Музей под парусами

Первый российский линкор отправился в плавание

27 апреля 1700 года состоялся официальный спуск на воду российского линейного корабля «Гото Предестинация» – первого, построенного русскими мастерами и лично царем Петром Великим. Спустя триста лет, 27 июля 2014 года – в День Военно-Морского флота России – его действующая копия отправилась в плавание по Воронежскому водохранилищу, отсалютовав пушечным залпом зрителям, собравшимся на Адмиралтейской площади. В торжественной церемонии открытия корабля-музея принял участие глава региона Алексей Гордеев, по чьей инициативе и был воссоздан легендарный линкор. 

Первый российский линкор отправился в плавание

Между прошлым и будущим

Можно смело утверждать, что создание плавучего музея – событие уникальное не только для России, поскольку кораблей, стоящих на вечном приколе и используемых в качестве наглядных экспонатов, в мире десятка два насчитать можно. «Гото Предестинация» будет не только принимать на борт экскурсантов, но и плавать по акватории водохранилища. Алексей Гордеев, обращаясь со сцены к воронежцам, подчеркнул, что при строительстве корабля учтены все правила безопасности, он может выходить даже в открытое море и работать круглый год:

– При отключении от береговых сетей он способен работать в автономном режиме за счет собственных источников электроэнергии, запасов топлива и пресной воды. Но все-таки главное, что это плавающий музей. Здесь будет представлена экспозиция Петровского времени: история флотского дела и быт матросов. Мы очень хотели бы, чтобы «Гото Предестинация» стала по-настоящему главной достопримечательностью Воронежа. Чтобы не только воронежцы, но и гости нашего города могли посетить корабль и вспомнить, как наша страна развивалась и становилась мощным государством благодаря русским мастерам! Мы специально приурочили спуск на воду первого русского линкора ко Дню Военно-морского флота России.

До начала официальной церемонии митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил Божественную литургию в Успенском Адмиралтейском храме, где более 300 лет назад воронежский первопрестольник святитель Митрофан в присутствии императора Петра I совершил чин освящения первых кораблей российского флота. Здесь же был освящен и Андреевский флаг, который позже глава региона и митрополит Сергий вручили капитану корабля.

Как происходило торжественное открытие триста лет назад, мы можем только предполагать. Впрочем, не сохранилось и чертежей первого линкора, поэтому воронежские краеведы провели кропотливую работу по изучению сохранившихся документов и гравюр, чтобы у кораблестроителей была возможность воссоздать внешний вид и внутренне убранство корабля в максимально приближенном к эпохе варианте.

Поэтому «Гото Предестинация» не является копией в буквальном смысле слова. По факту это моторное судно, металлический корпус которого обшит деревом. Теоретически корабль может спокойно ходить под парусами, правда, в акватории водохранилища это достаточно проблематично, поскольку есть мели, да и тридцатиметровые мачты могут зацепиться за высоковольтные линии, тянущиеся с одного берега на другой. Сейчас маршрут прорабатывается. Планируется, что несколько раз в год по праздникам, например в День города, ветер будет надувать паруса плавучего музея. На линкоре есть свой экипаж: два капитана, матросы, электрики, плотник – не больше десятка человек. Вся команда с мореходным образованием.

Корабль получился очень красивым и уютным. Для журналистов в день открытия специально устроили экскурсию. Увиденное впечатляет. Экскурсовод Александр Кулешов, заместитель директора краеведческого музея по науке подробно рассказал нам о быте моряков и показал, как все могло быть триста лет назад. На корабле несколько помещений, реконструированных под XVIII век. Пока экспозиция только формируется, в течение августа будут продолжены технические работы по оснащению корабля и подготовке к введению его в эксплуатацию. Экскурсии начнутся в День города. Тем не менее увиденного оказалось достаточно. Вот сам царь сидит за столом, вероятно, думает о будущем флоте. На стенах его каюты висят гравюры, в углу кровать под балдахином. Проходим туда, где в гамаке лежит матрос с оловянной кружкой в руках – тоже манекен. Идем дальше – на батарейную палубу. Экскурсовод рассказывает, что здесь была большая спальная комната, где могли размещаться одновременно сто человек. Тут же вдоль борта расположились пушки на лафетах. Потом спускаемся в трюм, превращенный в музейный зал. Здесь представлена ретроспектива исторических изображений кораблей XVIII века, в стеклянных шкафах-витринах – мечта каждого мальчишки – оружие всех видов и размеров. Сбоку стоит печь с утварью, рядом – манекен солдата Семеновского полка. Воссоздаваемые интерьеры оформлены с использованием благородных сортов дерева (массив дуба, орех, красное дерево).

В начале славных дел

Историческое решение о создании государственного военного флота было принято в 1696 году. Петр I хотел построить первое российское линейное судно без участия иностранных мастеров. Современная «Гото Предестинация» тоже создана руками русских корабелов. Алексей Гордеев подчеркнул это, обращаясь к собравшимся на празднование горожанам:

– Каждый российский военный моряк знает, что Воронеж – колыбель русского военно-морского флота. Петр I решил построить свой флот именно здесь, и за 15 лет с верфей в Воронеже было спущено на воду 250 кораблей разного типа. «Гото Предестинация» – первый линейный корабль, который был построен именно русскими мастерами. Когда мы приняли решение создать копию этого линкора и проводили конкурс, на участие в проекте претендовали и немецкие, и датские судостроители, но было решено, что современную «Гото Предестинацию, как и петровский корабль, построят русские мастера. За три года судостроители из Павловска и Петрозаводска изучили массу исторических документов, а инженеры нашли способ сочетать в одном корабле традиционные для петровских времен и современные технологии. Металлическая часть судна была изготовлена в Павловске, деревянный корпус в Петрозаводске на верфи «Варяг».

Строительство началось в 2011 году на Павловском судостроительно-судоремонтном заводе. В июле 2013 года его металлический корпус был доставлен по реке Дон в акваторию Воронежского водохранилища, где принялись за его внутреннюю и внешнюю отделку.

«Гото Предестинация» не кажется большим, скорее изящным и легким. Он строился и восстанавливался по классическим пропорциям линкоров 1х3х9 (длина по ватерлинии, ширина по мидельшпангоуту и осадка). При водоизмещении всего в 1500 тонн и экипаже почти в 250 человек имел прекрасное вооружение: 26 16-фунтовых орудий на гондеке и 24 8-фунтовых на опердеке (остальные 8 3-фунтовых пушек располагались на кватердеке). Мощность бортового залпа превышала 315 фунтов, что при хорошей работе канонира не оставляла вражескому кораблю никаких шансов: 16-фунтовое ядро, посланное под ватерлинию, прошивало неприятельское судно сквозь оба борта. А киль «Гото Предестинации» имел уникальную для того времени конструкцию, состоящую из скрепленных внешнего и внутреннего брусов, что предотвращало смещение шпангоутов и течи в корпусе корабля при ударе о грунт. Во флотах других государств подобные конструкции начали применяться лишь в 1840-х годах. А в 1700 году этот уникальный полулинкор-полуфрегат призван был выполнять сугубо конкретную задачу: противостоять в Азовском море 54-пушечному турецкому кораблю «Ахмед-Карваз», что впоследствии привело к установлению военно-морского паритета и подписанию мирного договора с Османской империей.

Апофеозом официальной части празднования стал салют – разноцветный залп из бортовых орудий новенького линкора виден был и при свете дня. Чуть раньше Алексей Гордеев и директор Павловского судостроительного завода Надежда Маринкина по старинной морской традиции разбили о борт корабля бутылку шампанского. В небо взмыл триколор из воздушных шариков, а корабль отправился в свое первое плавание. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру