достигла 50 рублей (Тува)!
В июне и прокуратура воронежская объявила: в росте цен на бензин в Воронеже сговора топливных компаний нет! Хотя сам Путин уже объявил обратное…
В июле 2011-го Союз нефтегазопромышленников РФ заявил, что литр бензина должен стоить 15 рублей. «Если сравнивать с США, Ираном, Венесуэлой, Кувейтом, то бензин у нас намного дороже… И это надо ухитриться: в стране, которая добывает нефти больше всех в мире, создать дефицит бензина!».
В августе 2011-го фирма «Лукойл» оживила Оруэлла, объявив рост цен на топливо в Пермской области заботой о жителях: цены повышены, чтоб потребители из других регионов не скупили бензин в Перми (!).
24 сентября прошла всероссийская акция протеста против роста цен на бензин. В Калининграде в пикете участвовали 1000 человек, в пробеге - 200 машин. В Воронеже на акцию пришел один человек – ее организатор.
Экономисты в сотый раз доказывали: цена бензина влияет на все продукты и услуги. Россия - огромна, и расстояния закладывают высокие транспортные расходы (не менее 20%) в любом товаре, что увеличивает себестоимость всего, что имеет отношение к рознице и перевозкам. Но за год торговцы «национальным достоянием» поставили новый рекорд: чистый доход российских НК достиг $45 млрд. Это и есть суть и смысл бензинового рынка страны.
В 2012-м власть предложила нефтяным компаниям не повышать цены до выборов. Торговцы послушались. А после выборов кинулись переписывать ценники на АЗС.
В апреле 2013-го АИ-92 преодолел планку в 28 руб. за литр, АИ-95 перешагнул психологический рубеж в 30 руб. Объясняли рост просто: оптовые цены за месяц прибавили 3 рубля за литр. А почему растет опт, спросите у Путина.
Воронеж оставался первым в ЦЧР по ценам на бензин. При этом бензин здесь оказался и самым некачественным: 57% проб бензина не соответствовали ГОСТу, а проб дизельного топлива - и вовсе 73%: безропотных селян проще всего надувать.
И в апреле же Минфин предложил повысить акциз на нефтепродукты для пополнения дорожных фондов. Хотя уже с 1.01.2013 акциз на бензин Евро-5 вырос на 12%, а на Евро-3 - на 23%; значит, бензин и дизтопливо в 2013 году обречены подорожать на 13-14%. Главное – чтоб равномерно, без паники.
Так оно и вышло. И население скушало.
В январе 2014-го цены на дизтопливо в Воронежской области впервые превысили стоимость АИ-98 - к началу закупок для посевной. Такого в России еще никогда не было. Иначе говоря, селянам предложили скинуться кому-то на новые яхты, виллы и шубохранилища. В других регионах цены на дизтопливо не изменились. УФАС винил Роснефть: в ряде районов области доля ее заправок превышает 50%; шеф УФАС Рохмистров обещал похлопотать, чтоб Роснефть вообще не допускали до закупок ГСМ для сельхознужд. И подчеркнул, что другие компании ведут бизнес честно.
За 2013 год цены на бензин АИ-95 в России выросли в среднем на 5,9%, а в большинстве стран ЕС упали на 2,5%. В январе 2014-го житель России мог купить на среднюю зарплату 717 литров бензина, житель Люксембурга – 2400 л, Норвегии - 2300.
В марте, после очередной накрутки цен на АЗС, ВТА объявила, что пробок на дорогах станет меньше, только если АИ-92 будет стоить 40 рублей! И что при этой цене откажутся от постоянного пользования личным автотранспортом всего 20% воронежцев. Сколько бабушек не смогут купить себе картошку, ВТА не считала.
А на закрома «элиты» никто не покушается. Это - святое.