Нарисуем – будем жить

Воронежцы посмотрели мультфильмы со всего мира

Третий год подряд Большой фестиваль мультфильмов привозит в Воронеж лучшие из своих проектов. Четыре дня – с 14 по 17 марта – у горожан была возможность увидеть новинки российской и зарубежной анимации, некоторые из которых еще даже не вышли в прокат. 

Воронежцы посмотрели мультфильмы со всего мира

С 2006-го Большой фестиваль мультфильмов ежегодно открывается в Москве в Международный день анимации 28 октября, а потом в течение года возит свои программы по всем уголкам России. Это не только самый крупный российский смотр анимации, но и уникальный проект, в рамках которого можно увидеть как коммерчески успешные картины, так и экспериментальные работы, которые сложно найти в продаже и еще реже можно увидеть в прокате, а иногда некоторые из них становятся для тебя откровением. Для меня им стал цикл «Гора самоцветов» – мультфильмы, созданные по мотивам сказок разных народов и приезжавшие к нам вместе с прошлогодним фестивалем. И поверьте, они ничуть не хуже диснеевских героев. Что получилось, а что нет в этом году, судить зрителям. Но организаторы фестиваля постарались программу сделать не менее интересной и привезли в этот раз помимо анимационных лет выставку из фондов музея кино, а также пригласили Ивана Максимова, одного из лучших российских анимационных режиссеров, который учил воронежцев придумывать мультфильмы.

Об открытиях

На посвященной открытию фестиваля пресс-конференции его исполнительный директор Виктор Федосеев отвечал на вопросы журналистов и рассказывал о новинках, которые стоит посмотреть. По уже сложившейся традиции фестиваль открывался полнометражной лентой.

–В нынешнем году это премьера, – говорил Виктор Федосеев, – причем за две недели до старта официального показа, французская картина «Эрнест и Селестина», которая получила всевозможные премии на всех фестивалях. Это один из самых интересных и добрых полнометражных мультфильмов за последние несколько лет, который можно порекомендовать для семейного просмотра.

Мультфильм получил самую престижную французскую премию в области кинематографии «Сезар». Сказочная история бельгийской писательницы Габриэль Винсент о дружбе медведя и мышки перешла со страниц книг на большой экран. Зрителям будет интересно понаблюдать, как между большим медведем и маленькой мышкой, которую он нашел случайно, возникает настоящая дружба. Детский рассказ с глубоким подтекстом о том, что для нашедших друг друга родственных душ совершенно не важны рост, вес, род занятий или еще какое условное различие, не оставит равнодушными ни маленьких зрителей, ни взрослых. Анимационный рисунок напоминает старинные открытки: нежные пастельные тона, никакой угловатости и кричащей яркости современной жизни. Краски картины прозрачны, и, наверное, именно поэтому ощущение легкости и некоторой необычности будет приятным послевкусием мультика. В общем, идеальный вариант для всей семьи.

Поскольку фестиваль ориентирован не только на детскую или семейную аудиторию, а представляет анимацию как жанр, то все, кто интересуется авторским кино, могли найти для себя массу интересного. Например, полнометражный фильм «Магазинчик самоубийств» – полная противоположность «Эрнесту и Селестине». Анимационный дебют Патриса Леконта, поставленный по роману Жана Теле, рассказывает о городе, где все пытаются покончить жизнь самоубийством. В магазинчике семейства Тюваш можно найти любое приспособление, чтобы свести счеты с жизнью. Но именно здесь появляется на свет самый жизнерадостный житель унылого городка – маленький Алан. И что в результате победит – оптимизм мальчика или самоубийственные наклонности взрослых, смогли узнать воронежские зрители. Мультфильм, по сути, жизнерадостный, но наполненный черным юмором и своеобразными шутками, конечно, не для каждого зрителя, для тех, кто любит необычность и трэш.

Еще одним подарком стало продолжение полнометражного мультфильма «Как приручить дракона» – сиквел сериала «Драконы и всадники Олуха». Канал Cartoon Network и Большой фестиваль мультфильмов подарили первый официальный русский показ воронежскому зрителю. Выход картины запланирован только на 2014 год.

Короткий метр

И как всегда фестивальную программу составлял большой мультипликационный блок для детей, разбитый по возрастным категориям. Здесь были и авторские подборки, и новые мультфильмы. Виктор Федосеев говорил о том, что российских мультфильмов становится все больше, хотя «в основном такая авторская анимация за редким исключением остается закрытой для широкого круга зрителей». Сложно рассказать обо всем, потому что времени, чтобы посетить каждый фестивальный показ, катастрофически не хватало.

С западной анимацией российский зритель знаком довольно хорошо, в отличие от отечественной, не считая, конечно, «Маши и Медведя», цикла о богатырях и вышедшей недавно в прокат «Снежной королевы», поэтому ограничусь словами исполнительного директора фестиваля о ней, а также о проблемах, с которыми приходится сталкиваться создателям авторского кино: «Мультфильмы студии Tandem films, номинированные на премию «Оскар», затрагивают темы более провокативные и эпатирующие. Для того чтобы смотреть западные анимации, надо обладать знанием их бэкграунда. Там акцент делается на сюжет. Что касается проката картин, то это проблема всей авторской анимации не только в России, но и в мире. Мультфильмы имеют больше фестивальную судьбу. Их можно потом найти в Интернете. Самая важная задача фестиваля в том, что он в дальнейшем оказывает влияние на судьбу анимации, так как для авторов это хорошая возможность увидеть реакцию зрителя и продолжить развиваться дальше. Кстати, многие идеи, которые появляются в авторской анимации, потом реализуются в коммерческих жанрах».

Не обошлось, конечно, без «Кота Саймона», заполонившего Интернет, а зал давился от смеха после просмотра не особенно толерантной «Гордости фламинго». Если говорить о русском коротком метре, то из наиболее известных на фестивале были представлены «выходцы» из сериала «Фиксики» – его продолжение музыкальные «фиксипелки», ставшие отдельным проектом. Особенно стоит выделить мультфильм «Чинти» петербурженки Натальи Мирзоян, созданный с помощью разных сортов чая, о муравье, пытавшемся построить Тадж-Махал. Это самая титулованная картина прошлого года. Невероятно кропотливая и сложная техника исполнения как антитеза компьютерной анимации. Я бы даже назвала его притчей, близкой по духу к анимации Юрия Норштейна, создателя «Ежика в тумане». Мультфильм Натальи Чернышевой «Снежинка» о холодной мечте африканского мальчика тоже не оставил зал равнодушным. Картины для самых маленьких можно охарактеризовать несколькими словами: милые, добрые, волшебные и почти не известные зрителю, захваченному в сети коммерчески выгодных западных фильмов, хотя многое из показанного снято и пять, и десять лет назад.

Конечно, не все понравилось. Иногда создавалось впечатление, что создатели мультфильмов ориентировались не на детскую аудиторию, а просто хотели сделать что-то, настолько выходящее за рамки, эпатирующее или наоборот непонятное, что маленький зритель уходил, недовольно поджав губки. Так, компания «Метрономфильм», представлявшая на фестивале свои серии «Колыбельные мира», «Везуха» и созданный по книгам Юрия Коваля цикл о коте, на мой взгляд, немного увлеклась философией и необычностью формы подачи материала. Коты, прыгнувшие со страниц книги, были хороши, а вот сериал про пса Кита показался не только мне, но и моим юным соседям по залу не очень интересным. Может, всему виной герои со смещенными ртами и носами... Неплохой текст, но корявая картинка радости не прибавили.

Выставочный зал

В этом году у поклонников анимации появилась уникальная возможность увидеть со стороны процесс создания мультфильмов. В Доме журналистов в течение всех фестивальных дней работала выставка, посвященная столетию российской анимации, так как в 1912 году в России была создана первая объемная мультипликационная сказка о непростой личной жизни жуков «Прекрасная Люканида» Владислава Старевича. Совместно с музеем кино здесь были представлены работы, эскизы, наброски и раскадровки, посвященные самым известным российским мультфильмам. Пробные версии Волка из "Ну, погоди!", Старухи Шапокляк и Дяди Федора, рабочий "комикс" к "Бременским музыкантам", разобранные на десятки элементов персонажи "Рикки-Тикки-Тави", почтальон Печкин в разных ракурсах и Карлсон с фрекен Бок… Уникальность выставки была в том, что многие из архивных материалов впервые были представлены широкой аудитории. В режиме нон-стоп выставку сопровождал показ мультфильмов..

А субботним вечером в книжном клубе «Петровский» прошла встреча с одним из лучших российских режиссеров-аниматоров Иваном Максимовым, рассказавшим воронежской публике о секретах мультипликации.

Мультипликация – это наиболее простой и доступный способ легко и весело поговорить о сложном. И никакие нотации и прописные истины не тронут душу человека так, как переживания нарисованного трогательного медведя или зайчонка. Мультфильмы всегда праздник и возможность погрузиться в сказку, но при этом вступить в диалог с режиссером и задуматься о сложных вопросах. И ничто так не поднимает настроение, как встреча с хорошим мультфильмом. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру