Инвест-ребусы

Про инвестиционный климат, риски и потенциалы регионов

Стагфляция экономики (стагнация с высокой инфляцией), снижение роста ВВП, сокращение экспорта, снижение инвестиций и налоговых поступлений с учетом инфляции, ослабление рубля – лишь основные индикаторы общего неблагополучия с экономикой РФ. Высокие госинвестиции в федеральные проекты и ОПК сохранили в 2013 г. весомые темпы роста всех показателей экономики Воронежской области, хотя они и упали в разы по сравнению с 2012 г.

Про инвестиционный климат, риски и потенциалы 
регионов

Единственным драйвером роста экономики РФ аналитики назвали потребление. Но и этот драйвер, вероятно, вскоре затухнет в связи со снижением роста средней зарплаты, прибылей бизнеса, нефтегазовых доходов и бюджетных расходов. К тому же, стоимость труда приблизилась к развитым странам, а отставание по его производительности осталось, примерно, на советском уровне.

В целом «Эксперт РА» считает, что «успех в конкуренции для инвесторов в ближайшие годы обеспечит сочетание институциональных мер и вложений в инфраструктуру регионов». К регионам, способным на подобное, он относит Ленинградскую, Липецкую, Калужскую, Свердловскую, Ульяновскую, Ростовскую области и Татарстан. Воронежская область в их число не попала.

Как известно, вложения в инфраструктуру тянут за собой инвестиции в другие виды деятельности. Руководитель департамента экономразвития Анатолий Букреев сообщил, что основным путем развития является дальнейшее формирование инфраструктуры для инвесторов. Возможно, чиновники полагают, что понастроят площадок для инвесторов, и они туда сбегутся. Но тот же «Эксперт РА» под приоритетом инвестиций имеет в виду общую инфраструктуру региона, а не избранные площадки для инвесторов. Качественную общую инфраструктуру в области надо создавать и для них, и для населения. По ней и оценивается инвестиционная привлекательность (ИП) региона, а не по неким отдельным площадкам. Развитая инфраструктура, как правило, и означает экономику с высоким качеством жизни.

Инвестиционный климат и риски

С 2014 года по прямому поручению президента РФ В. Путина вводится региональный инвестиционный стандарт и национальный рейтинг состояния инвестклимата в регионах РФ. Стандарт разработан на базе опыта 15 наиболее успешных регионов. Чего-то новенького в документа я не обнаружил. Все уже формально есть, но реально не работает. По внедрению стандарта Воронежская область числится в передовиках, а по реальной инновационной деятельности и освоению передовых технологий – в отстающих. Впрочем, главную проблему РФ и регионов - создания новой индустрии и инновационного сектора - стандарт обошел стороной.

Затея эта вряд ли поспособствует развитию нашей области, этап пройденный, а вот новые рейтинги от «Эксперт РА» по инвестклимату, рискам и потенциалам помогут обсудить некоторые особенности экономики региона. В 2013 году инвестклимат сохранился на уровне прошлогоднего. По рангу интегрального риска область поднялась на три ступени - на 6-е место. Выше - Ленинградская, Белгородская, Липецкая области, Санкт-Петербург и Краснодарский край.

На две ступени вырос ранг финансового риска, на одну - управленческого, сохранился на том же уровне ранг экологического риска. Традиционно остается высоким экономический риск, хотя и значимо снизился – ранг 16 в 2013 г. (2012 г. – 26) и социальный риск – 15 (2012г. - 24).

Ранг интегрального риска области в 2013г. оказался столь низким потому, как у регионов-конкурентов имеется хотя бы одна провальная составляющая. У нас таких провалов нет. Например, у Ленинградской – экологический риск (ранг 46, из-за АЭС). Но и у нас АЭС налицо. В Белгородской - высокий финансовый риск (ранг 39) и управленческий (32). Неожиданный, однако, провал у одного из самых успешных губернаторов, занявшего 5 место по эффективности в РФ. У Липецкой – ЭР (30), у Санкт-Петербурга – криминальный (31) и ЭР (48).

В рейтинге по интегральному потенциалу в 2013 году наша область поднялась на 2 ступени - на 21-е место. Сравнительно низкими остаются ранги производственного потенциала, финансового, институционального, инновационного, инфраструктурного, трудового, туристического и природно-ресурсного. Доля области в экономике РФ практически не растет. В 1996 году по общему потенциалу мы были на 17-м месте, в 2010 г. – на 23-м.

Не всё то инвестиции, что блестит

В структуре инвестиций в Воронежскую область преобладают госрасходы на ОПК, НВАЭС, федеральные дороги. Инвестиции в ОПК несут в себе высокие экономические, финансовые, социальные и коррупционные риски, как показал опыт СССР и РФ. Они носят в основном затратный характер, превышающий возможности государства, а доля мирной продукции и двойного назначения очень низка.

Проверка Генпрокуратурой в конце 2013 г. только двух крупных организаций ОПК (ОАК и ОСК) привела к возбуждению 48 уголовных дел с оценкой общего ущерба в 22 млрд руб. А еще 43 материала находятся на стадии доследственной проверки. В Воронеже после банкротства Инвестбанка выяснилось, что в нем хранились деньги концерна «Созвездие». Спрашивается, почему не в Сбербанке или ВТБ? В целом ОПК ни по научным, ни по техническим возможностям, ни по человеческому капиталу не способен в настоящее время эффективно осваивать огромные бюджетные средства.

На недавнем заседании правительства области была, наконец, поднята застарелая проблема легализации оплаты труда в неформальном секторе экономики. Доля занятых в нем держится уже много лет на уровне 32-38% и не снижается. Возможно, лед, наконец, тронется. И дождемся роста поступлений налогов из теневого сектора и начала его легализации. Давно пора.

В РФ при очень высокой коррупции эффективность инвестиций примерно вдвое ниже, чем в других странах. И если в Китае инвестиции в объеме 40% ВВП дают прирост ВВП на 10%, то у нас 5-6%. Потому как в Китае коррупция примерно втрое ниже.

В число 20 крупнейших проектов области не входит ни один проект по обрабатывающей промышленности с высокой добавленной стоимостью, что означает продолжение ее общей деградации. Поэтому Воронеж и торчит все время в ауте по отгруженной промышленной продукции. Инвестиции уходят большей частью в с/х. А ждать прибылей и роста налогов от аграрного сектора наивно. Зато Воронеж и область - лидеры по теневой экономике и аутсайдеры по отгруженной продукции.

Народ говорит: не все то золото, что блестит. Так и инвестиции сильно разнятся по качеству. Одни улучшают жизнь людей, а другие нет. Плюсом области является значительная доля инвестиций в ВРП – (35-45)%. В РФ – около 20% ВВП. По теории это обещает ускоренный рост экономики региона. Но инвестиции эти в основном не рыночные, не эффективные. Поэтому по второстепенным показателям область в рейтингах - лидер, а по главным - выпуску пром. продукции, ВВП, бюджетной обеспеченности – аутсайдер на душу населения.

Слабое развитие (точнее - деградация) обрабатывающей промышленности – главный конкурентный недостаток области, который не компенсируют приоритетные и значимые инвестиции в с/х и федеральные проекты. Ну а жителям Воронежа без разницы, чью говядину, свинину или птицу покупать, белгородскую или воронежскую. Было бы мясо подешевле и качественное. А вот в дорогах, ухоженных дворах, инфраструктуре, садиках, школах, качественном образовании, медицине и в стабильных рабочих местах воронежцы заинтересованы кровно. А их налоги, к сожалению, уходят в основном в с/х и в ОПК. Поэтому и имеем то, что имеем.

Но еще важнее приоритетные инвестиции в человеческий капитал, в повышение качества жизни, в улучшение здоровья, профессионализма, культуры, трудовой этики и нравственности. Без этого инвестиции в экономику не результативны. А в области одна из самых низких зарплат в стране у учителей, преподавателей вузов и врачей. Отсюда недокомплект медиков в области составил в 2013г. 37%. Руководитель департамента здравоохранения В. Ведринцев сообщил, что за 2013 год реальная зарплата медработников существенно выросла. Неплохо, но, судя по нехватке врачей, этого мало, проблема не решена. Да и манипулирование подобными цифрами неубедительно. В России доля расходов на здравоохранение - 4% ВВП, на образование – 3%. В ЕЭС на медицину, на образование тратят в 1,5-2 раза больше. Германия инвестирует в здравоохранение 11,1% ВВП, Эстония – 6%; Чехия – 7,4%; США – 17,9%. В Воронежской области доля здравоохранения и соц. услуг в 2011г. составила 4% ВРП. И поскольку ВРП на душу населения примерно в полтора раза ниже среднего по РФ, медобслуживание в регионе остается одним из худших.

Если у нас хорошая медицина, то почему вся элита страны лечится и оперируется в Германии, США, Израиле и т.д.? И наших, даже тяжелобольных детей, не желают власти оперировать и лечить внутри РФ, если это стоит дорого.

Для улучшения здоровья населения необходимо в 2-3 раза повысить общие и государственные расходы на здравоохранение в долях ВВП и ВРП, а не в пиарных процентах от нищенского уровня зарплат.

От федеральных проектов и инвестиций отказываться, конечно, трудно и нерационально. Правильно, что губернатор ратует за рост вложений в ОПК. Именно они позволили области неплохо завершить 2013 год. Но истинную цену, значимость и эффективность подобных проектов за счет налогоплательщиков понимать и знать необходимо. И что драйвером развития ОПК давно быть уже не может, сколько в него денег ни вкладывай. Наступили иные времена, времена конкуренции, человеческого капитала как главного фактора развития, а на рынках - мирной продукции, науки, инновационной экономики. И если от медицины, образования, науки, инфраструктуры, качества жизни куда-то что-то уходит в больших размерах, то потери эти ничем не скомпенсируешь.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру