Копать – не перекопать

Черная археология – безобидное увлечение или серьезная проблема?

Годы идут, а отношение к поиску сокровищ так и не изменилось. Так называемые черные археологи действительно существуют. Такие копатели наносят серьезный ущерб истории государства.

Черная археология – безобидное увлечение или серьезная проблема?

Поиск кладов идет, как правило, в тех местах, которые относятся к памятникам археологии. Это не просто уничтожение и повреждение артефактов культуры. Это убийство вещи! Вещь, вырванная из своего археологического контекста – это человек без языка. Иногда бывает гораздо важнее узнать, какая история связана с той или иной находкой, что ее окружало, чем просто оценить блестящий металлический предмет. Таких убийц вещей чаще называют черными копателями, черными археологами или по старинке бугровщиками и «счастливчиками». Буграми в Сибири называли скифские курганы, которые безжалостно разграбили еще в XVII - XVIII веках, а «счастливчиками» обитатели украинских степей окрестили грабителей все тех же скифских захоронений. Работают черные археологи как поодиночке, так и группами. Все зависит от масштабов объекта раскопок и от того, насколько можно доверять своим «коллегам». В любом случае, группа нелегальных копателей обычно насчитывает не более четырех человек: так лучше делить добычу. Ценные находки сдаются перекупщикам. Ни с какими антикварными магазинами и тем более комиссионками копари не работают. Кроме того, некоторые из них наивно полагают, что порой даже приносят пользу науке. И действительно: о многих захоронениях ученые, у которых нет ни денег, ни достаточного количества сотрудников, способных охватить весь фронт работ, узнают именно от черных археологов. Тех самых, кто, опережая специалистов, продолжает вести свои грабительские раскопки, ежедневно покушаясь на нашу историю.

Мародеры из «черной гильдии» оставляют после себя черную дыру в земле и для науки. «Счастливчики» хорошо оснащены технически — у них самые современные металлоискатели, щупы и прочее спецоборудование для поисковых работ. Они располагают самыми точными картами, отлично разбираются в истории и археологии, прекрасно осведомлены о конъюнктуре мирового рынка раритетов. По оценке Института археологии РАН, черные археологи, оснащенные таким образом, вскрывают ежегодно в поисках сокровищ не менее тысячи раскопов. Многие из них, возможно, являются единственным ключом к неразгаданным тайнам истории.

По данным ООН, черная археология входит в десятку самых прибыльных занятий нелегальным бизнесом – наряду с такими монстрами, как торговля оружием и наркотиками. Простой обыватель и любитель археологии далеко не всегда представляет себе ценность найденных предметов. Однако это прекрасно осознают профессиональные археологи, которые ввиду нищенской зарплаты все чаще уходят в криминальный бизнес.

Открытый лист

Открытый лист – разрешение на право производства раскопок археологических памятников в России и СССР. В других странах обычно называется «разрешением на производство археологических раскопок». В зависимости от характера полевых исследований, открытые листы имеют четыре формы:

Форма № 1 - на право производства раскопок памятников археологии и разведок их.

Форма № 2 - на право производства разведок с частичным вскрытием небольших участков (до 20 кв. м) памятников с разведывательными целями.

Форма № 3 - на право производства разведок без производства каких-либо земляных работ на памятниках.

Форма № 4 - на право производства охранных раскопок памятников, разрушаемых при строительно-земляных работах или находящихся в аварийном состоянии.

Срок действия открытого листа обычно составляет один год; получить его могут лишь профессионалы-археологи со специальной подготовкой для проведения раскопок. Условием выдачи листа является предоставление научного отчета о результатах раскопок. Ведь сам этот процесс по своей природе приводит к уничтожению культурного слоя; в отличие от лабораторных экспериментов, процесс раскопок неповторим. Поэтому во многих государствах для их осуществления требуется особое разрешение. В РФ (как и до этого в РСФСР) разрешения (открытые листы) выдавались Институтом археологии Академии наук. С конца 2009 года право выдачи разрешений было передано в Росохранкультуру.

Разбитая посуда приносит удачу?

Законы о найденных кладах существуют везде еще со времен Древнего Рима, и суть их проста – так или иначе ты должен сдать их государству для описи и оценки, а государство определит твою долю в найденном. Популярность черной археологии в последнее время выросла до такой степени, что существуют фирмы, предоставляющие такие услуги, как охота за сокровищами – в виде туризма и экстремального спорта. Немало поспособствовали росту интереса к кладоискательству серия фильмов "Tomb Raider" ("Расхитительница гробниц"), вышедшая вскоре компьютерная игра по мотивам ленты, а также отечественный фильм "Мы из будущего". Несмотря на то, что за разграбление памятников археологии теоретически может последовать наказание по ст. 243 УК РФ "Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры" (которая предусматривает до двух, а в отношении особо ценных объектов или памятников общероссийского значения и до пяти лет лишения свободы), возмездие наступает крайне редко. «Черных» копателей очень тяжело взять, что называется, с поличным, а если это и удается, то действительно крайне сложно доказать их вину. Сотрудники инспекции по охране памятников, вооруженные лишь законами, не могут самостоятельно бороться с копателями-нелегалами. Борьбу с грабительскими раскопками по «наводкам» населения и инспекции должна вести полиция. Однако положительных примеров сотрудничества органов внутренних дел с органами охраны памятников практически нет. Так или иначе, а черная археология привлекает все больший интерес, и далеко не всех интересуют древности. Многие охотятся за оружием времен Второй Мировой, а кто-то просто ищет чермет и цветмет, и порой находит очень ценные для науки вещи. Но делиться найденным не собирается.

Не там ищете!

Недавно Госдума приняла в первом чтении комплекс поправок к законам об охране памятников археологии и объектов археологического наследия, что вызвало определенный резонанс в определенных же кругах. Археологи-любители заявляют, что их лишают любимого хобби. А наказать могут практически любого дачника, нашедшего древнюю монету. Это все равно, что запрещать рыбалку для всех с целью борьбы с десятком браконьеров. Однако в России (да и не только) археологи ежегодно натыкаются на множество варварски разграбленных захоронений. Если ученые осторожно, с помощью специальных инструментов снимают один культурный слой за другим, то современные копари оставляют после себя месиво. Ведь достаточно даже извлечь монету или наконечник стрелы, чтобы исказить всю картину, а возможно, лишиться важного научного открытия. Опустошенный курган это как человек, лишенный памяти, который больше ничего не сможет рассказать.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру