– Сергей Александрович, разговор хотелось бы начать с понимания официальной позиции ОАО «Желдорреммаш» в связи с сообщениями из регионов о сокращении работников на предприятиях холдинга. Что сегодня происходит на заводах и чем обусловлены эти процессы?
– Вы начали с животрепещущей темы. На предприятиях ОАО «Желдорреммаш» началась оптимизация численности штатного персонала. Сразу надо пояснить, что речь идет не о реально высвобождаемых работниках, а о сокращаемых должностях, которые включают незанятые вакансии, должности увольняющихся сотрудников по достижении пенсионного возраста, должности, укомплектованные работниками, осуществляющими свою трудовую деятельность по срочным трудовым договорам, которые истекают в ближайшее время, должности, которые меняют свое название и профиль в связи с происходящими в компании процессами реструктуризации и модернизации. Реальное количество сокращаемых на предприятиях сотрудников с последующим их выходом на рынок труда составит около 10%. Но сегодня мы находимся в таких условиях, когда лучше расстаться с 2–2,5 тыс. человек без ущерба для производства, нежели завтра с более чем 24000.
– Вхождение ОАО «Желдорреммаш» в состав локомотиворемонтного холдинга под управлением ООО «Локомотивные технологии» связано с теми процессами, о которых мы начали говорить?
– Взаимосвязь, естественно, есть. С декабря 2012 года заводы вошли в состав единого локомотиворемонтного Холдинга под управлением ООО «Локомотивные технологии», который объединяет несколько разнопрофильных активов, задействованных в процессе ремонта локомотивной тяги. Интеграция локомотиворемонтного комплекса неизбежно влечет реорганизацию и реструктуризацию производственных процессов. Происходит перераспределение производственных мощностей, что неизбежно приводит к оптимизации штатного расписания. Если приводить примеры организационных решений, то отмечу — нет смысла содержать недозагруженные, технологически устаревшие литейные производства сразу на нескольких заводах. Эффективнее на одном предприятии эти мощности усилить, модернизировать, а на других сократить. Кроме этого, неоправданно содержать управленческий состав на заводах и в управляющей компании, функции которых дублируются. Эти издержки необходимо минимизировать.
– В итоге получается, что сокращение численности персонала является следствием модернизации производства?
– Это явления взаимосвязанные. Не секрет, что методики определения штатной численности предприятий ОАО «Желдорреммаш» до недавнего времени определялись нормативами, созданными несколько десятилетий назад, т.е. еще со времен СССР. С тех пор много что изменилось, а главное, изменился подход к организации производственного процесса. То, что вчера делали 10 человек, сегодня могут произвести условно 8 человек. Потребность модернизации и оптимизации производственных процессов в ОАО «Желдорреммаш», а значит, и штатного расписания, назрела давно. Мировая практика показывает, что попытка «законсервировать» производство в надежде на его сохранение в существующем виде на максимально долгий срок приводит к устареванию производственных мощностей и профессиональных навыков, падению конкурентоспособности и в итоге — к банкротству предприятия. Таких примеров масса — начиная от завода федерального значения «Москвич» и заканчивая банкротством предприятий регионального уровня — Улан-Удэнской тонкосуконной мануфактуры в середине 2000-х годов и пр.
– Как будет проходить процесс сокращения персонала на предприятиях ОАО «Желдорреммаш»?
– Вся процедура сокращения будет проведена во взаимодействии с профсоюзной организацией и в строгом соответствии с нормами трудового законодательства Российской Федерации, условиями Коллективного договора ОАО «Желдорреммаш» и выплатой всех предусмотренных данными документами компенсаций. Для содействия трудоустройству высвобождаемых работников ОАО «Желдорреммаш» разрабатывает программы привлечения работников на другие свои предприятия, где они могли бы работать как на постоянной основе, так и вахтовым методом. Кроме того, предусмотрены программы, в рамках которых сотрудникам предприятий будет предложено пройти обучение для изменения профиля деятельности.
– Оптимизация численности имеет отношение к загрузке предприятий? Насколько сегодня заводы ОАО «Желдорреммаш» обеспечены заказами?
– Количество персонала естественным образом коррелирует с объемами загрузки производственных мощностей. Неудивительно, что при падении соответствующих объемов собственники вынуждены сокращать штат работников. Посмотрите аналогичные процессы в автомобильной отрасли — если падает количество продаж и заказов, то останавливаются конвейеры, рабочих переводят на сокращенную рабочую неделю или вообще увольняют, если экономическая ситуация не предвещает быстрого восстановления прежних продаж. Что касается наших текущих показателей, то в настоящее время объем загрузки мощностей локомотиворемонтных заводов составляет от 60 до 85%. Для той производственной инфраструктуры, которой мы сегодня обладаем, этого недостаточно.
– Ухудшение экономических показателей ОАО «РЖД» сказывается на заказах ОАО «Желдорреммаш»?
– Это неизбежно. Неблагоприятная экономическая конъюнктура на рынке приводит к ухудшению показателей по всем секторам отрасли. Известно, что спады в экономике в первую очередь «бьют» по промышленному производству. Те сложности, с которыми сталкивается ОАО «Желдорреммаш», характерны и для других крупных компаний. Далеко ходить не придется, посмотрите, что происходит на «АвтоВАЗе», «Форд-Соллерс» и других предприятиях, — падают объемы, сокращается персонал. По итогам января — марта 2014 года ОАО «РЖД» впервые получило убыток в размере 16 млрд руб., о чем заявил, выступая на заседании коллегии Министерства транспорта России, президент РЖД Владимир Якунин. Вспомните его же слова, произнесенные в марте этого года: «А то, что в прошлом году бывали месяцы, когда 260 тыс. наших работников были на неполном рабочем дне, кто-нибудь об этом задумывался?» Российская экономика сейчас переживает непростое время. ОАО «Желдорреммаш» сильно зависит от заказов ОАО «РЖД», которое является для компании ключевым клиентом. На фоне падения объемов заказов и отсутствия индексации тарифов на сервисное обслуживание мы вынуждены перестраивать систему менеджмента и подход к организации производства для снижения затрат.
– Каково сегодня финансовое положение ОАО «Желдорреммаш»?
– Давайте смотреть правде в глаза. Согласно аудиторскому заключению о бухгалтерской отчетности ОАО «Желдорреммаш», проведенному в первом квартале 2013 года аудитором PricewaterhouseCoopers, на конец 2012 года был зафиксирован убыток почти 1,5 млрд руб.
Для того чтобы избавиться от столь внушительного финансового бремени, надо было срочно предпринимать меры. Новый менеджмент при участии ведущих зарубежных специалистов железнодорожной отрасли разработал ряд программ, которые призваны переломить ситуацию, и уже приступил к их реализации. Выстраивается новая система работы с персоналом.
– Работа какого рода проводится с персоналом?
– По инициативе управляющей компании «Локомотивные технологии» запущена программа оценки персонала локомотиворемонтных заводов, по итогам которой формируется кадровый резерв высококлассных специалистов ОАО «Желдорреммаш». Вокруг этого «костяка» будет в дальнейшем выстраиваться штат предприятий. Для привлечения руководителей высшего уровня совместно с Международной ассоциацией общественных организаций ветеранов Военно-морского флота и подводников мы запустили программу трудоустройства уволенных в запас офицеров с хорошими управленческими компетенциями, с профильным техническим образованием и успешным опытом работы на машиностроительных и ремонтных предприятиях. На базе МИИТ они проходят переподготовку в соответствии с профессиональными требованиями на наших заводах. Например, сегодня руководителем Уссурийского завода назначен Слугин Геннадий Владимирович, капитан 1-го ранга, кандидат технических наук, с тремя высшими образованиями — Высшее военно-морское инженерное училище имени Ф.Э. Дзержинского, Военный учебно-научный центр Военно-морского флота «Военно-морская академия имени адмирала флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова», Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Ранее он служил на Тихоокеанском флоте и руководил судостроительными заводами.
– В условиях непростой экономической обстановки как ОАО «Желдорреммаш» выстраивает свою стратегию развития на ближайшую перспективу?
– Как мы уже отмечали, для того чтобы выжить в современных условиях, ОАО «Желдорреммаш» обязано меняться в соответствии с требованиями рынка. Как частный сервисный Холдинг под управлением ООО «Локомотивные технологии» мы должны быть рентабельными, доказывая свою эффективность. Если для выживания отрасли нам приходится принимать непопулярные меры в виде оптимизации численности персонала, то надо понимать, что это вынужденная мера. За счет этого мы можем позволить себе высвободить часть оборотных средств и направить их на реализацию инвестиционных программ, модернизировать производство, улучшать условия труда. Для примера отмечу, что в 2014 году инвестиционная программа превысит миллиард рублей. В частности, на УУЛВРЗ будет открыто новое производство тормозных колодок.
– Разделяют ли эту позицию российские регулирующие органы?
– Думаю, в Правительстве РФ понимают неизбежность таких процессов. Это внутренняя логика развития экономики и не подчиняться ей — значит обречь на вымирание свой бизнес, что для нас непозволительно. Не случайно относительно недавно председатель Правительства РФ Д. Медведев говорил: «Мы обязаны следить за состоянием дел на рынке труда и обязаны поддерживать социальную сбалансированность, но сохранять рабочие места любой ценой неправильно, так не делают ни в одной стране мира. Если возникает необходимость высвобождать работников, то на это надо идти, при этом, конечно, предлагая новые рабочие места. Только таким образом мы сможем изменить ситуацию и создать действительно высокоэффективную экономику, создать экономику, основанную на инновациях».