Художества и эксгибиционисты

«– Овсом оно, конечно, способнее! – воскликнул Остап. – А Рубенс-то с Рафаэлем дураки – маслом старались! Мы тоже дураки, вроде Леонардо да Винчи».

Ильф и Петров, «Золотой теленок» 

Художества и эксгибиционисты

Воронежскую область уже от многого зачистили: от промышленности, сельского хозяйства, от инженеров, рабочего класса и крестьянства. Зачистили и СМИ – с совершенно очевидной целью. Теперь пришла пора почистить культуру. Для этого искусство должно сменить собственника и принадлежать не народу, как завещал дедушка Ленин, а его трактователям типа Марата Гельмана, его соратникам и поклонникам, устами одного из которых Воронежская академия искусств фактически объявила: эксгибиционизм отныне – вовсе не тяжкое психическое заболевание, а способ выражения богатого внутреннего мира человека посредством обнажения его гениталий. И областное правительство тому порукой.

Трактователи утверждают, что это – европейский путь, и Воронеж не должен остаться на его обочине. Значит, ему надо быть готовым к таким казусам, как в Дортмунде, где современное искусство не так давно понесло тяжелую утрату: в одном из залов музея Ostwall была варварски уничтожена инсталляция немецкого классика Мартина Киппенбергера под названием «Когда начинает капать с потолка». Трагедия произошла во время уборки зала: работница не поняла, что объемная композиция из деревянных реек и металлического таза представляет собой уникальное произведение искусства. Она решила, что таз просто грязный, и протерла эту часть композиции. А на самом деле то была не грязь, а патина, с помощью которой классик изобразил осадок, якобы оставшийся в тазу после высыхания воды, накапавшей туда с потолка.

До этого подобная драма в Германии произошла в 1986 году в академии искусств Дюссельдорфа: во время уборки в зале знаменитого художника Джозефа Бойса работники приняли за мусор и уничтожили легендарную инсталляцию под названием «Жир».

Директор Дортмундского музея профессор Курт Веттенгль едва не получил инфаркт, но оправился и заявил: «Вопиющее невежество сгубило знаменитое произведение отечественного классика Мартина Киппенбергера!». А мэрия Дортмунда с прискорбием сообщила, что «Когда начинает капать с потолка» уже невозможно восстановить в его первоначальном виде; уборщица нанесла тяжелый удар по творческому наследию выдающегося художника. А ведь их, уборщиц, предупреждали: подходить к произведениям искусства ближе, чем на 20 сантиметров, запрещено! А то ведь они темные, лекций по современному искусству не посещают.

Инсталляция «Когда начинает капать с потолка» была застрахована на 800 тысяч евро, но с возмещением ущерба возникла проблема: уборщица — пожилая турчанка, уроженка Измира и многодетная мамаша, трудолюбивая и скромная, но бедная. Именно из-за старательности она и попала в эпицентр скандала. К тому же несчастье произошло в тот самый день, когда в Германии и Турции на высшем уровне отмечали 50-летие «Договора о приглашении турецких гастарбайтеров в Германию».

Между тем на форумах немецких СМИ появились комментарии художников и любителей искусства «традиционной ориентации», и многие из этих комментариев были злорадными:

«Сейчас только уничтожение придает такому «искусству» ценность. Хотя бы страховую».

«Ей бы возле знаменитого «Черного квадрата» убраться. Может, оттерла бы добела…».

«Темные мы, не понимаем высокого искусства… Это как и в Модерне Пинакотеки Мюнхена. Я там однажды на здоровенную плиту чугунного проката наступил: думал, дырку в полу прикрывает. Так чуть не растерзали. Оказалось — шедевр!».

«Раздражает, что нас дурачат, прикрываясь глубокомысленностью. Называется — зомбирование».

«Интересно было б узнать сумму дохода страхового агента. Говорят, до 50%...».

«Милые дамы, вы там поосторожнее со шваброй-то в храме искусств!»

«Спасибо, что она этот шедевр на мусорку не вынесла. Хотя 2,5 метра «искусства» вряд ли пролезли бы во входную дверь».

«Сколько скворечников можно было б сделать…».

«Это сколько ж евро каждая штакетинка стоит?»

«А что, пиар хороший, теперь многие придут поглазеть на идиотизм».

«Пожалуй, я взялся бы поставить производство подобных шедевров на поток, чтоб хватило всем желающим, — у меня в мастерской полно штакетника. Оптовым покупателям и крупным музеям — скидка».

«В общем, современное искусство осталось не понято широкими массами. Только «элитой». Каковая и готова платить шальные деньги за понты друг перед дружкой».

«Такую бы уборщицу — в каждую современную галерею, она быстро отделила бы искусство от грязного тазика. А тазики надо мыть, господа!»

«Неужели трудно было снова перхоти на тазик натрясти, чтоб спасти выдающееся произведение?..».

Несмотря на эту волну, многие искусствоведы и поклонники Мартина Киппенбергера в разных уголках планеты выражают глубокие соболезнования друг другу и современному искусству в связи с потерей шедевра. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру