Полоса невезения
Департамент транспорта появился в структуре городской администрации в 2009 году. Возглавил его Д. Крутских, по случайному совпадению – владелец и соучредитель нескольких перевозочных компаний, между делом успевший защитить кандидатскую. Штат укомплектовали родственниками чиновников да людьми со связями. Вот только ни одного специалиста с опытом работы по организации дорожного движения среди них не оказалось.
Апофеозом их деятельности стала история с организацией в 2011 году выделенной полосы для маршрутных транспортных средств на ул. Плехановской. Не нужно быть крутым спецом, чтобы увидеть очевидную бредовость этой затеи при существующей системе пассажирских перевозок.
По этой улице проходит треть (!) всех городских маршрутов общественного транспорта. Каждый час к остановке подъезжают по 150–160 «Газелей», «Фордов», «ПАЗов» и большегрузных «сараев»! Специалистам со студенческой скамьи известно, что остановка не в состоянии пропустить за это время более 50–60 единиц! Что же делать остальным? Правильно: останавливаться за остановкой, перед остановкой, на перекрестке, во втором, а то и третьем ряду. Улицу захлестнули бесконечные перестроения и тревожные сигналы автомобилей, водители недоумевали и округляли глаза. Госавтоинспекция официально отказалась штрафовать водителей, попадавших в уготованную городской властью ловушку.
Пассажиры от такой новации счастливее тоже не стали. Очередь из автобусов начиналась задолго до начала полосы. От площади Заставы до гостиницы «Брно» (впрочем, как и обратно) автобусы двигались не быстрее пешеходов! Просуществовало ноу-хау недолго и авторитета городской власти не добавило.
Череда скандалов из-за передела рынка пассажирских перевозок и ряд возбужденных уголовных дел вынудили Д. Крутских в конце 2011 года освободить кресло начальника.
Не удалось дождаться грамотных и эффективных решений и от вновь назначенного руководителя управления А. Смольянинова, набиравшегося опыта в должности начальника банно-прачечного хозяйства «Чайка». «Банщик» скромно посидел в кабинете несколько месяцев и тихо ушел. Как говорится, «жаль, что нам так и не удалось послушать начальника транспортного цеха»!
Ударим автопробегом по бездорожью и разгильдяйству!
Летом 2012 года губернатор области А. Гордеев поручил создать специальную комиссию из представителей областной власти, местного самоуправления, правоохранительных органов и общественности, которая за месяц должна была разработать новую работоспособную модель администрации городского округа и переаттестовать городских чиновников. Даже постановление соответствующее было издано!
Вот и я решил помочь родному городу в кадровом вопросе. Написал главе региона письмо: озабоченность, мол, разделяю, идею поддерживаю. Как общественник готов поучаствовать в проведении переаттестации товарищей из управления транспорта, тем более что определенный профессиональный опыт и знания имеются.
Однако не по чину оказалась речь. Наше общественное движение удостоилось отписки руководителя одного из департаментов, в которой указывалось, что обращение было не по адресу: нужно было писать в департамент по развитию муниципальных образований, а не в департамент промышленности и транспорта. Но я ж не виноват, что секретарша положила письмо не в ту папку! Попытка разъяснить чиновникам норму федерального закона, требующую от них самостоятельно переадресовывать письмо в нужный отдел, успехом не увенчалась. Впрочем, комиссия к тому времени была уже сформирована.
Когда я посмотрел на персональный состав, то немного засомневался в ее назначении: тут тебе и представители УФСБ, и ГУВД, и даже один известный ученый, но в основном, конечно, действующие чиновники. Сложилось впечатление, что в первую очередь будут проверять наличие лояльности, а не профессионализма.
Были в комиссии и представители общественности. Но вот фамилии этих общественников до боли знакомы по прежним и нынешним высоким должностям, а логотипы возглавляемых ими общественных организаций давно красуются на официальных сайтах местных органов власти. Иными словами, чужие здесь не ходят. Тем не менее специалистов по транспортным проблемам среди членов комиссии обнаружить не удалось.
Так, что насчет создания “эффективной модели” городского управления я не сомневался, а вот за качество аттестации транспортных управленцев переживал. Ведь для того, чтобы экзаменовать, нужно самому быть в курсе.
В общем, сотрудники управления благополучно переаттестовались и продолжили работу. После небольшой паузы им подобрали другого руководителя – А. Анисимова. Фамилия новая, но суть прежняя: опять из перевозочного бизнеса, тоже подающий надежды кандидат наук, как и Д. Крутских. Неужели, действительно, так «узок круг этих революционеров»?
Ну, а на дорогах без позитивных изменений: все те же оголтелые маршрутки в погоне за рублем, безграмотная разметка и парадоксальные знаки, вызывающие то смех, то негодование автомобилистов.
Не верь глазам своим!
Минул год. Подоспела предвыборная суета 2013-го. Собравшийся было стать мэром Г. Чернушкин вновь заводит старую песню о главном: «Мы разделяем озабоченность общественности сегодняшней квалификацией чиновников, и мы будем вести работу в этом направлении… Уже даны поручения по созданию кадрового резерва, подготовке и проведению открытых конкурсов на замещение вакантных должностей и идет разработка ключевых показателей эффективности». Красиво, черт побери! Похоже только, что вместе с несостоявшимся мэром канули в лету и его поручения.
А «транспортный цех» мэрии тем временем продолжает поражать своими ошеломительными решениями. Количество жизненно опасных ляпов даже на только что реконструированных участках дорог просто зашкаливает. Вот лишь несколько свежих примеров.
После ремонта пер. Ясного на пересечении его с ул. Солнечной со всех трех сторон дороги стали главными! У пешеходов тоже засада: начинаешь переходить по знакам, но оказывается, что они тебя оберегают только до островка безопасности посередине дороги. Дальше знаков нет – как получится. По соседнему переходу пойдешь – упрешься в барьерное ограждение метровой высоты. Ну, все для людей!
Очередная реконструкция: расширили ул. Колесниченко у самолета. Новый асфальт на проезжей части, модная плитка на тротуаре. Но опять свежие знаки приоритета загоняют водителей в ловушку: все на главной! Бейтесь, господа! ГАИ виновного среди вас всегда найдет! В обоих случаях оперативное вмешательство общественности помогло избежать большой беды, знаки поменяли, но опасность повторения таких ляпов не исключена.
В Отрожке, в районе техникума, семиметровую дорогу разделили пополам сплошной линией разметки. Останавливаться в таких узких местах ПДД запрещают. Причем всем! Даже маршрутным автобусам на обозначенных остановках! Благодаря такому «профессионализму» водители маршруток автоматически стали не только хроническими нарушителями правил, но и виновниками километровых пробок!
Дефицит знаний зачастую проявляется в бессмысленном наборе дорожных знаков, установка которых явно противоречит не только требованиям стандартов, но и здравому смыслу. Представляю оторопь иногороднего водителя, попавшего на пересечение ул. Чапаева и Матросова: более 20 (!) металлических стоек дорожных знаков на перекрестке! Как черт из табакерки – одностороннее движение посередине перекрестка! Глаза на лоб лезут от такого наплевательского отношения к государственным стандартам! К чему было этот огород городить?
Сложившаяся практика наводит на мысль, что это не случайность, а система, обусловленная отсутствием необходимой квалификации. В прежние времена такую работу иначе как вредительством не назвали бы. Со всеми вытекающими… И ведь все эти проекты не только разрабатывали, но и согласовывали, утверждали, принимали в эксплуатацию. «Кто все эти люди!?» – хочется спросить у мэра с губернатором!
Надежда умирает последней!
Статистика аварийности констатирует: по-прежнему каждое третье ДТП связано с неудовлетворительными дорожными условиями. И это не только гололед. Это еще и неграмотное размещение остановок, пешеходных переходов, отсутствие разметки, знаков, ограждений, освещения. Автомобилистам проехать по Воронежу все труднее и опаснее. Пассажирам и пешеходам – не легче. К сожалению, пять лет с момента создания управления транспорта в структуре городской администрации, как и «День взятия Бастилии», – прошли впустую.
Были, конечно, и помпезная презентация «Комплексной схемы организации дорожного движения», и громкие заявления про метро со скоростным трамваем, канувшие в лету программы приобретения 500 новых автобусов и 200 троллейбусов, обещания строительства десятка двухуровневых развязок, по некоторым из которых мы должны были поехать уже в этом году. Однако какого-либо заметного влияния этих прожектов на качество жизни горожан, пропускную способность дорог и безопасность движения транспорта пока не наблюдается.
Но не все еще потеряно: на носу выборы губернатора. Мы вновь слышим из его уст знакомые слова о «неэффективной кадровой политике» и «деградации в системе госуправления». Может, хоть на этот раз они что-то изменят? Хотя бы в одной, отдельно взятой, дорожно-транспортной сфере!