День дорожного сурка

На воронежских дорогах идет спектакль о безнаказанности коррупции

На воронежских дорогах идет спектакль о безнаказанности коррупции

Ремонтники с большой дороги

На дорогах Воронежа день сурка: асфальт размыло растаявшим снегом, вызвав проклятия автомобилистов и бессчетный ущерб их машинам, времени и нервам – под трибунные речи начальников о борьбе с коррупцией, напоминающей вечную борьбу котов со сметаной. В которой всегда побеждает сметана.

Вот сводки за последний год.

1 марта прошлого года на набережной Авиастроителей маршрутный ПАЗ провалился в огромную яму, которая два года назад уже зияла здесь.

15 марта улицу Донскую перекрыли из-за провала в асфальте. Причем отремонтировали ее в декабре, и основательно - за 40 млн рублей.

В апреле КСП обнаружила, что стоимость асфальта на ремонт Московского проспекта была завышена на 20 млн руб. Тогда же шеф управления дорог Воронежской области Александр Трубников сообщил: на строительство развязок потребуется три миллиарда рублей, на новые дороги - 574 миллиона. Причем все работы проведут по новым технологиям (тогда Трубников еще не знал, сколь интересные технологии вскоре найдут в его гараже федеральные опера). А мэрия в апреле пообещала полностью и срочно, за лето, освоить миллиард, выделенный на дороги в 2013 году; конкурсы уже проведены и контракты заключены.

Декабрь-2013: мэр Гусев продолжил славные традиции класть асфальт в снег. До декабря ремонта на дорогах видно не было, а зима наступила, и началось.

8 января 2014-го в СМИ появилось второе открытое письмо дорожных фирм к губернатору Гордееву: «После затишья, связанного с неразберихой после ареста Трубникова, дорожников снова обкладывают данью со стороны дорожной администрации в том же размере, что и ранее. Распределение всех без исключения подрядов проходит по указанию Прохорова В.А. Аукционы… носят формальный характер. Перед торгами Прохоров либо его подчиненные звонят участникам и диктуют свои условия, заключающиеся либо в отказе от участия, либо в выплате чиновникам взяток. Перед новым годом руководителям ряда крупных дорожных организаций раздались звонки из упрдора с просьбой отказаться от участия в аукционах стоимостью около 1 млрд. рублей. В обмен сильные мира сего обещали нам небольшой объем работ с других контрактов, заботливо предупреждая, что в случае неповиновения их воле работы мы все равно не сдадим, а значит, не получим денег… Господин Прохоров В.А., исполняя обязанности руководителя, не терял времени даром, а искал себе влиятельных покровителей в органах власти, которые помогли бы ему занять место руководителя управления…

Контракт стоимостью более 5 млрд рублей находится на генподряде у уже знакомой всем ЦДС «Дорога», которая только в качестве генподрядных каждый месяц получает около шести миллионов рублей – это не говоря о том, что приходится заносить в конвертах (читать в мешках)… По нашим данным, такой фирмой «альфа-самцом» окажется организация, создаваемая на мощностях бывшего гиганта «Дорспецстрой», ранее принадлежавшего г-ну Пойманову С.П. (сейчас находится в стадии банкротства), а в настоящий момент через аффилированные структуры приобретается чиновниками областного правительства.

Прохоров также имеет подконтрольную проектную организацию, через которую проходят почти все госконтракты упрдора, связанные с разработкой проектов».

На первое письмо подрядчиков о коррупции в прошлом году глава «упрдора» Трубников ответил решительно: «Вопиющим является заявление о каких-то поборах, откатах… Все процедуры размещения заказов контролируются ФАС, управлением госзаказа и организации торгов, правоохранительными органами, жалоб на действия нашего управления в которые не поступало».

Тогда же по указанию губернатора контрольное управление проверило жалобу и объявило, что Трубникова оклеветали, а в плохих дорогах виноват мэр Колиух.

Уже после этого спектакля опера накрыли гаражные закрома с мешками налички. О проверке «специалистов» КУ никто и не вспоминал.

И вот второе письмо, и «отцам» надо бы что-то рассказать народу о неравной борьбе с коррупцией, а контрольному управлению опять объявить его клеветой на честнейших чиновников. Тем более, что сметана нынче хороша, как никогда: пять лет назад на дороги воронежские давали миллиард, а сегодня – пять! Это сколько ж недвижимости и феррари всяких купить можно!

Но «отцы» письма как бы и не заметили. Губернатор потребовал, чтоб средства дорожного фонда расходовали эффективно, а «шабашников» к ним не допускали. Шеф «упрдора» Прохоров заверил власти, что капремонт 4 участков и ремонт 89 участков дорог выполнены полностью, освоение средств на три года вперед распланировано.

…А мы с мужиками стояли возле машины с убитой подвеской и спорили: дорога, которую построили рабы в древнем Риме, - лучше этой или хуже? Ведь ту не ремонтировали больше тысячи лет, а на эту мы скидываемся регулярно, но каждую весну и осень она возвращается в прах.

Иных уж нет, а те сбежали

На улице Ломоносова, где уже выполнен аварийный ремонт, иномарка осталась без двух колёс, на Ильюшина - ямы под водой на дороге рядом с АЗС; там даже фуры еле выбирались из колдобин, и по дороге к трассе Воронеж-Курск возникли дикие пробки. А в блогах пишут: да тут и трактор останется без гусениц! Положили в ямы старые покрышки, но они уши под воду! А ведь дорогу эту по два раза в год ремонтируют!

Мэрия потом доложила: уф, залатали; площадь выбоин составила 70 квадратных метров, на них ушло 10 тонн щебня и 16 тонн асфальтобетона.

Автомобилисты фоткают безобразия на дорогах и отправляют в инстанции, но безответно, а управление дорог мэрии радостно доложило, что в прошлом году на ремонт потратило 1,54 млрд рублей! А в этом году будет хуже: из-за кризиса расходы на дороги сократили на 470 млн рублей.

Директор ПКЦ «Дорстрой» Василий Золотов, бывший босс злополучного ОАО ЦДС «Дорога», разъяснил населению: «Говорить, что дорожное строительство - золотое дно – глубокое заблуждение» и осудил письма подрядчиков о коррупции. Мол, не нравится что – стукни кулаком и уходи, а кляузы писать – не мужское дело. И что субподрядчики влачат жалкое существование и работают лишь за то, чтоб о них никто не думал плохо. А дороги безобразны потому, что в Воронежской области на них маловато денег выделяют.

17 февраля мэр Гусев потребовал избавить дороги Воронежа от ям. Пока залатать, а когда потеплеет, ремонтировать. Уже на сорока объектах залатали, а всего предстоит освоить на дорогах миллиард рублей.

Тем временем жители Советского района подняли скандал: в декабре на участке улицы Перхоровича от Южно-Моравской до проспекта Патриотов в дождь и грязь наложили «ямочного ремонта», а в феврале снег сошел, и опять та же разруха. Хотя контроль был тотальным: на одного рабочего - десятки проверяющих, и мэрия отчиталась, что в районе отремонтированы 40 улиц, включая названные. И прежние ямы остались на Героев Сибиряков и Домостроителей. Победа сметаны оказалась сокрушительной!

Год назад воронежские дороги признали одними из самых опасных в России, дороги которой – одни из самых опасных в мире. Но за год направления Воронежа опустились в рейтинге еще на 8 позиций, несмотря на освоенные миллиарды.

Единственный выход из этой порнухи в интернете увидели таким: закатали б хоть одного ворюгу в асфальт, глядишь, остальные б остереглись. Ведь очевидно всем: из дорог наших выжимают все, что можно, и чего нельзя, как в старом анекдоте про лечение алкаша: ну, Мурка, еще хоть пару капель!

Если на проспекте Патриотов (!) асфальт образовал пластилиновые колеи, то ведь где-то в архивах лежат документы с подписями о том, сколько денег и как качественно в него вложили, и всем подписантам надо бы предъявить обвинения за ограбление воронежского бюджета в особо крупных. Как и зажмурившейся армии правоохранителей и всяких контрольных управлений.

А ведь это – проспект! Что уж говорить о малых улицах. На Молодогвардейцев, идущей к тому проспекту, я не раз и сам видел, как ляпают асфальт и в дождь, и в снег, и много лет уже там приходилось ездить слаломом. Но не удивлюсь, если на ремонт дорог в районе списано столько, что хватило б на магистраль Воронеж-Париж.

Какие суммы ни осваивают, как ни борются с трибун с коррупцией, итог один: каждую весну Воронеж погружается во мглу бездорожья. Ни современная техника, ни новейшие технологии не спасают, а поступления траншей «на дороги» неизменно приводят к всплеску спроса на рынках элитной недвижимости и дорогих автомобилей.

Семь лет назад, во времена Кулакова, Воронеж посетил знаменитый клоун и о главном своем впечатлении сказал: за дороги, которые в вашем городе отрывают колеса автомобилям, надо обрывать ноги властям! Тогда в Воронеже подрядчикам велели заново ремонтировать дороги за свой счет - хотя вор, вообще-то, должен сидеть в тюрьме, а не переделывать свою «работу». «Единая Россия» масштабно пиарилась, как она добыла для Воронежа 668 млн рублей из госбюджета на дороги, и по всем автобусам валялись яркие буклеты с логотипом «Спасибо «Единой России» за качественные дороги!». Губернатор Кулаков отобрал дорожные деньги у города и гарантировал жестокий за ними контроль, а потом городская Дума подняла скандал: обладминистрация отдала все работы придворным, сметы завышены втрое, а вместо ремонта дороги тупо заляпали асфальтом по дождю и снегу.

При этом Воронеж оказался образцово-коррупционным: у соседей в Белгороде, Липецке, Курске, Тамбове и Орле на меньшие деньги дорог починили больше и качественней. Зато у нас была тьма спецкомиссий из «общественников» и ученых, депутатов, чиновников мэрии и обладминистрации, сотрудников прокуратуры и ГУ МВД, Росфиннадзора и ФГУ «Росдортехнологии», ФАС и т.д. Изучали в лабораториях пробы покрытия, устраивали круглые столы и внезапные проверки, писали предписания и иски в суд, направляли материалы в следственные органы, даже возбуждали уголовные дела – но дороги оставались позором, а дела тихо спускали на тормозах.

Импотенция становилась анекдотом: в августе 2008-го на Московском проспекте масштабная реконструкция дороги по новым технологиям, с георешёткой под асфальтом, закончилась провалом. Следом за три дня издохла дорожная разметка, нанесенная под носом обладминистрации (импортные светоотражающие полимеры из Англии с противоскользящим эффектом), на переходе к оперному театру.

В 2011-ом новенькую набережную Масалитинова сделали к великому 425-летнему юбилею Воронежа по «новейшим технологиям» и тут же пришлось менять асфальт, бордюры, люки… Стыд, наручники? Да ни боже мой!

Виноват Волан де Морт!

Коррупция на дорогах правит не только в Воронеже. Москва в год тратит на ремонт около миллиарда долларов, и бизнесмены из Европы утверждают, что на эти деньги можно не только закупить парк новейшей дорожной техники и выполнить все работы, но и стать миллионерами.

Общий объем дорожных фондов перевалил за триллион рублей. Но главное вот что: самые крупные заказы на дорожное строительство в Москве получили фирмы друзей президента: АРКС Геннадия Тимченко и «Мостотрест» Аркадия Ротенберга. Помощь другу - святое дело! Именно поэтому 5 км дороги в Сколково обошлись в 5 миллиардов. За эти деньги весь участок можно покрыть слоем черной икры в пять сантиметров! Торжественную церемонию ее открытия освятили первый вице-премьер Шувалов, губернатор Московской области Громов и замминистра транспорта Белозеров. А дорога разрушилась через девять месяцев после открытия движения. Ее даже принять в эксплуатацию не успели!

Вот частный случай: подрядчики ошиблись и качественно положили асфальт – на нем и через два года не было ни трещинки. Но дорожное начальство велело его снять и положить другой. Через полгода пошли выбоины, на дорогу выделили новые средства и бодро принялись их «осваивать»; система вернулась к гармонии.

Диагноз очевиден: при этой власти гангрена неизлечима. Она расползлась по всей стране, но у Воронежа собственная гордость: в марте 2012-го по проекту «Дороги России» исследованы 22 города, и наш стал худшим! Хотя денег на дороги в 2012-м здесь выделено больше 5 млрд рублей.

…Недавно приезжал из Москвы приятель и уехал расстроенным. Зря я поехал на Лексусе, сказал он. Лучше б на самолете, а здесь на такси – дешевле вышло бы. Да и время б сэкономил. Бедняжечка мой Лексус, давненько ему так не доставалось! Я бывал в соседних с вами Волгограде и Белгороде; там дорогие другие, и движение меньше 20 км в час – нонсенс, это уже считается пробкой!

А чиновники административные, надзирающие и правоохранительные выглядывают на воронежские дороги из-за штор в своих кабинетах и сладко жмурятся.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру