Че Гевара в розовом бутоне

Третьяковка привезла в Воронеж современное искусство

Говорят, что некрасивых женщин не бывает – есть неухоженные или не знающие о своей красоте. Тот же постулат применим и к искусству. Почти все, что выходит из-под рук человеческих, рано или поздно может стать бесценным образцом прикладного творчества. Кособокие статуэтки наших далеких предков сейчас ценятся на вес золота, потому что, говоря современным языком, - это винтажно. Может, и то, что сейчас мы пренебрежительно называем мазней, лет этак через триста будет стоить приличных денег. Спорно? Безусловно, но таково уж свойство человеческой натуры – иногда в самом обыденном видеть прекрасное. 

Третьяковка привезла в Воронеж современное искусство

Фестиваль современного искусства «Чернозем», на прошлой неделе открывшийся в нашем городе, как раз таки дает пищу для подобных размышлений. Совместный проект Государственной Третьяковской галереи и Художественного музея им. И.Н. Крамского «Украшение красивого. Элитарность и китч в современном искусстве» стал открытием как для ценителей искусства, так и для простого зрителя. Русские авангардисты начала ХХ века, современные художники и произведения примитивного искусства расположились в выставочном зале.

Куратор выставки, заведующий отделом новейших течений Третьяковской галереи и кандидат искусствоведения Кирилл Светляков рассыпался в комплиментах: «Здесь удивительный зал, который позволяет разместить многоуровневую экспозицию. Таким образом, можно видеть всю выставку целиком, что изначально было нашей идеей и что в Третьяковке воплотить мы не смогли из-за особенностей места. Выставка здесь воспринимается немного иначе, потому что сделана с вкраплениями материалов музея Крамского».

На первый взгляд, тут соединилось несочетаемое. Но это только первое впечатление. Когда начинаешь потихоньку кружить по залу, удивительное дело, - сразу становится понятно, почему рядом профиль легендарного Че, спрятанный в розовом бутоне, и «Розы» Александра Герасимова - китч и соцреализм смотрятся в такой компоновке весьма органично. Артисты советского кино глядят на полуобнаженную красавицу Карла Брюллова, которая без стеснения совершает утренний туалет. А по соседству с ними - 12 лайтбоксов Аннушки Броше с кровавыми разводами. Здесь можно увидеть скульптурные изображения обнаженных и загорающих под лучами люминесцентных ламп Мону Лизу, Венеру Урбинскую или Маху Франсиско Гойи.

Искусство, понятное всем, - пожалуй, именно таков лейтмотив выставки. Сюда можно прийти в джинсах, шортах, в сланцах и с пляжной сумкой – и такой наряд будет уместен, он органично впишется в китчевое настроение зала. Но из уважения к стенам старинного здания, этого лучше не делать. Китч, соединенный с академизмом дает совершенно невероятный эффект.

- Что же побеждает? – спрашивали юные посетительницы выставки.

- Тут нет победителей и жестких рамок, каждый выстраивает свою ценностную иерархию и, как я надеюсь, побеждает зритель, – отвечал Кирилл Светляков. - Главное не то, что вложил художник, а что увидел зритель. Поэтому границ между элитарностью и китчем тут нет, они размыты. Чтобы отличить низменное от искусства, надо сравнивать, сравнивать и сравнивать, и только тогда придет понимание искусства. Китч сейчас – это уже коллекции. Мне бы хотелось, чтобы у зрителя не было ощущения, что это дорогая выставка. Хотелось, чтобы каждый посетитель мог почувствовать себя коллекционером…

Наверное, поэтому не случайна инсталляция с зеркалами. Глянешь в любое – и выставочное пространство расширяется. И уже непонятно, где грань между миром реальным и миром зазеркалья: то ли ты становишься частью произведения искусства, то ли оно становится приземленным и оттого более простым и понятным. «Где-то мы работаем на контрастах, а где-то на неразличении. Произведения перемещаются из контекста в контекст, границы стираются и становятся зыбкими», - подвел итог куратор выставки

- Ну а почему такое название - «Украшение красивого»? – обступили Кирилла посетители.

- Это выставка-наложение. Непонятно, кто кого украшает – то ли мы произведение искусства, то ли оно нас. Анализируя вещь, мы к ней что-то добавляем – украшаем, находим новые смыслы. Произведение искусства существует в восприятии, без него это просто холст и масло, просто некий объект. Поэтому многие вещи, не являясь изначально произведениями искусства, потом воспринимаются именно так и становятся культовыми.

На следующий день во время публичной лекции зрители почувствовали на себе этот эффект. Китчевая репродукция Шишкинских мишек обрела рыночно-яркое воплощение. Удивленное девичье лицо на полкартины – пошлость? Может быть. Красиво? Кирилл Светляков по-своему интерпретировал это: «Вижу, что многие уже фотографируются на ее фоне, значит, она нашла своего зрителя, и это уже часть искусства».

Еще одна необычная работа – 3D-инсталляция Ростана Тавасиева «На дне». На спектакль театра «Современник» накладываются виды подводного мира из последнего фильма Лени Рифеншталь, посвященного морским глубинам. Здесь два дна, которые либо можно видеть одновременно, либо, посмотрев в специальные пленки, увидеть каждый в отдельности. «И эта ситуация наложения была очень важна для меня, - говорит куратор выставки, - мы как бы мыслим между картинами, существуем всегда в ситуации постоянного выбора».

Споры о том, что такое китч в XX веке – по-прежнему искусство дурного вкуса или новое веяние, способное перевернуть мир, похоже, скоро сойдут на нет. Старые вещи в новой среде начинают звучать по-новому. Наверное, поэтому и слово «винтаж» так сейчас модно использовать к месту и не к месту.

Отсутствие четких границ - противостояние авангарда и китча начала прошлого века сейчас потеряло актуальность. Обрушение иерархии высокого и низового искусства, актуального и традиционного выходят на первый план и как нельзя лучше просматриваются на «Украшении красивого». Такое искусство завоевывает сейчас массового зрителя. Конечно, спрос на классические экспозиции художников позапрошлого века или мастеров искусства Возрождения никогда не иссякнет и традиционные залы музеев пустовать не будут. Но искусство китчевое, примитивное уже заняло свою нишу. И зритель, как объяснял куратор выставки, сюда приходит за идеями, поговорить или просто отдохнуть.

Суть выставки в том, чтобы не блокировать восприятие авторитетами шедевров, а позволить зрителю самому высказать суждение о картине, скульптуре или инсталляции. На выставке даже есть свой черный квадрат. Только если Малевич как раз тот самый авторитет, то в черную бездну современной художницы каждый может вложить свой смысл. В любом случае, стоит последовать совету Кирилла Светлякова: как можно больше смотреть и сравнивать – внутреннее чутье всегда подскажет, что является искусством, а что только его тенью. Красота – понятие относительное, и каждый в состоянии сам сделать этот мир чуточку прекраснее.

До 8 сентября заглянуть в зеркало, оказаться на дне или рассмотреть открытки из советского прошлого можно в выставочном зале музея Крамского. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру