Театр жизни

В музее Крамского работает выставка работ Сальвадора Дали и Пабло Пикассо

Слова «уникальный», «эксклюзивный» или «потрясающий» набили оскомину и потеряли ценность, потому что все реалии нашей жизни, начиная от ершика для унитаза и заканчивая супердорогими машинами, стараются обозвать подобным образом. Событие, произошедшее недавно в культурной жизни нашего города, как ни хотелось бы уподобляться общей заштампованности, требует приложения одного из этих слов, потому что иначе как уникальным, нереальным и удивительным назвать его сложно.

В музее Крамского работает выставка работ Сальвадора Дали и Пабло Пикассо

20 сентября в областном художественном музее им. И.Н. Крамского открылась выставка «Рапсодия страсти» – совместный проект с компанией «Артгит». В экспозиции представлены малоизвестные работы Сальвадора Дали и Пабло Пикассо. У каждой работы есть сертификат подлинности.

Александр Щеляков, арт-директор «Артгита» напомнил всем, кто пришел на открытие, что еще четыре года назад планировалось представить долгоиграющий проект «Имена, которые покорили мир». И вот два величайших имени XX века, изменившие стереотипы в изобразительном искусстве, объединились в экспозиционном пространстве.

Всем они не могут нравиться безоговорочно. Но равнодушными точно никого не оставят. Угловатость Пикассо или странная геометрия Дали, насыщенная эротизмом, болью, страхом и безумием, несут бешеный энергетический заряд. С выставки уходить не хочется. Ты словно паровозик на игрушечной железной дороге без конца кружишь по залам и не можешь остановиться. Свобода, страсть, импровизация и бездна смысла – по мере кружения понимаешь, что здесь действительно много от музыкального жанра рапсодии.

Более года шла подготовка к выставке, где представлены пять полных серий офортов, литографий и рисунков двух художников, которые так и остались загадочными и не всегда понятными. Экспозиция немного приподнимает завесу тайны и позволяет зрителю заглянуть в их внутренний мир. Все работы взяты из частных коллекций и в таком виде никогда не выставлялись на Западе.

На выставке, кроме Дали и Пикассо, представлены еще три величайших имени: бельгийского драматурга Фернана Кроммелинка, маркиза де Сада и Джакомо Казановы.

12 офортов Пикассо к пьесе-фарсу Кроммелинка «Великолепный рогоносец» о любви и безумной ревности показывают мир чужих страстей, доведенный до абсурда.

Серия из 25 работ «Калифорнийский альбом» была создана Пикассо как дневник собственных чувств и эмоций, когда он встретил свою последнюю жену и, наверное, единственную сильную любовь – Жаклин Рок. Альбом не предполагался к публичному показу. Но затем Пикассо решил открыть свой внутренний мир и позволил наблюдать, как в рисунках менялось его отношение к любимой. Вот вроде бы почти одинаковые работы, но у изображенной на них женщины разные глаза – то добрые, то ироничные, то со слезами. Они писались в тот момент, когда художник еще не мог определить своего отношения к Жаклин. Спустя несколько дней родится серия «Жаклин в восточной одежде» – одна из самых лучших в творчестве мастера.

Третья серия «Пикассо и человеческая комедия» была написана им в пору личного кризиса, а размышления о жизни и смерти вылились в ироничные картинки. В них он попытался передать свои ощущения к образу модели через наивный детский рисунок. Весь мир театр – этот постулат наглядно выведен здесь: под маской может скрываться что угодно.

Во втором зале нас встречали проповедник абсолютной свободы маркиз де Сад и авантюрист и любитель женщин Джакомо Казанова. Штампы? Безусловно. Стоит назвать их имена, и все уже представляют, чем они знамениты, за каждым из них тянется шлейф определений. Сальвадор Дали в своих работах попытался сломать стереотипы. 14 гравюр к мемуарам Казановы наполняли пространство сюрреалистическими образами, а герои маркиза де Сада били как живые, переживания их обретали плотность и казались не графическими работами, а театральным действом, застывшим по мановению руки волшебника, которому подвластно остановить мгновенье и переложить его в бумажную плоскость картины.

Дали проиллюстрировал совершенно другого маркиза, не того, которого мы привыкли видеть. Насыщенные, чувственные и живые картины. Я заметила, как посетители выставки вроде бы пытались выйти за пределы мира Дали – ну посмотрели все и не по одному разу, ан нет. Снова и снова подходили и почти носами утыкались в литографии, предельно эротичные и в то же время целомудренно-эстетичные, что, наверное, и поражало больше всего. И это чувство неправильности не отпускало.

Есть искусство, которое понять невозможно, пока автор или продвинутый искусствовед тебе не объяснит, для чего все это сделано. А есть искусство, которое не требует объяснений – оно понятно по умолчанию, на уровне подсознания, оно не отпускает, его нельзя проанализировать и разъять на составляющие элементы. Дали подлинный и Дали в репродукции две абсолютно разные вещи - репродукция всего лишь отражение, тень жизни.

Выставка будет работать до 8 декабря.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру