Печальные рейтинги

Каковы на самом деле экономические и промышленные показатели Воронежа

Одни рейтинги Воронежа впечатляют, другие опускают с небес на землю и отражают незавидное реальное состояние экономики и инфраструктуры города. В рейтинге некой общей «привлекательности городов» Минрегиона Воронеж на высоком 8-м месте. 

Каковы на самом деле экономические и промышленные показатели Воронежа

В рейтинге журнала Forbes (2013 г.) лучших городов для бизнеса Воронеж на 20-м месте. В рейтинге «Ъ» для 100 лучших городов – на 44-м месте, которое, пожалуй, наиболее точно отражает уровень экономического развития Воронежа, состояние его инфраструктуры, человеческого капитала, бюджета и финансов в целом.

Всемирный банк (ВБ) поставил Воронеж по легкости запуска нового бизнеса на 17-е место из 30 исследованных городов – сравнительно невысокая позиция.

И сразу поставим точку над «i». Потолок инвестиционной привлекательности и благоприятного предпринимательского климата в регионах и городах определяется общей инвестиционной привлекательностью и конкурентоспособностью страны в целом.

Рейтинг конкурентоспособности РФ от IMD за год вырос на 6 пунктов, но остался низким - 42-е место из 60. Помог приподняться затянувшийся кризис в странах ЕЭС. В десятом рейтинге ВБ и IFC «Doing Business-2013» («Ведение бизнеса-2013») у России 112-е место (подъем за год на 8 пунктов по той же причине). В рейтинге по уровню экономической свободы (The Heritage Foundation, 2013), отражающем развитие конкуренции, Россия на крайне низком 139-м месте.

Эти рейтинги и отражают реальные условия для бизнеса в России, конкурентоспособность ее экономики и госинститутов. И потолки для городов и регионов. Поэтому внутренние рейтинги городов и регионов сравнивают плохое с худшим.

Российский предпринимательский климат лучше всего характеризует прошедшая недавно в Воронеже встреча президента Владимира Путина с предпринимателями. Закончилась она практически ничем.

Представители крупного бизнеса подняли на заседании острые проблемы, которые власть обычно игнорирует. В их число вошли безудержный рост тарифов госмонополий, генерирующий высокую инфляцию, огромный сектор теневой экономики, кредитование бизнеса, снижение стоимости доступа к электроэнергии, амнистию за экономические преступления.

Путин проблему теневой экономики в очередной раз проигнорировал, а по поводу тарифов и доступа к электроэнергии ответил неопределенно. Предложения по амнистии предпринимателей посчитал сырыми. Зачем, спрашивается, собирались?

Обнажила эта встреча и, мягко выражаясь, профессиональные недостатки членов команды президента, подготовивших материал для его выступления.

Владимир Путин: «Вот смотрите, Белгородская область: за 10 лет, с 2002 по 2012 год, ВРП увеличился в 9 раз, одновременно увеличилась численность занятых в 1,2 раза. За этот же период более чем в 6 раз вырос ВРП в Ленинградской области и Краснодарском крае, более чем в 5 раз – в Республике Татарстан».

Вопреки научным канонам, президенту РФ подготовили цифры в текущих ценах. А надо было исключить инфляцию и дисконтировать к одному времени.

Эксперты «Газеты.ру» просчитали по данным Росстата рост физического объема ВРП названных президентом регионов. Их ВРП за 10 лет вырос в пределах 1,7 (Татарстан) – 2,5 (Белгородская область) раз.

Грубейшие, к сожалению, ошибки аналитиков высшей власти РФ на уровне студентов 3 курса.

Представители Воронежской области предложений на встрече с президентом РФ не сделали, да и состав присутствующих еще раз подтвердил воронежские реалии: в области нет крупных и активных на российском уровне предпринимателей-промышленников, а те, что есть, предпочитают не высовываться.

Этот вывод подтверждает и один из главных показателей уровня экономического развития области и Воронежа – собственная отгруженная продукция обрабатывающей промышленности на душу населения.

Подчеркнем: отгруженная промышленная продукция является одним из самых достоверных показателей уровня экономического развития региона или города, его экономической устойчивости и стабильности.

В рейтинге по данному показателю среди городов-миллионников Воронеж занял в 2012 году последнее место (см. диаграмму). И отставание от большинства крупнейших городов весьма существенное.

Удивительно, но Воронеж настолько отстал в развитии своей обрабатывающей промышленности, что ее отгруженная продукция на душу населения стала ниже средней по области – 87,8 тыс. руб. против 99,3 тыс. руб. (44-е место в рейтинге среди регионов).

 

Диаграмма. Отгруженная продукция обрабатывающих

производств городов-миллионников РФ в 2012 г.

В Воронеже и области давно уже наблюдается устойчивый тренд снижения доли обрабатывающей промышленности в ВРП. Ее доля в 2011 году снизилась по сравнению с 2004 годом с 22,9% до 17%.

В обрабатывающей промышленности в 2012 году в Воронеже работало лишь 57 тыс. человек. Всего в промышленности – 70,6 тыс. Для сравнения: в 1995 году в промышленности города было занято 162,7 тыс. человек. Число рабочих мест уменьшилось за этот период в 2,3 раза (снижение на 92,1 тыс.). Вот и пришлось людям уходить куда угодно, включая теневую экономику.

Владимир Путин поставил задачу создать за 10-15 лет 25 млн высокопроизводительных рабочих мест в промышленности в рамках новой индустриализации страны. Общая постановка этой проблемы весьма актуальна. Гробить обрабатывающую промышленность дальше некуда. Но в экономике с ручным несистемным управлением конкурентоспособные современные предприятия создавать невозможно. А с ними и высокопроизводительные рабочие места.

Сколько ни говори «халва», а во рту слаще не будет.

Решать эту проблему путем расширения госсектора априори неэффективно, этот путь уже был неудачно пройден СССР.

Призрачными являются и надежды на трансформацию сектора ОПК в локомотив развития обрабатывающий промышленности страны и Воронежа, в частности.

Владимир Путин недавно, рассматривая изготовленные олимпийские медали, заметил «все, что в России ни делается – получается автомат Калашникова». Так и в промышленности: все, что в России ни делается – получается лишь рост неэффективного и коррумпированного госсектора.

Благоприятных условий для бизнеса не создать в условиях неэффективной вертикали власти, высокой инфляции, опережающего роста тарифов, неэффективности госинститутов, низкого индекса экономической свободы (низкой конкуренции).

Встреча президента и представителей бизнеса лишний раз зафиксировала данные реалии. Побеседовали, как глухой с немым. Высшая власть рассматривает бизнес не как равноправных участников процессов развития страны, а как дойную корову.

Встреча подтвердила также низкий уровень имиджа воронежской промышленности и бизнеса. И это естественно: ни один инвестиционный проект Воронежа, города-миллионника, не входит в число тридцати крупнейших по ЦЧР. Исключение могут составить оборонные проекты, но они стоят особняком, неподконтрольны и недоступны общественности и независимым экспертам. Публикуются только многомиллиардные, в основном непроизводительные затраты, а будет ли от них прок – бабушка надвое сказала.

Обобщенный сервис, куда входят все виды экономической деятельности, кроме промышленности и сельского хозяйства, развивается в основном на базе промышленности и в первую очередь обрабатывающей, имеющей наибольшую добавленную стоимость.

Основные причины продолжающейся деградации этого сектора, в том числе и в Воронеже, и снижения его доли в ВВП и ВРП – низкий уровень и качество корпоративного человеческого капитала, изношенность основных фондов (около 50%), низкий уровень рыночной конкуренции, высокие налоги. Подавляют процессы развития высокие коррупция и доля теневой экономики, инфляция и необоснованный рост тарифов госмонополий, недоступность долгосрочных кредитов, вымогательство и «крышевание», неэффективность государства и его институтов.

Для Воронежа особенно пагубна крайне низкая бюджетная обеспеченность, приведшая к снижению инвестиционной привлекательности города, качества жизни и деградации его инфраструктуры.

Снижение доли обрабатывающей промышленности в ВВП и доли Воронежа в ВРП области происходит не за счет роста производительности труда, как это происходило в развитых странах, а счет замещения отечественной продукции импортом, покупаемым в основном на нефтегазовые доходы.

Воронеж превратился из города с развитой промышленностью в город с преимущественной теневой экономикой (как и область). И перспективы формирования современной промышленности, а также исполнения поручения президента РФ по созданию новых высокопроизводительных рабочих мест в Воронеже, как и в области, весьма туманны. Замена же рабочих мест в промышленности на рабочие места в сельском хозяйстве, торговле, строительстве и т.д. совершенно неадекватна.

Инновационная промышленность – стержень экономики любой успешной страны. Остальные виды деятельности во многом зависимы от нее, от эффективности труда в ней. Промышленности – и карты в руки, ее модернизация – основной приоритет процессов развития Воронежа, регионов, экономики страны. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру