Российские крупные города, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга (субъектов РФ), в отличие от китайских мегаполисов находятся в глубоком бюджетном и инфраструктурном кризисе. А тут еще неопределенность и возросшие мировые политические и экономические риски. И впереди мерцает привычная для России автаркия.
В средствах массовой информации и обществе резко вырос интерес к Китаю в связи с его поддержкой России. Левые рисуют радужные перспективы на китайском пути, западники подчеркивают негативные черты китайского государства – сравнительно низкий уровень жизни и демократии.
Китай за последнее десятилетие утвердился в роли мировых мастерских производства потребительских товаров. Там сосредоточено около 20% мирового промышленного производства. По мнению самих скромных китайцев в лице директора промышленно-экономического института Академии общественных наук Китая Цзинь Бэя бить в фанфары пока рановато. Основные комплектующие пока импортируются. И велико отставание в ценности китайских брендов. Доля же РФ в мировой промышленности невелика – около 3%, доля обрабатывающей промышленности – меньше процента.
Преимуществом Китая при переходе к рыночным отношениям по сравнению с РФ стал гораздо более низкий исходный уровень социальной защищенности его населения и качества жизни. Рост уровня жизни китайцев идет естественным путем - от меньшего к большему, благодаря грамотной политике и росту производительности труда.
Они последовательно проводят «политику двух китаев». Первый – современный, быстро растущий сосредоточен в мегаполисах. Второй сохранился в сельской местности. И постепенно уменьшается по численности. Руководство страны планирует в недалеком будущем переместить в города еще 250 млн чел.
Китай является единственной страной в Азии, которая самостоятельно добилась выдающихся успехов в экономике.
Сейчас муссируется мнение, что РФ станет экономическим придатком Китая. Но он уже сейчас способен помочь России в создании новой индустрии потребительских товаров, в модернизации инфраструктуры страны. С помощью китайцев мы вполне можем соскочить с нефтегазовой «иглы» и осуществить диверсификацию экономики.
Вторая позиция по инвестициям в науку сулит китайцам в скором будущем успехи на научном и инновационном поприще. И тут талантливые, но не продуктивные в доведении инноваций до уровня новых товаров русские им будут кстати. Совмещение успешных в науке русских и трудолюбивых китайцев может дать креативную инновационную и производительную смесь.
Самостоятельно же у России стать промышленно передовой страной шансов нет. Наши преимущества в некоторых видах военной техники – временные. И уходят вместе с нарастающим отставанием российской науки.
США и Китай – торговые партнеры надолго
США останутся лидерами мира через 20-30 лет только в том случае, если преуспеют в соревновании с Китаем в науке и инновациях. До сих пор у них это получалось, в частности, в конкуренции с Японией.
Расчеты некоторых аналитиков на противоречия и даже столкновение США и Китая иллюзорны. Экономические гиганты повязаны огромным и взаимовыгодным торговым оборотом. Импорт США из Китая составил 19% в 2013 г. (1 место), экспорт в Китай – 7,2%.
У американских и китайских товаров разные ниши сбыта. И в этом состоит главный залог их долгосрочного партнерства. В мировом разделении труда они дополняют друг друга, являются партнерами, а не конкурентами. Китай занял нишу товаров индустриальной и частично постиндустриальной экономики. У США - 40% мировых рынков высоких технологий. А большую часть остального рынка передовых технологий занимают его союзники. Китай постепенно расширяет свою долю на этих рынках, но его технологии пока вторичны, и процесс этот долгий. Так что в ближайшие 20 лет общее мировое лидерство США непоколебимо, как бы кто ни желал иного.
Опережающее развитие прикладной и фундаментальной науки, образования, экономики, индустрии знаний, информационного общества обеспечивают США лидерство в качестве и стоимости накопленного человеческого капитала, который растет, в том числе, за счет притока из других стран. Национальную безопасность США поддерживают собственное обеспечение продовольствием, энергетическими и другими ресурсами.
Развитые страны и большинство развивающихся стран, включая Китай, Индию, Мексику, Бразилию, ЮАР, заинтересованы в стабильности экономики США, в сохранении доллара в качестве основной мировой валюты. Потому как сравнительно стабильное развитие мировой экономики и обеспечивают в основном США и их союзники.
Положение мирового лидера в военной сфере и экономике позволяет США рассчитывать на финансовую поддержку их национальной финансовой системы и доллара со стороны всех развитых стран мира. И в первую очередь трех мировых центров экономики – ЕЭС, Японии и Китая.
Что воронежцам надо от китайцев
У Воронежа восемь городов-побратимов. И самый цветущий и могучий из них – китайский Чунцин, один из городов прямого подчинения Пекину. Власти Китая и тут проявили мудрость, не отдав ведущие мегаполисы на откуп провинциалам. Промышленность Чунцина включает развитое автомобилестроение, электронику, машиностроение. И где тут были до сих пор наши областные власти? Уж с городом-братом можно было наладить хоть какое-то зримое промышленное сотрудничество, создать совместные предприятия, например, по выпуску китайских авто, бытовой электроники, светодиодных ламп и т.д. Инициировать модернизацию воронежского машиностроения.
Высокие статистические показатели Воронежа за 2012-14 годы вызывают удовлетворение и одновременно настораживают. Откуда они, надолго ли? Есть ли прок от них для самих воронежцев? Но, как бы то ни было, а именно наш город тащит в 2013-2014 годах наверх по показателям всю промышленность и экономику области. Не получая, к сожалению, взамен почти ничего.
Индекс промышленного производства (ИПП) Воронежской области за 5 мес., по данным Воронежстата, составил 104,8%, значительно превысив показатель РФ (ИПП РФ за 5 мес. – 101,7%). ИПП обрабатывающих производств области – 106,0%, РФ – 103,2%.
Оборот промышленных предприятий Воронежа за первый квартал 2014 г. вырос на 8,5%. Основной вклад в этот рост внесло производство электронного и оптического оборудования – рост продукции на 44,1% (в основном ОПК). А также стабильно растущая пищевая промышленность (ИПП - 108,8%).
Фактически рост промышленной продукции Воронежа в 1 кв. 2014 г. вытащил в положительную область ИПП области. И продолжил успешно это делать во втором квартале.
Жители Воронежа от роста своей промышленной продукции и других показателей имеют лишь незначительное увеличение рабочих мест в ОПК и замедляющийся рост заработной платы. Плюсы значимые в условиях общей стагнации, но недостаточные для компенсации минусов в виде ускоренно сжимающегося городского бюджета, недофинансирования образования, медицины, ремонта дорог, ЖКХ, инженерных сетей города, социальной политики.
Неэффективное управление областью уже привело к серьезным ошибкам и фактически завело процессы развития промышленности в тупик. Даже гордость Воронежа – ОАО «Связьстрой–1» - одно из немногих воронежских предприятий, выпускающее долгие годы конкурентоспособную продукцию, доведено до кризисного состояния. Теперь днем с огнем не отыскать в области позитивный промышленный маяк.
Худо-бедно, но выпуск продукции в области растет, а налоги стали существенно недобирать, по данным руководителя областного управления налоговой службы Сергея Дуканова. Наблюдается отрицательная динамика по налогу на прибыль, который, наряду с НДФЛ, является основным для регионального бюджета. Причина – в области много филиалов, структурных подразделений монополий, олигополий и других организаций и компаний, которые работают в регионе, а налоги платят в других субъектах РФ.
Не платят налоги и многие лизинговые компании, которым зачем-то и кто-то предоставил налоговые льготы на имущество. И они в массовом порядке перебрались в Воронежскую область после такого щедрого подарка. В Воронеже у них сидят лишь «секретари», с зарплаты которых они и платят НДФЛ. И это все налоговые сборы с них в воронежскую казну. С. Дуканов предлагает срочно отменить данную льготу. По оценкам ведомства, упущенные областью налоги от лизинговых фирм уже составили в текущем году 250 млн руб. Неэффективно для бюджета работают с бизнесом областные власти. А у Воронежа последнее изымают из его бюджета. И критикуют за плохой ремонт дорог и благоустройство. Но где деньги, Зин?
В Китае в 2013 г. рабочая сила была распределена так: в промышленности занято 30,3 %, в сельском хозяйстве – 33,6%, в сервисе – 36,1%. Вклад в ВВП промышленности – 43,9%, с/х - 10%, сервиса - 46,1%. Расклад почти оптимальный для развивающейся страны. В статистике США занятые в экономике разбиты на 4 группы. Промышленность - 20,3%; менеджеры, специалисты, технические работники - 37,3% (сервис высокого уровня), с/х - 0,7%, сервис - 41,8%. Вклад в ВВП США промышленности – 19,5%, с/х – 1,1%, сервиса - 79,4%. В России занято в промышленности - 27,8%, с/х - 9,7%, сервис - 62,5%. Вклад в ВВП РФ промышленности – 37,5%, с/х – 4,2%, сервиса - 58,3%.
В Воронежской области в промышленности работает 16,5% (в обрабатывающей промышленности – 13,4%). В сельском хозяйстве – 15%, в сервисе – 68,5%. Вклад промышленности в ВРП – 18,2%, с/х – 13,8%, сервиса – 68%.
Как видим, доля работников в промышленности Воронежской области ниже, чем в США. А сервис по численности почти американский, только структура его иная – неформальная экономика, неэффективное посредничество, торговля. Разрушили промышленность, а место ее заняла в основном теневая экономика.
Копировать китайцев нам, конечно, вряд ли возможно. У нас нет того, что было и есть у них – особенного трудолюбия, благоприятного климата, низкого уровня жизни, избыточного труда, предприимчивости. Но оказать нам помощь в создании новой индустрии китайцы вполне могут, в том числе, через совместные предприятия и иное сотрудничество. Но пока китайский вариант нам заказан – города у нас в плачевном состоянии бюджетных изгоев.
России нужны не старшие братья, а надежные партнеры по развитию промышленности и экономики. Как можно скорее необходимо уладить отношения с развитыми странами, приобретать у них передовые технологии и целиком производства вместе с менеджментом. Необходимо остаться в партнерстве и дружественных деловых отношениях и с Востоком, и с Западом. И, разумеется, развивать отношения области с Китаем через побратима Воронежа – город Чунцин. Возможностей тут – непочатый край, как и у самого Китая. Почти бартер уже реализуется на практике – обмен сырья на китайские товары (расчеты рублями и юанями). Но здесь новизны нет, а России нужны новые производства и рабочие места на ее территории, в том числе в Воронеже.